Nov 30, 2011 14:20
Я искренне хотел бы понять, что держит русских православных верующих в их убеждении. Может быть, я чего-то не знаю такого, что позволило бы мне пересмотреть свои взгляды. И потому честно задаю свои вопросы.
Почему историческое христианство отмежевалось от иудаизма и его традиции, хотя традиция лежит в основе православной веры? (Традиция и Писание, Писание и его канон тоже сформировано традицией.) Почему именно греческая философия подменила глубинное, идущее от Ветхого Завета, понимание иудаизма времен Христа и легла в основу такого учения, например, как бессмертие души? (Опять же от Ветхого Завета взята основа, лежащая в церковном служении: облачения священников, наличие различных «зон» в храме: для внешних, оглашенных, верных, священников.) Понятно, что так исторически сложилось, был ряд субъективных факторов, был диалог верующих с миром философии, был поиск догматических формулировок. Но ведь нельзя отрицать наличие воли тех или иных политических фигур (императоров, царей, князей, их жен), которые тяготели к языческим символам и вносили их в практику церкви. Естественно, затем это надо было объяснить догматически и обосновать право на это внесение, а как это делается, мы на опыте нашей страны знаем. (Скажем, советское изменение Рождественской елки на Новогоднюю елку, так что сегодня в нашей стране есть только один безусловный праздник - Новый год.)
Далее схематично. Кроме бессмертия душ, не подтверждаемого Ветхим Заветом и почти не обсуждаемого в Новом, есть еще почитание икон (оставляю в стороне историческое введение икон в церковь, это просто история насилия, как со стороны иконоборцев, так и со стороны иконопочитателей, последние - победили, так сложилось), которое превращается в иконопоклонство, так что имеет значение, перед какой иконой затеплить свечу. (Не говорю уже о священных реликвиях и мощах святых.)
Почему такое значение имеет апостольская преемственность хиротонии (введения в священство)? При этом отдельный вопрос к разделению церкви на мир и клир.
Почему так важно сохранять богослужение на непонятном языке? И зачем держаться старого стиля, так что Рождество 7 января уже не воспринимается как праздник (после Нового года) и кто может держать пост в сам Новый год?
Еще меня спрашивают, русский ли я, а если так, то почему не православный? Значит, национальность должна определять мое вероисповедание? Но одной только культурной идентификации для меня недостаточно. Древняя не значит верное. Пусть это не значит обратного, однако наслоений в более древнем гораздо больше, так что бывает весьма нелегко доискаться в таких палимпсестах до изначального текста.
родина,
церковное