Питер, день третий. Главный штаб Эрмитажа.

Aug 01, 2019 00:01





Утром, пока обещанный дождь еще не зарядил, да и время до открытия Главного штаба еще было, мы решили сделать небольшой крюк по дороге в музей и посмотреть, куда же мы приехали. Наконец-то можно было смотреть на город не шпионскими взглядами из-под зонта, а нормально.

От отеля спустились к набережной канала Грибоедова, там на Банковом мосту нас ждали Грифоны, величественные и индифферентные, несмотря на вскарабкивающихся на них многочисленных туристов.



Мы их не тревожили, сфотографировались внизу.


С мостика вид на хмурый, неприветливый канал, вдалеке Спас-на-Крови. К сожалению, самый высокий купол сейчас реставрируется, так что он не очень фотогеничен.

Идем по Невскому, глазеем по сторонам. Каждое здание, каждый балкончик, фонарь и финтифлюшку хочется законсервировать в памяти и утащить домой.











Очередь на вход в Главный штаб - общая для тех, кто покупает билеты на месте и тех, кто уже купил онлайн. Но народу не очень много, минут через 15 после открытия мы уже зашли, всего ждали 25 минут. Может, сюда стоит приходить попозже - когда мы выходили, часам к трем, очереди практически не было.

Только прошли проверку и сдали воду, еще не доходя до касс, прямо в фойе, вдруг вижу - огромный плакат:



Ооооо!!! Я облизывалась на эту аттракцию все время, пока готовилась к поездке, но думала, что она уже закрыта, потому что их сайт не работал, а на сайте Эрмитажа сообщалось, что регистрация на мероприятие закрыта. И тут - такой сюрприз!
Шикарная аттракция, особенно интересно уже после посещения основного корпуса Эрмитажа!

“Эрмитаж VR. Погружение в историю” - это 20-минутный фильм в формате "виртуальная реальность 360◦". Сидишь с очками VR и наушниками (девчонки смотрели на английском), крутишь головой во все стороны - ощущение полного присутствия! Константин Хабенский (правда, в дурацком лапсердаке и непонятном шляпендроне, и это единственное, что меня раздражало) показывает историю Эрмитажа, как он был основан, пожар, превращение коллекции императрицы в музей, запасники и вид на дворец и площадь с высоты птичьего полета (в этот момент я чуть не свалилась со своего стульчика - голова от высоты закружилась). Сделано потрясающе!!! Вот когда на Посольской лестнице видишь императрицу в соответствующем наряде, избыток золота и лепнины абсолютно не мешает и кажется уместным. ))

Ролик тоже можно крутить на 360 градусов, колесиком слева наверху.

image Click to view


Обалдевшие и восторженные, идем дальше. Главный штаб - абсолютно другой, непохожий на Зимний дворец, это современное, светлое и просторное здание, со стеклянными пролетами и широченными лестницами. Я заранее понимала, что все мы не осилим, но предупредила девчонок, что на выставке "Братья Морозовы" я не буду нестись из зала в зал, а посмотрю все основательно, так что они были уже морально готовы и смирились.
Я тоже подготовилась заранее. Благодаря наводке g_i_n_k_g_o посмотрела перед поездкой отличный фильм Парфенова "Глаз Божий" об истории коллекций братьев Морозовых и Щукина. Очень рекомендую, кстати. В фильме смешалось несколько жанров. Вроде он и документальный, но в качестве иллюстраций к историческим сценам сняты отрывки с такими артистами, как Олег Табаков, Владимир Этуш, Евгений Миронов, Игорь Кваша, А Владимир Познер в роли Пикассо - супер! Известные картины импрессионистов в фильме оживают, мы видим их глазами тех, кто обнаружил на Монмартре никому неизвестные работы непонятно кого и вложил приличные деньги в нераскрученный стиль живописи. Это каким же чувством предвидения, чутьем и вкусом надо обладать! Ломает все стереотипы о русских купцах.
Из статьи "Что мы знаем о братьях Морозовых?":

