После некоторого разочарования от
"Пандема" за очередную книгу Дяченко я взялась с осторожностью. Открыла первую страницу, сидя в аэропорту перед вылетом в командировку... и целую неделю не могла оторваться - поглощала ее с неизменным аппетитом в самолете, электричке, метро, на курсах, в служебной квартире, забывая обо всем на свете и не замечая никого вокруг.
"Пещера" - очень сильная вещь, даже не берусь сказать, сильнее ли она чем столь впечатлившая меня
"Vita Nostra" или на том же уровне. Но к писателям я прониклась утроенным уважением и благодарностью.
В этом романе очень здорово все - идея, сюжет, образы, герои, аллегории и накал страстей такой, что мелодрамы отдыхают.
И есть в нем вещи, которые я очень ценю в книгах, и которые встречаются не так часто, как того хочется:
- непредсказуемость - до самой последней страницы непонятно, чем кончится дело;
- герои не делятся на плохих и хороших, их мучают сомнения и раздирают противоречия, они очень живые и яркие, далекие от штампов, все три главных героя - и Павла, и Тритан, и самый запоминающийся персонаж - режиссер Кович;
- очень сильно и жизненно написано о человеческих отношениях;
- философский подтекст без морализаторства;
- совершенно особая книжная "энергетика", которую я чувствую у редких авторов.
Образы пещеры - мира, куда люди попадают во сне в зверином обличье - прорисованы очень красиво и ярко. Жесткий мир за театральными кулисами не оставляет равнодушным. Здорово придуманы имена и прозвища героям - чего только стоит господин Раздолбеж :)
В общем, все на уровне, до мельчайших деталей - и поэтому выдуманный мир так живо и реально предстает перед глазами, и поэтому так переживается за героев.
Ставлю за прошедший год на первое место по силе впечатления. На втором -
"Не покидай меня" Кадзуо Исигуро.