День продолжался: у нас была назначена экскурсия в Музыкально-драматический театр Ольги Кобылянской.
Театр стоит на высшей точке Театральной площади, которая вся состоит из великолепных зданий австрийской постройки. Он небольшой, компактный, но очень красивый. Скажите любому черновчанину (особенно бывшему)слово «драмтеатр», и у него увлажнятся глаза…
Когда я планировала поездку, проверила афишу, но в наши два дня она ничего не обещала, нам не повезло. Где-то краем уха я слышала, что в театре бывают частные экскурсии. На сайте театра ничего не обнаружилось, и я с этим вопросом нагло позвонила в администрацию театра:
- Это театр?
- Так…
- У вас проводятся экскурсии?
- Так, так…
- Так проводятся или нет?
- «Так» по-украински это «да»
Ага ))) Забыла уже.
Короче, дядечка меня горячо заверил, что персонально проведет нас по театру, все расскажет и покажет, надо только за день заранее с ним договориться.
Так что нам лично отперли парадную дверь театра, интересно рассказали о том, как, где, кем и почему театр был построен, рассказали театральные байки, продемонстрировали все, что было можно - от венецианских зеркал до личной ложи Франца Иосифа, в которой он нас сфотографировал, включили полное освещение в зале. И все это за какие-то смешные копейки.
Ну вот, теперь в моем изложении…
Проект театра был заказан венскому архитектурному ателье Фельнера и Гельмера. По их проектам по всей Европе было построено около 200 впечатляющих зданий, из них почти 50 театры (
тут фото)
Когда в 1902 году проект был готов, он включил в себя запросы и улучшения, возникшие по ходу дела, и цена соответственно возросла. А в кассе города столько денег не оказалось, и предприимчивые архитекторы продали готовый проект немецкому городу Фюрту, так что теперь там стоит театр-близнец.
С деньгами помогли местные меценаты, и театр был построен к 1905 году, в рекордные сроки, за 14 месяцев (!), по новой технологии на металлическом каркасе. Интерьер был оформлен венскими и чешскими мастерами, росписи, сусальное золото, скульптуры, мраморные лестницы, тяжелые люстры, красный бархат - барокко, но так как театр небольшой, не оставляет впечатление чего-то избыточного и тяжеловесного. А вообще, это барокко, к которому уже явно примешивается модерн, и такое сочетание выглядит шикарно.
Начинаем откуда? Нет, не с вешалки, с лестниц на балконы:
Бронзовые лапки на перилах:
И мы:
А вот и вешалки:
Венецианское зеркало в фойе, предложили посмотреться и загадать желание:
На стенах эскизы к костюмам и декорациям:
Великолепный зал, одновременно торжественный и уютный:
Кресла были набиты какими-то особыми морскими водорослями, которые улучшают акустику, но в 80х годах, когда театр ремонтировали, их заменили на обычный поролон.
В ложе Франца Иосифа мы немного озадачились: тут же сцену видно ужасно! Но наш экскурсовод пояснил, что целью было не видеть сцену, а показать себя, так что вот, мы тоже показали, почувствовали себя императорскими особами:
В ложу, кстати, был построен специальный отдельный вход, сбоку, император мог пройти туда прямо из кареты.
А мы идем дальше, в Черновицкий университет.