[О Морозовых]"Михаил и Иван - выходцы из семьи, занимавшейся производством текстиля. Оба получили блестящее образование - старший, Михаил, учился на историческом факультете московского университета, младший, Иван, в Политехническом институте в Цюрихе. Несмотря на то, что Михаил умер всего в 33 года, ему удалось собрать истинные шедевры французской живописи: «Кабачок» Эдуарда Мане, «Поле маков» Клода Моне, парадный «Портрет Жанны Самари» Огюста Ренуара, «Пирогу» Поля Гогена, «Море в Сент-Мари» Ван Гога и другие. Иван Морозов начал приобретать европейскую живопись после смерти брата. Вначале он действовал с оглядкой на его коллекцию, но вскоре открыл для себя тех мастеров, которые оказались вне поля зрения Михаила - Сезанна, Матисса, Пикассо. Старший из братьев не мог оценить их гений, так как умер в 1903 году.
Иван Морозов не только покупал вещи через торговцев искусством - маршанов, но и делал заказы напрямую художникам. Так в особняке на Пречистенке появились панно Мориса Дени, «У Средиземного моря» Пьера Боннара или «Марокканский триптих» Матисса. Иван Абрамович Морозов собрал одну из лучших в мире коллекций Сезанна - 18 полотен. Все началось с посещения в 1907 году судьбоносной для развития мирового искусства выставки художника, устроенной в Осеннем Салоне в Париже. В советское время «Портрет мадам Сезанн» из собрания Морозова, был продан, теперь он хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. После смерти Михаила его вдова завещала коллекцию Третьяковской галерее, где тогда хранилась не только русская живопись. Затем полотна попали в Государственный музей нового западного искусства, вместе с собранием младшего брата Ивана. В 1948 году эта институция после 25 лет работы была ликвидирована, а ее коллекция разделена между ГМИИ им.Пушкина и Государственным Эрмитажем.
Вкусы братьев формировались во многом под влиянием матери - Маргариты Кирилловны, которая прививала им любовь к искусству. Она была дочерью коллекционера старинных рукописных и старопечатных книг А.И. Хлудова, поэтому унаследовала от отца живой интерес к культуре. В детстве Михаил и Иван учились рисованию у Константина Коровина и Егора Хруслова. Иван продолжал писать этюды и во время обучения в Цюрихе в 1891-1895 годах. В первые годы коллекционирования Михаил совершил ряд неудачных покупок - он приобрел поддельных Тициана, Рафаэля и Мурильо. Этот опыт помог ему осознать, что покупка произведений искусства требует не только больших средств, но и солидных знаний. В доме Михаила собирался кружок художников, членами которого были Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов. Общение с молодыми живописцами и многочисленные поездки за границу помогли братьям разобраться в мире современного им искусства."


В первом зале, там, где начинается экспозиция - описание коллекции и ее истории. Несмотря на то, что фильм я смотрела, начала читать и ... захохотала:



Хотя по сути все правильно, действительно "отрыли" )

Коллекция собрана такая, что это чистый восторг! Немаленькая (400 работ), и я думаю, что с такой плотностью шедевры импрессионизма не висят даже в Д'Орсэ.



А это - забавное соседство: Матисс, "Фрукты и бронза" и Серов, "Портрет И.А Морозова", на фоне того же, купленного им Матисса.


А дальше просто добавлю фото особо понравившихся картин, вернее, их маленькую часть, потому что невозможно "впихнуть невпихуемое", и к тому же бессмысленно. Что сразу щелкнуло - множество работ вызывали восторг не только сами по себе, но еще и ностальгическим чувством, тем, что именно они знакомы с детства, растиражированы в советских марках и календарях, а многие я помню по "Энциклопедическому календарю юного художника", от которого с жалостью избавилась буквально несколько месяцев назад. Я просто вижу перед собой конкретные страницы с текстом и репродукциями.

Пабло Пикассо, "Девочка на шаре" и Тулуз Лотрек, "Певица Иветта Жильбер"


Поль Гоген, "Кафе в Арле"


Пабло Пикассо, "Арлекин и его подружка", Поль Гоген, "Женщина, держащая плод"


Ренуар, "Портрет актрисы Жанны Самари", "Мужчина на лестнице", "Женщина на лестнице"


"Стог сена в Живерни"


Поль Сезанн, "Натюрморт с драпировкой"

Шарль Герен, "Обнаженная женщина", Ренуар, "Женский портрет"


Эдгар Дега, "Интерьер с двумя фигурами"


Эдгар Дега, "Площадь Согласия"


Эдгар Дега, "Вытирающаяся женщина", "Две танцовщицы"


Эдуард Мане, "Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка", Дега, "Танцовщицы"


Шарль Герен, "Голова молодой женщины", "Ожидание"


Герен, "Прогулка в парке"


Анри Матисс, "Фрукты, цветы, панно "Танец" (со ссылкой на себя)


Альфред Генри Маурер, "В саду"


Писсарро, "Зебры на водопое", Жан-Жак Эннер, "Этюд женщины в красном"


Тони Минарц, "Зрительницы", "Выход из Мулен Руж"


Эдмон Лампрер, "Уголок бала", "Бар Табарен"


Эрменхильдо Англадо-и-Камараса, "Испанский танец"


Шарль Хоффбауэр, "В Лондоне, 1907 г"


Фрэнк Герберт Мэсон,"Маленькая Италия"



музеи, отпуск лето 2019, искусство, отдых, Питер, живопись

Previous post Next post
Up