Полоса препятствий или В поисках драйва

Oct 16, 2009 16:18




В последнее время в рунете я часто встречала восхищенные отзывы на книгу Тимоти Ферриса "Как работать 4 часа в неделю".

Я не хочу работать 4 часа в неделю. Я вообще не хочу работать Я отупею, впаду в спячку и помру со скуки! Я хочу такую работу, чтобы с азартом и увлечением отдавать ей столько времени, сколько потребуется. Чтобы расставаться с ней как с увлекательной книгой на самом интересном месте, а встречаться - как с подарком на ДР :)

Я не хочу думать "работа отнимает у меня каждый день 8 часов жизни". Я хочу думать "работа - это классная и приятная во всех отношениях часть моей жизни".

Существует ли эта "идеальная работа" только в параллельном, идеальном мире, или можно превратить любую работу в любимую?


По крайней мере, в любую работу можно добавить драйва. И тогда она станет, как минимум, более увлекательной.

Мне очень нравится писать. Возможно, писательство - это как раз та самая идеальная для меня работа. Что может быть интереснее, чем творить целый параллельный мир и создавать героев, оживающих на глазах будто чудовища Франкенштейна? Как хочется, чтобы читатель сопереживал персонажам, чтобы выдавливал скупую слезу в клетчатый платок или смеялся в метро так, чтобы все пассажиры с завистью оглядывались. Чтобы утром он прочел книгу, а вечером ему захотелось перевести старушку через улицу, чтобы, открывая книгу перед тем, как повеситься, он закрывал ее с желанием свернуть горы, победить дракона и жениться на принцессе.

Но вот ведь парадокс: иногда я часами сижу на одним абзацем, и мне все известно - какие из себя герои, что они должны сделать, и в какой обстановке, но почему-то текста выходит в час по чайной ложке. К тому же, надо глянуть в почту - нет ли чего новенького, и почитать городское коммьюнити, и слопать печеньку - да мало ли более важных дел!

День проходит, на листе передо мной - по-прежнему один крохотный абзац, над душой висит тяжеленный холодильник, набитый ледяным чувством вины за бесцельно потраченное время.

Я решила присмотреться к себе и к своей основной айтишной работе - какие периоды самые продуктивные, и какие - самые "ленивые"?

Ответ оказался простым и неожиданным. Чтобы эффективно работать, мне нужна острая проблема. Чем сложнее, тем лучше. Дайте мне любопытную головоломку, и я буду работать как тысяча батареек энерджайзер, и ничто на свете не отвлечет меня от цели. Но как только решение найдено, и наметился конкретный план простых и понятных задач, меня будто выключают. И я снова становлюсь сонной плюшевой медведицей, вяло елозящей мышью по интернету.

На работе эту ситуацию решать очень просто: у меня есть подчиненные. Причем подобраны они у меня очень удачно, потому что как раз любят делать простую и понятную методичную работу. А вот если оказываются в тупике, тут-то как раз и вступаю в дело я. Беру себе самую вкусную часть пирога :) Нахожу решение, излагаю его подчиненным, и они его тихо-спокойно реализуют.

Однако, у меня нет под рукой парочки-другой литнегров. Как же быть с моим романом?

История здесь похожа: пока я ломаю головую над образами и сюжетом, процесс идет быстро. Как только все детали картинки становятся известны, собирать готовый паззл мне становится ужасно лениво.

В конце концов, даже для того, чтобы заставить действовать героя романа, ему перед нос нужно подсунуть препятствие, да повыше, да покруче. А тут, понимаешь ли, ровная беговая дорожка, без единой кочки.

И тогда я подумала - если нет достаточно подходящего препятствия, чтобы умопомрачительно захотелось его преодолеть, значит, его надо просто создать!

Это не означает подложить себе кнопку под попу и не вставать до тех пор, пока на закончишь очередную главу :)

Это значит - поднять планку. Как сделать образ еще выразительнее? Как сделать опасность еще опаснее, а радость - еще радостнее? Как выразить ту же мысль более ярко и лаконично? Как заставить читателя сопереживать еще сильнее?

Последнее время я читаю очень много книг по писательскому мастерству, и замечаю, что как только нахожу интересную идею, принцип или рецепт успешного произведения, у меня сразу с новой силой просыпается интерес к собственному тексту. Я сразу начинаю думать, а как бы это применить, а не нужно ли чего подправить. Точно также действует хорошая, конструктивная критика. Словно головомка поворачивается новой стороной, и оказывается, что она разгадана не до конца.

Когда мне становится скучно писать, я придумываю новую планку для той же самой главы, про которую вроде бы все известно. Нахожу идеи в книгах по теории литературы, подсматриваю в жж других писателей, на сайтах литературных конкурсов. Ищу - как можно сделать лучше, интереснее?

И тогда появляются кураж, драйв, творчество становится увлекательной игрой :) Это все равно как крутить педали на велотренажере исключительно с целью набрать десяток тысяч знаков километров, или ехать на велосипеде по городу, где есть светофоры, прохожие, машины, или выбраться за город, в бездорожье, где леса и овраги, ручьи и болота, льет дождь, печет солнце.

И что-то подсказывает мне, что там, где интересно писателю, будет интересно и читателю :)

Этот же принцип работает и в других сферах жизни.
Скучно готовить - найди новый рецепт, попробуй новые продукты!
Скучно программировать - усовершенствуй движок!
Скучно учить иностранный язык - поставь себе целью прочесть любимую книгу или посмотреть любимый фильм в оригинале!

Единственное, что никак не могу придумать - это творческий способ мытья полов. Пока что у меня только один вариант решения этой проблемы: люблю, когда полы моет муж :)

Ясное дело, что все эти ухищрения предназначены для тихих и сонных периодов жизни :) Если жизнь и так бьет ключом, куда интереснее другая проблема - где найти достаточно энергии на все дела? Об этом будет одна из следующих заметок :)

А вам что больше нравится - решать головоломку или методично выполнять простые и понятные задачи?
Какая проблема актуальнее - дать себе пинок под зад или найти свободную минутку, чтобы отдышаться?

Творческий подход

Previous post Next post
Up