Андрей Колядин когда-то работал советником губернатора Самарской области, вице-губернатором Воронежской области, позже - руководителем департамента региональной политики Администрации президента РФ. В свое время я многому у него научился. На днях у себя в фейсбуке Андрей опубликовал простой, но интересный текст. "Охранители" и "трясогузки режима" такого не пишут почему-то. Рекомендую к прочтению. Особенно сотрудникам органов государственного и муниципального управления...
Власть публичная и непубличнаяВ большинстве цивилизованных государств политические и экономические решения власти находятся под пристальным вниманием оппонирующих партий, СМИ и гражданского общества.
Да… Перечисленные общественные институты - образования гадкие и подлые. Вместо того чтобы строем идти в ногу красить скамеечки в парке, мести улицы и сбивать сосульки в опасных местах, они лезут в душу к чиновникам, требуют обоснования каждого шага, подразумевают в действиях власти что-то корыстное и антинародное, поднимают вой по-поводу и без повода. Т.е. мешают чиновникам управлять страной.
Эти подлые создания, характеризующие демократические государства, сменили не одного президента и свалили не одно правительство. Но вот в чем парадокс! Все обиженные коварством публичной власти страны живут очень даже не плохо… И уровень удовлетворенности общества властью в этих странах на много выше, чем в государствах с политикой непубличной.
Я, конечно, не имею в виду КНДР - это особое образование. Держа в лагерях для перевоспитания каждого сотого корейца, заставляя население нищенствовать и голодать, руководство страны сумело найти ключики к сердцам жителей и сделать их счастливыми. Даже в лагерях. Счастье в идеях чучхе, а не в свободе, еде и человеческой индивидуальности!
Политика непубличная удобнее. Во-первых, на ней флер величия и всемогущества. Чиновники воспринимаются небожителями, а не слугами народа. Где-то там, в вершинах бытия, сидят они - умнейшие из умнейших, достойнейшие из достойнейших. Причиняют добро. Наносят пользу. Творят радость людям.
Если в 90х каждый уважающий себя подросток считал, что он просто обязан в будущем стать бритоголовым битюгом какой-нибудь ОПГ, а бывшие пионерки мечтали о карьере путан, то сегодня все хотят стать чиновниками.
И это понятно…
В условиях государственно-монополистического капитализма выгоднее всего работать именно в системе государственной власти.
Если не получилось - то в монополиях.
Раз уж совсем не повезло - то быть капиталистом.
Ну а народ?..
Народ - в поле. Он в системе не учитывается совсем.
Но это было бы не так плохо, если бы существующая система имела четкое сито отсева тупых карьеристов и воров от талантливых управленцев. Не знаю как… Возможно, как в застойные времена - отбор социальноактивных подростков на уровне пионерии и комсомола, обучение, наработка опыта в народном хозяйстве, сфере управления, партийного строительства. В любом случае, я не помню, чтобы в России в это время можно было купить должность секретаря обкома партии или стать членом политбюро за пару миллионов долларов…
Да! Есть Селигер, объединения молодых партийцев парламентских партий, всякие «наши» и «ненаши»… Не отрицаю. Более того, знаю случаи, когда проявившие себя в них люди делали карьеру. Но разве это система подготовки кадров? Это отбор из того, что есть…
В самых высоких кабинетах управления страной мне приходилось слышать: «Нам все равно кто будет делать дело - хорошие люди или подонки. Хорошие люди - не профессия. Главное эффективность!»
Возможно, если выбирать из двух особей, один из которых тупой, ленивый, но порядочный человек, а второй - работоспособная и быстро соображающая тварь, то установка совершенно верна. Но кто мешает находить работоспособных и честных людей? Зачем выбирать из тварей? В чем такая необходимость?
А в том, что поддонком проще управлять. Он готов выполнить любые поручения не выпендриваясь. Спокойно перенесет унижения и подлость от собственных руководителей. И у руководителей всегда есть толстые папки компромата на подчиненных. Куда-то не туда пошел - и открылась для тебя дверь в тюрьму, вместо двери в персональный кабинет…
Только вот фильтрует такая система людей по своему образу и подобию. И выстраиваются длинные цепочки тварей всех видов и типов, вместо нормальных менеджерских коллективов.
Если начальник вор - подбор сотрудников ведется, в том числе и по критериям - будет ли он приносить доход и будет ли держать язык за зубами.
Если начальник некомпетентная выскочка, с фиктивным образованием и отсутствием опыта управления большими коллективами, то и набирает еще более тупых и ограниченных сотрудников, чтобы его светлая голова ни их фоне видна была.
В открытых и публичных системах власти такие персонажи быстро становятся достоянием общественности. Сморозил чиновник что-то не то, принял непродуманное решение, решил «подзаработать» на бюджете - рано или поздно это станет общеизвестным. Если не ушлые журналисты найдут компромат, то конкуренты выложат «грязное белье» во всеобщий доступ и карьера закончена… Как говорил герой Папанова в «Берегись автомобиля»: «Тебя посодют! А ты не воруй!».
В закрытых системах управления - все покрыто сеткой тайны. Каждый шаг засекречен. Каждый пресс-релиз согласуется. Каждое интервью требует вопросов заранее и коррекции перед обнародованием. Каждый контакт с журналистом - симптом потенциального предательства.
Но кому от этого лучше? Государству? Чем же? Тем, что плодятся длинные ниточки коррумпированных чиновничьих связей или, что еще страшней, бездарей и карьеристов? Сомневаюсь, что в этом заинтересованы крупные региональные и федеральные управленцы.
Просто система ржавеет медленно. А проблемы надо решать сейчас. И желательно, чтобы под ногами не мешались СМИ, оппозиция со своей правдой и гражданское общество. А там - будь что будет…
А может, что тянуть-то, сразу к идеям чучхе? Чтобы все счастливо, с песнями, по тюрьмам! Вариант-то проверенный… Хоть и смертельный для России.