Пражский хулиган №1

May 19, 2009 11:26




Кто подвесил Ленина Фрейда на крышу? Кто посадил святого Вацлава на перевернутого коня? Кто заставил черных младенцев ползать по телебашне? Наконец, кто покрасил настоящий советский танк в розовый цвет?

Если вы бывали в Праге, то не могли не обратить внимания на работы самого необычного чешского скульптора Давида Черны.

Рассказом о нем начну новую рубрику в разделе "Творческий подход": яркие личности.



Давид Черны стал известен всему миру уже в 23 года. В Праге, на площади перед дворцом Юстиции долгие годы стоял советский танк. Считалось, что это первый танк, который вошел в город в 1945 году, и он символизирует собой освобождение столицы советскими войсками. Однако после событий 1968 года памятник стал восприниматься как символ коммунизма и советской оккупации. В 1991 году, после бархатной революции, Давид Черны перекрасил танк в розовый цвет - чтобы показать беспомощности коммунистов в сложившейся ситуации. Через несколько дней солдаты чехословацкой армии перекрасили его в родной цвет. Но не прошло и двух недель, как группа депутатов перекрасила танк обратно в розовый. Вскоре его и вовсе убрали с площади. Сейчас розовый танк хранится в военном музее за пределами Праги.



Гуляя по центру Праги, можно случайно наткнуться на знакомую фигуру над головой. Любой русский турист без труда узнает в ней Ленина. Хотя Википедия говорит, что это на самом деле Фрейд. :) Скульптура под названием «Висящий» побывала в свое время на улицах Берлина, Стокгольма и Лондона. Говорят, бывали случаи, когда на помощь «Висящему» вызывали спасателей, принимая его за живого человека.

Еще одно знаменитое творение скульптора - святой Вацлав на перевернутом коне. Предметом для пародии стал конный памятник святому Вацлаву - одному из самых почитаемых чешских святых. Работа «отца чешской скульптуры» Мыслебека была установлена в самом начале 20-го века на Вацлавской площади, у здания Национального Музея. «Под хвостом» у коня - традиционное место встречи как пражан, так и многочисленных туристических групп.

Вацлав в исполнении Давида Черны сидит на мертвом коне, перевернутом и подвешенном за ноги, изо рта коня свисает язык. Первоначально хулиганский памятник предназначался для нового здания Главного почтамта. Но руководство почтамта отвергло проект, посчитав, что «это уж слишком». Злые языки говорили, что он похож на президента, Вацлава Клауса. В итоге творение скульптора установили на противоположном конце Вацлавской площади. Учитывая, что в этом месте частенько собираются карманники и мелкие наркодилеры, новый памятник стал своего рода альтернативным местом встречи. Правда, простоял новый Вацлав на площади недолго - уж больно общественность была недовольна. Теперь он висит неподалеку, но в менее популярном месте - в торговом пассаже Люцерна.


 


Язык у коня все время меняет цвет. Все дело в том, что среди местной молодежи стало своего рода подвигом оторвать не очень высоко висящему коню язык, а вот подобрать для нового языка материал подходящего цвета не удается.

Гигантские черные младенцы (3,5 метра в длину) были придуманы скульптором в 1994 г., когда он жил в Нью-Йорке, для музея современного искусства в Чикаго. Однако музей не нашел денег на инсталляцию, и фигуры некоторое время кочевали по выставкам, успев побывать даже в Киеве. В 2000 году, когда Прага была объявлена одной из культурных столиц Европы, Давид Черны жил в пражском районе Жижков. Местные власти попросили его сделать что-нибудь для района. Так десять «негритят» появились на жижковской телебашне. Правда, на переговоры с властями ушло целых полтора года. Скульптор тщательно выбирал место на башне для каждого из младенцев, и до сих пор недоволен расположением одного из них.





