Третья статья про то, как автору переварить критику и не поперхнуться.
Первая статья: увидеть невидимое и услышать неслышимое Вторая статья: каша из топора или превращаем негативные эмоции во вдохновение Краткое содержание предыдущих статей: любая критика всегда хотя бы немного задевает и обижает нежную душу творца. На мой взгляд, в первую очередь надо разобраться с эмоциями и попытаться превратить обиду в порыв вдохновения. Во второй статье я рассказала о технике, с помощью которой сделать это также легко, как сконвертировать рисунок из bmp в jpeg. Ну, а после того, как внутренние страсти улеглись, пора делать выводы и отделять зерна от плевел: что из критики действительно поможет улучшить наше творение?
Перед написанием третьей статьи про критику я перерыла целую кучу интервью с писателями и сделала вывод:
- одни писатели либо смиренно и демонстративно соглашаются с любой критикой и тем самым лишают своих противников дальнейших поводов для споров (например: Анна Ахматова), либо делают вид, что никакая критика их вообще не волнует. При этом совершенно неизвестно, что на самом деле творится у них в душе;
- другие писатели «горько плачут», переживают и расстраиваются, потому что «чем больше человека ругать, тем хуже он работает» - в основном писательницы-дамы.
Ни один писатель не признался, что он извлекает из критики какую-нибудь пользу.
Пожалуй, когда я стану матерым писателем и завалю своими романами книжные полки, тоже не буду признаваться, что критика бывает полезной.
Но пока я начинающий автор, можно сказать, ученик, точнее, ученица, могу смело сказать: критика - полезная штука. Даже больше - это штука совершенно необходимая. Но, с другой стороны, слепо следовать всем советам критиков тоже не стоит, иначе какие же мы тогда творцы?
Как найти разумный баланс?
Пункт первый. Долой субъективные понятия
«По сути дела, практически каждая критическая статья есть не более чем развернутое, дьявольски многословное "нравится-не-нравится». Меня можно попытаться убедить, что разбираемая книга содержит фактические ошибки или, скажем, вторична по форме или по мыслям своим, но доказать мне, что книга "плохо написана", или "скучна", или "малосодержательна", невозможно в принципе, ибо все это понятия сугубо субъективные и характеризуют не столько книгу, сколько самого читателя». (с) Борис Стругацкий
В самом деле, бесполезны не только отзывы в стиле «аффтор, выпей йаду». Есть еще масса чисто субъективных понятий, пользы из которых извлечь нельзя, даже если очень хочется: "в произведении не хватает души", или "посредственный текст", или "тягомотина какая-то".
Но есть одна субъективная вещь, на которую вы должны обратить особое внимание!
«Я не понял, в чем идея рассказа/книги», «О чем это вообще?» - если таких отзывов набирается много, стоит хорошенько подумать, удалось ли вам донести свою идею до читателя.
Пункт второй. Ищите мотив.
Любой, кто вас критикует, преследует некую собственную цель. Как правило, критиками двигает одно из следующих побуждений:
- зависть и желание самоутвердиться за ваш счет;
- желание похвалить себя.
Улавливаете разницу? Кто он, ваш критик, - злобный упырь, истекающий зелеными слюнями от зависти, или благородный и опытный учитель, готовый снисходительно поделиться с вами плодами своей мудрости?
Допустим, я вырастила классные помидоры. У меня есть сосед Вася, который весной повтыкал саженцы в землю и все лето валялся перед телевизором, и у него ни черта не выросло. Приходит ко мне Вася и говорит: «Гнилые твои помидоры, пестициды одни, а не витамины. Можно в сто раз лучше вырастить одной левой!». И еще уходя затопчет пару кустиков.
А с другой стороны у меня сосед Петя, он тоже классные помидоры выращивает, но крупнее моих два раза. Приходит ко мне Петя и советует: «Вкусные у тебя помидорчики, но вот если на ночь корни будешь банановыми шкурками обкладывать, будут сладкие и мясистые». А я ему отвечаю: «Зато у меня на каждом кусте их в два раза больше, чем у тебя». А сама потом думаю: «Попробую-ка я на половине кустов банановые шкурки».
