Кунцевская, которую мы потеряли...

Apr 29, 2020 02:56


Филёвская линия Московского метрополитена (далее - ФЛ), станции которой, безусловно, давно нужно было привести в порядок, начала реконструироваться в 2016 году. «Московский Метрострой» приступил к обновлению облику станций по проектам, разработанным «Инжпроектом». Данный проектировщик ранее представлял другое своё видение  архитектурно-планировочных решений. Станции предлагалось полностью перестроить, наземные перегоны засыпать, а над станциями возвести торговые и офисные центры, а кое-где - многоуровневые автостоянки.

Но это потребовало бы полного закрытия наземного участка линии на время реконструкции. Было выбрано другое решение - перестраивать станции, не закрывая движение поездов, ограничивая посадку-высадку в отдельных частях станций. С одной стороны, это было удобно, с другой - никакого кардинального изменения конструктива станций не получилось. Однако у архитекторов был шанс сделать отделку каждой станции уникальной. И для станций с боковыми платформами («Студенческая», «Кутузовская», «Фили») это отчасти удалось благодаря оформлению стен на платформах.



Однако для типовых станций с островными платформами («Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская», «Кунцевская») ничего лучше не придумали, как сделать современный типовой проект. В итоге станции после реконструкции отличаются только цветом мрамора на стенах, да цветом отделки козырьков вестибюлей. Из этого ансамбля вполне могла выбиться «Кунцевская», у которой есть вторая платформа, обслуживающая Арбатско-Покровскую линию (далее - АПЛ). И архитекторы этой новой платформы предполагали в дальнейшем реконструкцию старой платформы, которую должны были привести к единому стилю с новой платформой.



01. Проект вестибюля станции «Кунцевская» Филёвской линии. Авторы: «Метрогипротранс». Источник - forum.nashtransport.ru. 2006 год.

Вот, что писала газета «Вечерняя Москва» в номере от 3 ноября 2006 года:

- Сначала разберем и построим заново восточный вестибюль, тот, что ближе к центру, - рассказал «ВМ» главный архитектор проекта Александр ВИГДОРОВ. - Закрыть сразу два вестибюля мы не сможем - станция должна работать. В том-то и сложность реконструкции. Придется максимально использовать ночные «окна» и сделать все, чтобы свести к минимуму неудобства для пассажиров. Здесь сходится много маршрутов наземного транспорта - нужно хотя бы на период работ направить их к другим станциям метро. <...> Практически вся станция будет покрыта светопрозрачными конструкциями. Даже косой дождь до платформы не достанет. Просторнее будут оба павильона. Кассовые залы запроектированы двусветными при высоте 6,3 метра. Их уровень соответствует отметке тротуаров Рублевского шоссе. А нижний уровень павильонов будет пересадочным, связывающим платформы. Эскалаторы вписать в узкое пространство не удалось, но для инвалидов между платформами и обоими вестибюлями предусмотрены лифты.



02. Внутреннее оформление вестибюля станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Метрогипротранс». Источник - forum.nashtransport.ru. 2006 год.

Однако после ввода в 2007 году новой платформы станции «Кунцевская» что-то пошло не так, и никакой реконструкции в эпоху правления столицей мэра Лужкова не случилось, хотя вопрос обновления станций ФЛ стоял остро.



03. Платформа станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Метрогипротранс». Источник - rosmetrostroy.ru. 2006 год.

Наверное, можно спорить об архитектуре вестибюлей и новой платформы, но Филёвской линии явно не помешала бы станция, отличающаяяся от соседних.



04. Западный вестибюль станции «Кунцевская» АПЛ. Авторы: «Метрогипротранс». Фото - dic.academic.ru. 2011 год.

Авторам удалось уйти от банальных «коробок» вестибюлей, которые есть на рендере (см. изображение 01) в сторону вычурных павильонов, развитие которых можно найти в следующих работах коллектива на «Алма-Атинской», «Пятницком шоссе» и «Битцевском парке».



05. Восточный вестибюль «Кунцевской» АПЛ. Авторы: «Метрогипротранс». Фото - karel291, wikipedia.org. 2016 год

А теперь начинается самое интересное. Как оказалось, планы реконструкции станции «Кунцевская» ФЛ, которая всё же была выполнена в наше время, были сначала другие. Планировалось выдержать вестибюли и платформу в стиле станции «Кунцевская» АПЛ (новая платформа). Эти рендеры из документа «ППТ - реконструкция Филевской линии», выложенного на сайте Управы района Кунцево.



06. Проект реконструкции вестибюлей станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.



07. Проект реконструкции вестибюлей станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.



08. Проект реконструкции вестибюлей станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.



09. Проект реконструкции вестибюлей станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.



10. Проект реконструкции платформы станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.

На представленных выше изображениях мы видим попытку имитировать в архитектурном облике реконструированных павильонов дизайн соседней станции. Впрочем, материалы отделки смотрятся крайне дёшево. Также в сети удалось найти вот такой проект архитектора Дмитрия Дронова.



11. Западные вестибюли станций «Кунцевская» АПЛ и ФЛ. Автор: Дмитрий Дронов. 2018 год.

Выяснить, насколько официально был сделан проект (по заказу или личное инициатива), мне не удалось. Он был выполнен в 2018 году, когда уже приступили к реконструкции «Кунцевской». Вот, что пишет автор (орфография и пунктуация сохранена):

Был выполнена архитектурный и интерьерный раздел проекта реконструкции станции метро Кунцевская Филёвской линии на стадиях: Эскиз, Рабочая документация.  Восточный и Западный вестибюль. Уровень подвала, перрона, вход с Рублёвского шоссе.



12. Восточные вестибюли станций «Кунцевская» АПЛ и ФЛ. Автор: Дмитрий Дронов. 2018 год.

Здесь отделка кажется более качественной, но выбраны экстравагантные цвета для «внутрянки». Западный вестибюль здесь не копирует соседний по остеклению, но решение с кассами явно не продуманно. Вполне возможно, что автору заказали выполнить архитектуру к разным вариантам проекта.



13. Восточный вестибюль станций «Кунцевская» АПЛ и ФЛ. Автор: Дмитрий Дронов. 2018 год.

В итоге в работу было сначала принято нечто среднее между этими двумя вариантами. От копирования соседних вестибюлей отказались, площадь остекления сократили, а дизайн стал совсем странным. «Мосметрострой», выполнявший реконструкцию, приводит следующий рендер в своей брошюре за 2018 год:



14. Западный вестибюль станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2018 г.

Именно этот вариант висел на заборе при реконструкции станции:



15. Западный вестибюль станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». Фото - Дмитрий Бердасов. 2018 год.

Хорошо, что подобная безвкусица не была реализована, так как сделали это:



16. Проект реконструкции вестибюлей станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2019 г.



17. Проект реконструкции вестибюля станции «Кунцевская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2019 г.

В итоге получились типовые вестибюли, как и на соседних реконструируемых станциях:



18. Западный вестибюль «Кунцевской» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». Фото - DBerdasov, wikipedia.org. 2019 год

И вот, с одной стороны, жаль, что не удалось повторить облик вестибюлей соседней станции (или платформы?). С другой - сделать откровенную гадость тоже не вышло. А что думаете вы про реконструкцию станции и линии?

метро, АПЛ, Инжпроект, Филёвская линия, Мосметрострой, Метрогипротранс, Арбатско-Покровская линия, ФЛ, Кунцевская, реконструкция

Previous post Next post
Up