Однажды Давида Черны попросили одолжить фигуры младенцев на пару дней для коммерческих целей. Предлагали полмиллиона крон (примерно 22 тыс. долларов), но он отказался. Скульптор не хочет участвовать в рекламе, чтобы не потерять доверия людей к своим произведениям, которыми им он открыто выражает свое отношение к чему-либо. «Я не хочу дискредитировать свою работу. Я же не сумасшедший», - говорит он.

Дерзкому скульптору далеко не всегда удается осуществить свои замыслы. Но несогласие властей только дает художнику стимул для новых работ. Тем более, что ему не нужно содержать семью, и он не слишком-то заботится о деньгах.

В числе нереализованных проектов - инсталляция для Народного Театра под названием «Народ - себе». Этот театр был построен на деньги, собранные народом. Сразу же после открытия, в 1881 году, в здании произошел страшный пожар, и на восстановление театра чехи снова собрали деньги - миллион златых всего за 47 дней. Поэтому и девиз театра - «Народ - себе». Давид Черны хотел разместить на крыше театра десятиметровую золотую скульптуру обнаженного Титана, из пениса которого время от времени весьма недвусмысленным образом вырывались бы потоки воды. С одной стороны, фигура намекала бы на историю и девиз театра, отчасти символизируя пожарный брандспойт, с другой, это было бы небольшим хулиганством по отношению к прохожим внизу. Скульптура должна была быть установлена в мае 2003 года, аккурат накануне референдума по поводу вступления Чехии в Евросоюз. Проект был щедро спонсирован человеком, пожелавшим остаться неизвестным, однако руководство театра в конце концов решило отказаться от него, как пишет Черны, «побоявшись потерять свои места».



Есть у Давида Черны и работы в высокотехнологичном стиле. Например, инсталляция из двух мужчин, которые справляют малую нужду. Расположена она на острове Кампа, совсем недалеко от центрального места паломничества туристов - Карлова моста. Бронзовые статуи не просто писают, они «вычерчивают» на воде высказывания известных жителей Праги. Примечательно, что процесс выглядит весьма реалистично. Электромоторами, которые передвигают части тела статуй, управляет компьютер. Можно даже заставить статуи «написать» собственную фразу, отправив с мобильного телефона SMS-сообщение.







Еще одно произведение скульптура - автобусная остановка в городе Либерец в виде обеденного стола. Черны решил поиграть с ожидающими автобуса пассажирами в Алису из страны чудес. Остановка приютилась на узеньком тротуаре, в неуютном месте, из которого хочется побыстрее уехать. Скульптор решил напомнить людям о детстве, когда они оказывались под обеденным столом, в уютном и безопасном мире, где никого нет, и звуки приглушены скатертью. Инсталляция так и зовет проезжающих мимо водителей проверить, не сидят ли они случайно в игрушечном автомобильчике.



Но и здесь не мог художник обойтись без выражения своих политических взглядов. На столе, среди кружек с пивом - голова в очках, в которую воткнуты нож и вилка. Это голова Конрада Генлейна, который был в этих местах рейхс-наместником в годы фашистской оккупации.

Конечно, это далеко не все работы талантливого хулигана. Его произведения выставлялись на многих музеях и галереях, за свои смелые взгляды он приобрел не только поклонников, но и врагов.

Вот эту работу, тоже очень знаменитую, даже комментировать не буду:





Давид Черны считает, что искусство, в отличие от дизайна, должно содержать в себе какое-то послание, нести какой-то подтекст. А провокация - это просто более веское послание. Шутника часто спрашивают, что же он хочет сказать той или иной работой. Однако скульптор считает, что главное - объяснить это самому себе, а некоторые вещи пояснять людям не нужно вообще - пусть догадываются сами. И в самом деле, над творениями Давида Черны иногда можно долго ломать голову.

Подробнее познакомиться с творчеством Давида Черны можно на его официальном сайте.

ЗЫ Часть фото сделана в Праге моим супругом, часть взяты с официального сайта скульптора.

Творческий подход: яркие личности

Previous post Next post
Up