На этом принципе работает вся великая система интернетной взаипомощи. Именно поэтому в форумах можно получить ответ на любой вопрос, от выбора памперсов для младенца и рецепта соленых огурчиков до настройки FreeBSD и переделки запорожца в гоночный автомобиль. Уж очень мы любим хвалить себя.
Прежде, чем принимать к сведению критику, посмотрите, кто это пишет и зачем. Причем личные достижения автора - это еще не достаточный показатель. Можно быть очень начинающим автором, но отличным вдумчивым читателем. А можно быть признанным гением, но смотреть на всех исключительно сверху вниз. Лучше обратите внимание, как этот человек отзывается о других произведениях, кроме вашего, включая книги именитых авторов, фильмы и музыку. Помимо всего прочего, у него может обнаружиться свой больной пунктик, на который он всем подряд указывает, потому что его это задевает за чувствительное место.
«Всякий, кто находит у вас ошибки, косвенно хвалит себя, но заодно бесплатно работает на вас!» (с) Юрий Никитин
Пункт третий. Отстранитесь от текста.
Итак, мы выбрали интересные и содержательные замечания от достойных людей. И… все равно с ними не согласны. Или не можем понять, где это у нас такое есть.
Одна моя знакомая рассказывала, что в детстве у нее была чересчур пухленькая дочка, но никто из подруг не решался ей об этом сказать, чтобы не обидеть. И молодая мама всячески умилялась пухлой дочурке, пока вдруг в один прекрасный день у нее не открылись глаза. И тогда она ужаснулась: «Боже, какой толстый ребенок!», и привела наконец-то питание девочки в порядок.
Наше произведение - это тоже наш ребенок, и мы в упор не видим его недостатков. Я знаю, это очень трудно, но все-таки, попытайтесь представить: этот текст - не ваш. Он чужой, вы видите его в первый раз. Его написал незнакомый начинающий автор, которому нужно указать путь истинный. Сосредоточьтесь на этом еще раз перечитайте замечания. Помните - критикуют не вас, критикуют текст, это совсем не одно и то же.
Пункт четвертый. Извлекайте максимум пользы
Я заметила, что делаю одни и те же ошибки. Например, я получаю отзыв о рассказе, а применяю его к роману, и сразу вижу те же самые недостатки. Если мне успешно удалось применить третий пункт с «отчуждением» текста, у меня просто глаза открываются. Я сразу понимаю, что, где и как надо исправить. Как только вы обнаружили замечание, с которым согласны, проверьте - не повторяете ли вы ту же самую ошибку в новых произведениях?
Пункт пятый. Следуйте внутреннему чутью.
«Задницей чую, что надо делать вот так-то и так-то» (с) Любимый начальник
Иногда критикам удается весьма метко выразить то, что мы и сами чувствовали, но никак не могли сообразить, что же здесь не так. Такие критики особенно ценны :) Берегите их, как зеницу ока.
Если же ваше внутреннее чутье подсказывает, что текст надо оставить таким, как есть, плюньте на все замечания. Правила созданы для того, чтобы их нарушать. Верьте в себя и доверяйте собственной интуиции.
Не зря ведь во многих интервью состоявшиеся писатели говорят, что один из главных факторов успеха - вера в себя.
Наконец, два совета от Джулии Кэмерон, автора книги «Путь художника»:
«Помните, что даже если вы и впрямь изваяли нечто ужасное, скорее всего, это была совершенно необходимая ступенька к следующей работе. Искусство развивается не плавно - оно нуждается в стадии «гадкого утенка».»
«Творчество - единственное лекарство от критики»
Ну а если все эти три статьи про работу с критикой вам нисколечко не помогли, то отправляйтесь вот
на эту страничку Сергея Лукьяненко. Меня это утешает всегда!
ЗЫ. Есть другая сторона этого вопроса. Всегда ли мы правы, когда жестко критикуем другого человека в соответствии с собственными убеждениями? Задумываемся ли мы, что иногда мы рушим целый мир, убиваем творческое начало? Я даже написала об этом рассказ, он называется
«В топку».
ЗЫ. ЗЫ. Сегодня пришла новенькая, недавно изданная книжка по писательскому мастерству. Как прочитаю - сразу же поделюсь впечатлениями :)