Интересно, кто автор прозаической части текста? Образ "стеклянного неба" ГУМа был у Булгакова - его рассказ "Под стеклянным небом" о черной бирже, действовавшей в ГУМе, был опубликован в газете "Накануне" 24 апреля 1923 года.
В номере от 25 июня 1925 года эмигрантский автор в публикации "Красный смех" цитирует стихотворение из "Крокодила" опять-таки о папироснице, но тут уже "Папиросница от Вуза":
В тени стены многоэтажной, Где лавка к лавке тесно льнет, Где льется грохот экипажный Сквозь узкой улицы пролет, Там, где бензин благоухает И автобус ревет гудком, - Мой жадный взор тебя встречает С твоим пестреющим лоткомъ...
В каком ты Вузе, я не знаю, Но каждый день в тумане грез, Идя со службы покупаю Одну коробку папирос!... Наш разговор - всего два слова: Надежды тайной гаснет свет... И ты, монетой звякнув, снова Ныряешь в книжку «про скелет»...
Но вот тебя не видно что-то... Исчез картузик голубой... Должно быть ты сдаешь зачеты? Перед профессорской толпой?!.. Они, твои копают знанья; Их строгий взор к тебе прирос... ...Прощай до нового свиданья И новых пачек папирос!...
Булгаков: Итак, Моссельпром пошел в окончательный и решительный бой с уличной нелегальной торговлей. Мысль великолепная, тем более что черноголовые, оказывается, безработные студенты. Но дело в том, что студенты любят читать книжки. Поэтому очень часто на животе лоток, а на лотке «Исторический материализм» Бухарина. «Исторический материализм», спору нет - книга интересная, но торговля имеет свои капризы и законы. Она требует, чтобы человек вертелся, орал, приставал, напоминал о своем существовании. Публика смотрит на черноголовых благосклонно, но товар иногда боится спрашивать у человека с книжкой, потому что приставать с требованием спичек к юноше, занятому чтением, - хамство. Может быть, он к экзамену готовится? Я бы на этих лотках написал золотом: «Книжке - время, а торговле - час».
Что касается бесплатного совета от Булгакова, как надо правильно торговать, мне кажется, Гиляровский поинтересовался бы у студента, как им начисляется оплата за рабочий день: от числа проданных пачек папирос или спичечных коробок или же есть норма, которую они должны выполнить, или же оплачивается само присутствие. Почему не стараются привлечь к себе внимания, если ситуация с оплатой такая, что чем больше продашь, больше получишь.
Comments 4
Подражание Давида Хайта Блоку тоже интересно.
Reply
В тени стены многоэтажной,
Где лавка к лавке тесно льнет,
Где льется грохот экипажный
Сквозь узкой улицы пролет,
Там, где бензин благоухает
И автобус ревет гудком, -
Мой жадный взор тебя встречает
С твоим пестреющим лоткомъ...
В каком ты Вузе, я не знаю,
Но каждый день в тумане грез,
Идя со службы покупаю
Одну коробку папирос!...
Наш разговор - всего два слова:
Надежды тайной гаснет свет...
И ты, монетой звякнув, снова
Ныряешь в книжку «про скелет»...
Но вот тебя не видно что-то...
Исчез картузик голубой...
Должно быть ты сдаешь зачеты?
Перед профессорской толпой?!..
Они, твои копают знанья;
Их строгий взор к тебе прирос...
...Прощай до нового свиданья
И новых пачек папирос!...
Reply
Итак, Моссельпром пошел в окончательный и решительный бой с уличной нелегальной торговлей. Мысль великолепная, тем более что черноголовые, оказывается, безработные студенты. Но дело в том, что студенты любят читать книжки. Поэтому очень часто на животе лоток, а на лотке «Исторический материализм» Бухарина. «Исторический материализм», спору нет - книга интересная, но торговля имеет свои капризы и законы. Она требует, чтобы человек вертелся, орал, приставал, напоминал о своем существовании. Публика смотрит на черноголовых благосклонно, но товар иногда боится спрашивать у человека с книжкой, потому что приставать с требованием спичек к юноше, занятому чтением, - хамство. Может быть, он к экзамену готовится?
Я бы на этих лотках написал золотом:
«Книжке - время, а торговле - час».
Reply
Reply
Leave a comment