1) Стеснительность бывает по множеству разных причин. Сама по себе стеснительность это часть интровертности и не является проблемой. Некоторым детям нравится играть в одиночестве. Пазл, конструктор, книжка или компьютер им приятнее любого общения, особенно если интересы сверстников далеки от их собственных. Быть может родителю кажется, что сын или дочка лишают себя множества удовольствий избегая общения. "Заботливый" родитель организовывает большие вечеринки, приглашает в гости друзей, записывает ребенка на драму или на футбол…
Я верю, что нужно взглянуть правде в лицо: Не всем быть экстравертами. Если человека мучает само общение (в особенности общение с неинтересными ему детьми), а не его отсутствие, стоит просто оставить его или ее в покое. Здоровее будут нервы.
2) Другое дело если ребенок страдает от своей стеснительности. Ему или ей очень хочется произвести хорошее впечатление. Он боится покраснеть или сказать что-то не то, и от того именно и краснеет, и заикается, и теряет чувство юмора, и забывает, что же хотел сказать. Из-за этого он избегает общения, и таким образом не имеет возможности практиковаться и преодолеть этот страх. Как поступить родителям? Рассказать ребенку, что невозможно всем понравится, да и не нужно ... что нет ничего плохого в том, что скажем краснеют уши потому, что каждый человек обеспокоен в первую очередь собой, и никого дела до чужих ушей ему нет... что нет ничего плохого в том чтобы заранее признаться - я стесняюсь, или я боюсь и потом стеснение пройдет... рассказать о техниках релаксации.
3) Следует помнить, что причина ситуации описанной в прошлом параграфе в том что ребенок сосредотачивается на себе и своих чувствах (покраснею не покраснею, что скажу или не скажу), в то время как ему надо расслабиться и плыть по ситуации как по реке... Да, это легче сказать чем сделать. По этому лучше вообще об этом не говорить, а искусственно создавать ситуации, где ребенок вынужден сосредоточить свое внимание не на себе, а на чем то другом. Это может быть какое-то увлекательное дело, например, поход или строительство самолетиков. Таким образом как бы случайно он или она будет получать опыт общения с другими детьми и выйдет из заколдованного круга.
4) Театральный кружок, футбол, баскетбол, игры в мафию, монополию, D&D и т.п. развивают социальные навыки. Главное подобрать ту игру или тот вид спорта от которого ребенок получает удовольствие.
5) Бывает, что родители слишком критикуют детей. Критика приводит к заниженной самооценке. Если девочка считает себя глупой, дурной, некрасивой, неинтересной, то думает "со мной все равно никто не захочет дружить. Так чего же стараться?" Такой ребенок очень страдает... А ключ естественно в том чтобы перестать критиковать, а наоборот хвалить и поощрять.
6) Критика, насмешки и издевательства могут идти и со стороны других детей. Бывает, что приходит новый ребенок в класс и становится аутсайдером. Родители должны объяснить, что то что над ним издеваются сейчас, совсем не значит что он плохой или неинтересный, просто речь идет о вотерклозетной ситуации и из нее надо выбираться. Как? У родителей больше опыта и их роль помочь своему ребенку. Например, поговорить с учителями. Например, обсуждать со школьником каждый день, что происходит в школе и как можно было отреагировать, и что сделать там то и там то, чтобы в будущем идти по намеченному плану. Можно приглашать одноклассников в гости. Можно придумывать вместе как обрести "группу поддержки", например, быть тем, кто первым узнает с кем спит такая-то поп звезда или тем, у кого всегда готов для списывания ответ на домашнее задание.
7) Возможно ребенок стесняется задавать вопросы в школе или стесняется выразить свое мнение чтобы не показаться глупым. Тут очень важно объяснить, что заданный вопрос не означает что ты глуп... Ты можешь не знать, что-то сейчас, спросить и это знание появится. Если же не спрашиваешь, остаешься без ответа. Может вокруг никто не знает и не понимает этой темы, и все стесняются спросить потому что все думают, что раз другие молчат значит понимают?
8) Еще одна возможная причина детской стеснительности, - собственный пример... Если любимое времяпровождение родителей за компьютером, если они сами терпеть не могут приглашать гостей и идти в гости, то неудивительно, что и ребенок идет тем же путем. Тогда ответ в том чтобы своим примером показывать, что в обществе можно расслабиться и получать удовольствие.
9) Другой способ научится социальным навыкам - это пример общительных сверстников... Наблюдая за тем как ведут себя в компании общительные брат, сестра или дети двоюродного дяди, ребенок учится как добиться положительного внимания или же как строить отношения с одноклассниками.
10) Следует помнить что проблемы стеснительных детей часто остаются незамеченными. Они хорошо себя ведут, их не слышно и не видно... По этому стоит обратить на них двойное, тройное и четверное внимание.