Манифест обывателя. Преамбула

Apr 01, 2014 19:53

Слышать, как российский агитпроп использует вопрос нелигитимности нынешней украинской власти в своих целях - действительно, не самая приятная вещь. Тем паче неприятно, что в данном случае риторика относительно государственного переворота, путчистов и хунты и правда что соответствует действительности, а не является очередной выдумкой сурковской пропаганды. Но неужели "неприятно" означает, что тем самым нужно автоматически поддерживать уже настоящее враньё? - явно ведь не самая лучшая позиция.

Возможно, для кого-то соображения того рода, что мол "ради общего блага" можно и попридуриваться, и согласиться с ложью путчистов - и кажутся справедливыми. Тем более что радость от упразднения красной тряпки перед глазами в виде столь омерзительной "панды гэть" и вовсе убеждает согласиться и вообще со всем чем угодно. Однако как по мне - это уж слишком себя не уважать, чтобы добровольно поддаваться манипуляциям собой и своим мнением - хоть бы и из страха по отношению к вражеской пропаганде. Врагов нужно не бояться, а знать в лицо. И тем более знать, что из того, что они говорят, соответствует действительности, а что нет - тем легче фильтровать уже и откровенную ложь. А уж фигура президента в изгнании в качестве обоснования для добровольного самообмана - это и вовсе терять даже остатки самоуважения.

Так вот, что касается правовой стороны произошедших месяц назад событий. Пояснения может и запоздалые, но учитывая, что этот вопрос в комментариях всё же периодически всплывает, необходимость оформить ликбез по данному поводу представляется до сих пор актуальной. Чем, собственно, данный пост и является - в виде своеобразного манифеста информированного обывателя. Который руководствуется информацией исключительно из открытого доступа, к инсайдам и закулисным политическим играм допуска не имеет, а потому и формирует свою позицию, стараясь быть при этом максимально объективным, руководствуясь логикой, критическим мышлением и здравым смыслом, а также исключительно на основе буквы закона и хронологии событий месячной давности.


1. Нарушение Соглашения

1.1. Соглашение Януковича с оппозицией "Об урегулировании кризиса в Украине" было нарушено именно оппозицией. Что проистекает из элементарного сопоставления хронологии событий и обязательств сторон, зафиксированных в документе. То, что само Соглашение "выпилено" из государственных сайтов, ещё совершенно не значит, что текст этот стал недоступен - столь беспомощная цензура свидетельствует разве что о крайней слабости позиции самовольных хозяев страны. В интернете же текст вполне себе остался, и каждый желающий может проверить мои дальнейшие выкладки по ссылкам на СМИ (см. Приложение 1 - текст Соглашения).

1.2. Дело даже не в том, что обещанная оппозицией сдача оружия в течение 24 часов не только не произошла, но даже и не была начата. Пункт этот был заведомо невыполнимым, хотя ответственность за его исполнение оппозиция на себя и взяла. Собственно, этот пункт и его реализация могли быть лишь дополнительным поводом для дальнейших торгов и уступок со стороны оппозиционеров (в т.ч. и что касается гарантий безопасности самого Януковича). Хотя формально уже даже на этом основании Президент мог обсуждаемый в первом пункте Соглашения комплект документов и не подписывать, а продолжать переговорный процесс дальше.

1.3. Однако, гораздо более серьёзным нарушением со стороны оппозиции было другое. А именно - нарушение временной нормы по исполнению обязанностей со стороны Президента, которому на рассмотрение и подписание документов отводилось 48 часов. А не 24, как отчего-то принято считать.

1.4. Смотрим хронологию событий. Соглашение было подписано 21 февраля 2014 года, в 16.00. Решение Верховной Рады о смещении Януковича с должности Президента Украины было принято 22 февраля 2014 года в 17.15. То есть, как мы видим, временная норма в 48 часов была не соблюдена оппозицией почти на целые сутки.

1.5. Заявление оппозиции о "самоустранении" Януковича не только является ничтожным с юридической точки зрения (при перемещениях по Украине Президент не обязан отчитываться о ходе этих перемещений, такой нормы в украинском законодательстве нет), но и не соответствует фактическому положению вещей. Ибо направление отбытия Януковича было известно вполне, как минимум в Администрации Президента - Харьков, съезд Партии Регионов.

1.6. Домыслы о якобы сепаратистских замыслах съезда и лично Януковича могли бы служить определённым оправданием поспешности Верховной Рады, но - во-первых ничего подобного так и не произошло (что с формальной точки зрения делает эти домыслы досужими), а во-вторых, никакого официального заявления новой власти по этому поводу так и не последовало - что обращает все подобные доводы и вовсе в конспирологию.

1.7. Таким образом, смещение Януковича было произведено с явным и вопиющим нарушением заключённого накануне Соглашения.

2. Нарушение Конституции

2.1. Однако же, даже это было бы всего лишь пол-беды. Гораздо хуже, что при этом было нарушено не только вышеупомянутое Соглашение, но и конституционные нормы.

2.2. См. например статью Конституции Украины 108, согласно которой прекращение полномочий Януковича никак не укладывается в возможные согласно Основному Закону Украины. Заявления об отставке он не подавал, ни смерти, ни резкого ухудшения здоровья зафиксировано не было, а процедура импичмента, предусмотренная статьёй 111, даже не была инициирована (см. Приложение 2 - конституционные нормы) - законопроект был внесён (21 февраля 2014 года в 23.00), но не был даже рассмотрен.

