"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"

Mar 18, 2015 12:42

Посмотрела я в очередной раз "Аферу Томаса Крауна", и вспомнилась мне одна реальная история о подделках картин.

Речь идет о голландском художнике Хан Ван Меегерене. Это был один из самых великих фальсификаторов своего времени.




В молодости (а дело было в 20-х годах 20 же века) он был довольно популярным художником, т.е. картины его раскупались бойко, он был модным портретистом, а вот критика его не жаловала. Если вообще дарили своим вниманием, то обвиняли в несовременности и подражательству старым мастерам. Он действительно был гениальным художником, но совсем не вписывался в модные в то время течения. Ни в авангардизме, ни в сюрреализме заподозрить его было нельзя, ну родился человек в неправильную эпоху, ну что поделаешь!
Постепенно мир критиков и искусствоведов, очевидно, лишает его веры в честь и порядочность. Особенно повлиял на него один инцидент с критиком Бредиусом. Ван Меегерен со своим другом-художником обнаруживают и реставрируют картину Франса Халса. Известный искусствовед Хофстеде де Гроот установил ее подлинность, картину продали за огромную сумму, и тут Бредиус, известный своей высокой квалификацией эксперта, объявил ее подделкой. Деньги пришлось вернуть. И тогда Ван Меегерен затаил обиду на критиков: "Месть моя будет страшна!!!"

****************************************************
"Который тут критик Латунский?"
****************************************************

Четыре года Ван Меегерен изучает технику великих мастеров и делает эсперименты с искусственным состариванием полотен. Он становится просто виртуозом в мастерстве подделки: использует старый холст и пигменты, которые были в ходу не позднее 17 века, добивается возникновения кракелюров, помещая картины в печь, покрывая китайской тушью для имитации слоя пыли, которая за века въелась в трещины...

Ван Меегерен написал картину "Христос в Эммаусе" в манере Вермеера Делфтского, да и подпись его изобразил, чтоб уж совсем никаких сомнений не оставалось. Он задумал дождаться, пока Бредиус публично признает подлинность полотна, картина продана за огромные деньги, выставлена, пока с нее будут напечатаны репродукции, а после этого он раскроет свою блестящую мистификацию и вернет деньги за картину, Для того, чтобы доказать потом, что полотно - подделка, он даже отрезает полосу у подлинного холста 17 века, которое использовал для "своего" Вермеера.

Грандиозный замысел начинает воплощаться в реальность, Бредиус с восторгом подтверждает подлинность нового Вермеера, "найденного" в Италии, картина продана за огромную сумму, публика в восхищении... Через год картина выставляется, всеобщая эйфория, массовый психоз, толпы народу... И Ван Меегерен не признается, он выбирает деньги. Через какое-то время, поиздержавшись, он принимается за новые подделки, и Питера де Хоха, и Вермеера. Последняя свежеиспеченная (в прямом смысле) подделка .Вермеера, "«Христос и неверная жена», привлекает внимание агента гитлеровского режима, которому поручены розыск и экспроприация художественных ценностей в оккупированных странах. Картина предназначена для личной коллекции Геринга, а сделка осуществляется так: взамен картины немцы возвращают голландскому правительству 200 подлинных полотен, украденных во время нацистского вторжения, их общая стоимость баснословна.
С 1935 по 1943 год Ван Меегерен создает тринадцать подделок, пять остались непроданными, а остальные принесли ему 170 миллионов, часть их была продана голландским музеям.

Но самое интересное в этой истории - это разоблачение.

Когда в 1945 году в соляной шахте была найдена личная коллекция Геринга (в которой было пять Ван Меегереновских подделок), началось расследование: а кто, простите, помогал разбазаривать художественное национальное достояние? И Ван Меегерена арестовывают по подозрению в коллаборационизме с врагами. Байки, которыми он кормил рынок живописи о происхождении картины, не годятся для серьезного официального расследования. Наконец, через полтора месяца заключения, он признается, что сам создал эту подделку, так что не только не помогал в расхищении национального достояния, а наоборот, благодаря ему нацисты вернули нидерландскому правительству 200 подлинных полотен.  Масштабы признаний о подделке всех картин приводят к тому, что ему не верят, сомневаются в его вменяемости. В качестве доказательства ему предлагают написать очередную подделку под постоянным наблюдением агентов службы государственной безопасности. Так за два месяца Ван Меегерен создал своего последнего, десятого Вермеера: "Молодой Христос, проповедующий во храме".



Все обсуждали сенсационное дело, на процессе были журналисты со всего мира, все симпатии обвинения были на стороне художника. Обвинение в сотрудничестве с нацистами сняли, но его все-таки осудили за фальсификацию и приговорили к заключению на один год. Через месяц Ван Меегерен умер в тюрьме. Опрос общественности показал, что он был в то время самым популярным человеком в стране.


интересно, искусство, непридуманные сюжеты

Previous post Next post
Up