Из детства...

Jul 24, 2021 09:55

Стоял недавно в пробке у нас на Рязанке и рядом стоящий грузовик обдал мощным выхлопом соляры. Причём выхлоп был родной, солярный, такой как в детстве, не очищенный никакими катализаторами. И сразу вспомнилось детское детство и батин лесовоз.



Первый лесовоз на котором я прокатился с батей на лесосеку был ЗИС-150, типа этого (все картинки честно стырены в интернете):




Помню как летом батя с помощью рычага мог распахнуть лобовые стекла наружу (получались этакие козырьки) и встречный поток воздуха бил прямо в лицо. А я стоял по полу кабины и держался за специальную железную ручку и смотрел вперёд. Меня, мелкого, мотало по салону во время езды по лесным буеракам но от этого было только веселей.

На полу кабины всегда лежал "кривой стартер", а под откидывающейся пассажирской сидушкой у бати лежал винторез. Тайга тогда была как большой универсальный магазин. Кто же откажется от мяса которое само выбежало на дорогу?

Иногда батя бил оленей просто бампером ЗИСа, догонял и давил. Почему олени так тупили и не убегали с дороги, я не понимаю. Но тоже было весело. И дома было мясо.

А когда мы приезжали на лесосеку там было ещё веселей. Обычно приезжали на "Нижний склад", там были сотни брёвен сложенных в громадные гурты. Лес непрерывно подвозили трелёвщики, типа таких:




Чадя солярой и вставая на дыбы, эти трелёвщики выползали из леса тащая на себе три-четыре хлыста ёлки или сосны. На площадке эти лесины, топорами, ловко очищали от сучьев каке-то бабы (ну для меня тогда они все старухи были, а так-то я думаю им всем лет по тридцать-сорок было). Мать-перемать, хохот, рёв тракторов, шум двигателей лесовозов - и над всем этим одуряющий запах хвойника пополам с солярным выхлопом...

Жалко, что никто не догадается выпустить одеколон с таким запахом, реально мужской запах получился бы. А не эти все флёр-а-флер с жасмином с каплей розового масла на цитроне.

Иногда лес на "Нижнем складе" кончался и мы с батей пёрли в лесные дебри на "Верхние склады". Дороги на эти склады были условные, иногда нас оттуда вытягивали трактором. Там мы грузили лес как есть, с ветками и сучьями, и батя сам рубил сучки, уже прям на гружёном лесовозе.

На лесовоз хлысты грузили вот таким вот трактором:




Не знаю как он правильно назывался но у нас его все называли челюскинцем. Я не думаю, что в честь парохода. Наверное потому, что его погрузочные вилки были похожи на челюсти.

И мужики в промасленных фуфайках очень ловко ими управляли. Лес грузили на лесовозы так, что спиленные хлысты торцами лежали ровными как кирпичная кладка. И всё это в режиме нон-стоп, зимой и летом, днём и ночью. Стране нужен был лес. Тогда как раз налаживался экспорт, строились хрущёрки, открывались заводы по выпуску ДСП, целлюлозо-бумажные комбинаты и прочие производства. Стране нужен был лес и мы его давали.

Когда мы с ним возвращались на "Нижный склад", батя подписывал в передвижном балкЕ накладные, ругался с бабами на счёт кубометров, иногда сметчица брала огромный деревянный штангециркуль (ей-богу не вру!) и шла с моим батей перемерять лес. Она залезала на площадку лесовоза и обмеряла диаметр хлыстов, чего-то там ругалась с батей, спорили, она переписывала мелом цифры на торцах брёвен и мы ехали на лесопилку. Обычно лес сдавали на огромный склад, а уж там брёвна сортировали, пилили в размер, часть шла на экспорт и грузилась сразу на платформы, часть перерабатывалась на щепу, часть распускалась на доски и брусья. Комбинат не останвливался ни на секунду!

По дороге на комбинат батя тормозил где-нибудь на пол-дороге, на каком-нибудь взгорке с которого открывались виды тайги, доставал тормозок и мы с ним обедали. Потом пили чай из китайского термоса, типа такого:



Ничего вкуснее не было чем чай из такого термоса. Чай тогда почему-то был плиточный, пресованный. Наверное китайский тоже. Не помню, да и не знал. Но вкусный был. Тем более, что батя сахара не жалел.

Потом ехали на комбинат, я иногда засыпал на пассажирском сиденье. Чтобы я не свалился на пол, батя подкладывал мне скатку из верблюжьего одеяла которое лежало у него вместо чехла на сиденье. Так я и спал всю дорогу до комбината подпрыгивая на пружинах пассажирского сиденья.

Домой возвращались уже ночью. Иногда под утро. Потому что для того чтобы сдать лес на комбинат нужно было отстоять огромную очередь из лесовозов. Иногда их стояло штук сорок-пятьдесят, реально километровые очереди. Тысячи кубометров леса.

Скучаю ли я по тем временам? Конечно! Детство как ни крути. Ни забот, ни хлопот.
Это сейчас нам объяснили, что мы тогда жили в грёбаном нищем совке, что мы - дети быдла и рабочий скот, что мы наследники Сталина и подонки. А для нас всё это было просто детством. Просто жили и работали. На совесть работали между прочим и на благо всей страны.

З.Ы. Да, в СССР лес рубили неслабо. Но то, что творится теперь - это просто безумие! Сплошные рубки, лунные ладшафты, страшнейшие наводнения.

А тогда следом за трелёвочниками шли лесхозы которые высаживали новый хвойник на временных дорогах, засаживали выгоревшую тайгу (тогда тоже случались пожары) новыми деревьями, вели учёт и лесоохрану. У нас даже был свой лесной питомник. И даже мы, будучи школьниками, участвовали в посадках леса.

Теперь такого нет и в помине. Да и не будет уже никогда. Капитализм он такой - хавайте с лопаты, не обляпайтесь...

image Click to view



вспомнить всё, лес, СССР, промышленность, тайга, детство

Previous post Next post
Up