Почему не работают правила успеха?

Jan 17, 2011 13:08



Почему, если две хозяйки делают одно и то же блюдо по одному и тому же рецепту, у одной выходит - пальчики оближешь, а у другой - только в помойку выкинуть?

Почему книга или фильм, сделанные согласно всем правилам литературной и сценарной теории, далеко не всегда успешно продаются, читаются и смотрятся? Особенно это касается отечественного кино и российских авторов, среди которых единицы хоть как-то продаются за западе. Смотришь - вроде формально все соблюдено, а не работает ни черта.

Почему у нас в Уфе нет ни одного по-настоящему хорошего ресторана, каких бы поваров, администраторов, специалистов по дизайну, ресторанному делу и т.п. не приглашали на работу?



Начну с ресторанов. Для меня, как человека далекого от глянца/гламура/пафоса и прочего выпендрежа, хороший ресторан - это место, где уютно, комфортно, вкусная еда, хорошая энергетика, словом, то место, где я чувствую себя не клиентом ресторана, а гостем у любимых родственников. Для меня лучшие рестораны - семейные. Если посмотреть на посещение ресторана как на некоторую человеческую транзакцию, как на обмен энергией между всеми участниками - посетителем, поваром, официантом и владельцем, то очевидно, что если каждый из них в этом процессе получает удовольствие, то совместное удовольствие прямо-таки утраивается. В такое место хочется вернуться еще и еще раз.

А если повар матерится и думает, как бы утащить домой кусок мяса, официант тихо ненавидит посетителя (зажрались, гады), или, в лучшем случае, произносит заученные фразы, владелец думает, как бы слупить побольше бабла и отдать поменьше взяток, в таком месте сразу чувствуешь себя неуютно, даже если на столе перед тобой самое изысканное блюдо, а квадратный метр напольной плитки стоит больше всей твоей квартиры.

В семейном ресторанчике повар тащится от приготовленной еды, хозяин счастлив, что посетитель доволен, официант рад поболтать по душам. Не скажу, что в Европах все рестораны исключительно такие, но они встречаются довольно часто и всегда запоминаются.

После того, как мы несколько раз пожили в семейных пансионах/апартаментах, у меня начисто пропало желание останавливаться в крупных отелях. Потому что вот эта человеческая транзакция взаимного удовольствия откладывает на отдых совершенно неповторимый отпечаток и запоминается на всю жизнь.

Процитирую свой же пост о Черногории:
"На улицах шумной Будвы сливаются два течения. Одно жаждет дешевой развлекухи, ищет праздника и отрыва, другое с не меньшей страстью требует заработка. Местные жители уже знают, что такое деньги, что такое туристы, и торопятся копировать типовые пляжные услуги, и продают типовые китайские сувениры, но еще не понимают, что процесс важнее результата, что наслаждаясь самим процессом, получат двойное удовольствие, и потому не витает здесь праздничный дух, как у веселых испанцев, а есть только пустая суета и шум."

К чему я это все? Продолжаю читать Роберта Макки и его "Историю на миллион долларов". Пару лет назад я уже пыталась ее читать, и подумала: "Вот ерунда-то! Нудятина какая-то унылая, да еще такой талмуд". А теперь читаю и думаю: "Елки-палки, до чего классная книжка! Ведь все верно написано, и как интересно!"

Наверное, до всего надо дорасти.
До каждой книги.
До понимания, что формальные правила успеха не работают.
Потому что есть еще одна очень важная вещь - внутреннее состояние, в котором мы применяем эти правила.
Там - на Западе - давно уже это поняли. В любой книге про правила успеха в любом деле есть слова про любовь, про вдохновение, про увлеченность, про взаимоотношения с окружающим миром. Мы читаем и пропускаем это мимо ушей, как воду. А в этом, на самом деле, - суть.

Именно поэтому тренинги с преподавателем дают гораздо больший эффект, чем чтение книги, если это, конечно, хороший преподаватель. Потому что он передает внутреннее состояние, он заражает нас своей увлеченностью.

Именно поэтому иногда нужно заниматься в группе и общаться с увлеченными тем же делом людьми.

Я уверена, что открыв книгу Макки, любой начинающий писатель сразу кинется читать о правилах построения сюжета, сцены, эпизода и пропустит слова о любви.
Да я бы и сама так сделала год назад.

А теперь процитирую:

"Все начинается с таланта. Вы должны от рождения обладать творческими способностями, позволяющими соединять разные ситуации так, как этого никто до вас не делал. Кроме того, необходимо привносить в работу собственное видение, основанное на понимании человеческой природы и общества и сочетающееся с всесторонним знанием создаваемого вами мира и населяющих его персонажей. Вам понадобится все это... и еще, как наглядно показали в своей прекрасной книжке Холли и Уит Барнетт, много любви.

Любви к истории - или веры в то, что ваше видение может быть выражено только с помощью сценария, а персонажи фильма могут быть «реальнее» окружающих людей и вымышленный мир окажется более глубоким по содержанию, чем материальный. Любви к драматургии - или увлеченности неожиданностями и откровениями, которые приводят к радикальным изменениям в жизни героев. Любви к правде - или убежденности в том, что ложь разрушает художника, а каждую истину следует подвергать сомнению, пытаясь разобраться даже в собственных тайных мотивах.

Любви к человечеству - или готовности сопереживать страдающим душам, мысленно вставать на их место и видеть мир их глазами. Любви к чувственному опыту - или желания не только физически воздействовать на органы чувств людей, но и пробуждать внутренние эмоциональные ощущения.

Любви к фантазированию - или удовольствия от возможности отпустить свое воображение в свободный полет только ради того, чтобы увидеть, к чему это приведет. Любви к юмору - или возникающей благодаря его спасительной силе радости, которая помогает восстановить жизненное равновесие. Любви к языку - или восхищения звуками и смыслом слов, синтаксисом и семантикой.

Любви к дуализму - или поиска скрытых противоречий, разумного сомнения в том, что вещи таковы, какими кажутся. Любви к безупречности - или страстного желания писать и переписывать все заново в стремлении добиться совершенства. Любви к уникальности - или возбуждения от эпатажного поведения, а также «каменного» спокойствия, когда его встречают насмешками. Любви к прекрасному - или врожденного чувства, позволяющего ценить хорошие литературные произведения, испытывать отвращение к плохим и понимать существующую между ними разницу.

Любви к самому себе - или силы, которая не требует постоянного подтверждения и никогда не позволяет усомниться в том, что вы настоящий писатель. Надо любить писать и уметь терпеть одиночество."

А потом он пишет:

"Но одной лишь любви к хорошим историям, необыкновенным персонажам и миру, которым управляют ваша страсть, смелость и творческий дар, все-таки недостаточно. Вашей целью должна стать хорошо рассказанная хорошая история. Как и композитору, который обязан в совершенстве знать законы сочинения музыки, вам придется изучить соответствующие принципы создания сценария."

Правила успеха, правила сочинения истории - это автомобиль, который не едет. Ключ зажигания - любовь к процессу, внутреннее состояние. Как достичь такого внутреннего состояния, чтобы паровоз успешного творчества летел на всех парах вперед?

Я сама постоянно ищу, как это сделать. Каждый раз, как нахожу новый способ, пишу об этом здесь :)

Творческий подход

Previous post Next post
Up