2.3. Мало того - процедура импичмента не была начата и пост-фактум, как хотя бы средство легитимизации принятого решения - принятого пусть и с нарушениями процедур, но тем не менее тем самым формально бы узаконенного. Кстати, за прошедший месяц новая власть вполне могла успеть пройти и соблюсти все процедуры, связанные с импичментом, и закрепить и узаконить тем самым решение Парламента от 22 февраля.

2.4. Очевидно, что отсутствие подобных движений связано с элементарным осознанием того, что предъявить Януковичу попросту нечего - ни государственной измены, ни массовых расстрелов, ни всего прочего, чем изобилуют обличительные выступления оппозиционеров. А уж тем более ни госизмену, ни массовые расстрелы новая власть не смогли бы доказать.

2.5. Исходя из всего вышесказанного, мы вынуждены признать, что с юридической точки зрения произошедшее есть неприкрытый и откровенный государственный и конституционный переворот.

3. Форс-мажорные обстоятельства

3.1. Признание данного переворота западными партнёрами пусть остаётся на их совести. По большому счёту, не они его проводили, и не им за него отвечать. В конце концов мало ли, вдруг просто всего лишь несколько не разобрались в специфике нашего законодательства - может же быть такое? Маловероятно, но предположим и такую, пусть даже и небольшую, возможность.

3.2. Однако мы живём не в Германии, Франции или США, мы живём в Украине, а поэтому это в первую очередь наше внутреннее дело, и нам с ним и разбираться.

3.3. Положим поэтому, исходя из наших же внутренних реалий, что иного пути, в силу тех или иных причин, у оппозиции и Верховной Рады попросту не было. В таком случае правомерен вопрос - отчего эти причины не были озвучены? Почему кроме откровенной лжи, украинскому народу не было представлено ни одного более-менее весомого обоснования столь критических действий?

3.4. Предположим также, что и для этого есть свои веские причины. И что нам, обывателям, как законопослушным гражданам, остаётся лишь принять случившееся как факт, и считать, что лучше хоть какая-то власть, чем полная анархия и всевластие улицы. Но в таком случае и у нас, у обывателей, появляются дополнительные права.

В следующей части "информированный обыватель" сделает свои выводы из прошедших событий, и изложит в связи с этим своё видение сегодняшней ситуации.


Приложение 1. Текст Соглашения

"Соглашение об урегулировании кризиса в Украине"

Обеспокоеные трагическими случаями потери жизней в Украине,
Стремясь немедленно прекратить кровопролитие,
Решительно настроены проложить путь к политическому урегулированию кризиса,
Мы, стороны, нижеподписавшиеся договорились о следующем:

1. В течение 48 часов после подписания данного соглашения будет принят, подписан и обнародован специальный закон, который восстановит действие Конституции Украины 2004 года с изменениями, внесенными до этого времени. Подписанты заявляют о намерении создать коалицию и сформировать правительство национального единства в течение 10 дней после этого.

2. Конституционная реформа, уравновешивающая полномочия Президента, правительства и парламента, будет начата немедленно и завершена в сентябре 2014 года.

3. Президентские выборы будут проведены сразу после принятия новой Конституции, но не позднее декабря 2014 года. Будет принято новое избирательное законодательство, а также сформирован новый состав Центральной избирательной комиссии на пропорциональной основе в соответствии с правилами ОБСЕ и Венецианской комиссии.

4. Расследование недавних актов насилия будет проведен под общим мониторингом власти, оппозиции и Совета Европы.

5. Власть не будет вводить чрезвычайное положение. Власть и оппозиция воздержатся от применения силовых мер.

Верховная Рада Украины примет третий закон об освобождении от ответственности, который будет распространяться на те же правонарушения, что и закон от 17 февраля 2014 года.

Обе стороны будут прилагать серьезные усилия для нормализации жизни в городах и селах путем освобождения административных и общественных зданий и разблокировки улиц, скверов и площадей.

Незаконное оружие должно быть сдана в органы Министерства внутренних дел Украины в течение 24 часов с момента вступления в силу вышеупомянутого специальным законом (п.1 настоящего Соглашения).

После указанного периода все случаи незаконного ношения и хранения оружия подпадают под действующее законодательство Украины. Силы оппозиции и власти отойдут от позиций противостояния. Власть будет использовать силы правопорядка исключительно для физической защиты зданий органов власти.

6. Министры иностранных дел Франции, Германии, Польши и Специальный представитель Президента Российской Федерации призывают к немедленному прекращению всех видов насилия и противостояния.

http://ru.tvi.ua/new/2014/02/21/polnyj_tekst_soglasheniya_oppozicii_i_yanukovicha - на русском языке
http://korrespondent.net/ukraine/politics/3309285-oppozytsyia-y-yanukovych-podpysaly-sohlashenye-polnyi-tekst - на украинском языке


Приложение 2. Конституционные нормы

Статья 108. Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины. Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:
1) отставки;
2) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
3) смещения с поста в порядке импичмента;
4) смерти.

Статья 111. Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления.

Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.

Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления.

http://www.voshozhdenie.su/index.php/pravosnovi/502-pravo-502.html

пропаганда, человек и власть, ЛикБез, украина, политика

Previous post Next post
Up