Возвращаемся этим постом к строящимся и реконструируемым транспортно-пересадочным узлам. На очереди история изменения проекта реконструкции Курского вокзала, он же станция Курская второго Московского Центрального Диаметра (далее - МЦД). Здесь же находятся выходы станций «Курская» на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях метро и станции «Чкаловская» на Люблинско-Дмитровской.
Upd 1. Добавил в пост ещё пару рендеров, один заменил на лучшего качества.
Upd 2. Добавлена схема очерёдности реконструкции тоннеля №2 (южного).
Upd 3. Добавлена пара новых рендеров, часть заменена на лучшего качества.
До МЦД
Саму историю вокзала и того, какие проекты по реконструкции предлагались, я
рассказывал год назад. Поэтому, пожалуй, остановлюсь лишь на
варианте от Проектно-строительное бюро Bulwark как единственном, для которого в сети есть схема внутреннего устройства вокзала. Нам он подойдёт для понимания того, что же в себя включал Курский вокзал до реконструкции. Итак, рядом со зданием вокзала располагалось шесть платформ, причём последняя (№6) не использовалась для пассажирских поездов.
На плане подземного уровня голубым цветом показаны построенные на тот момент тоннели, соединяющие здание вокзала с павильонами лестничных сходов на платформах №2 - №5 и задел под выход на платформу №6. Левее - тоннель, соединяющий наземный вестибюль станции «Курская» Арбатско-Покровской линии метро со сходами на платформы №1, №3 и №4. Тоннели нумеруются №3 - №1 слева направо на схеме (с севера на юг). Платформы нумеруются, начиная с №1 у здания вокзала и далее от него на восток до №6. Отдельно располагаются платформы тупиков Горьковского направления к югу здания вокзала, но про них чуть позже. Оранжевым цветом на схеме были показаны возможные перспективные продления тоннелей и перспективные сходы на платформу №6.
На последней схеме справа видны четыре платформы тупиков Горьковского направления Московской железной дороги. В реальности там пути немного по-другому размещаются, но не суть. Береговая платформа №1 и островные платформы №2 - №6 у здания вокзала относятся к Курскому направлению Московской железной дороги. Добавлю ещё такую схему, на который номера платформ подписаны:
2018 год
В 2018-м году появилась схема реконструкции переустройства путей Курского направления в рамках организации МЦД-2 «Нахабино - Подольск». Также на участке от нового остановочного пункта Марьина роща до платформы Серп и Молот рядом с путями МЦД-2 должны пройти пути МЦД-4 «Апрелевка» - «Железнодорожная», поэтому под реконструкцию попали пути Горьковского направления от Курского вокзала до платформы Нижегородская (станция Карачарово). На приведённой выше схеме (кликабельна) слева от платформы Каланчёвская (с севера) приходят сверху два пути МЦД-2 (восточная пара), снизу - два пути МЦД-4 (западная пара). Справа от вокзала на юг уходят два главных пути (3-й и 1-й) Горьковского направления для дальних поездов, два новых главных пути (4-й и 3-й) Курского направления для дальних поездов, два действующих главных пути (2-й и 1-й) Курского направления для МЦД-2, два главных пути (2-й и 4-й) Горьковского направления для МЦД-4. Итого 8.
2019 год
Следующая версия схемы датируется 26 августа 2019 года. Здесь, как и на той версии 2018-го года, показаны две новые восточные платформы на Курском вокзале (одна на месте неиспользуемой №6 и вторая рядом), также показана ещё одна новая платформа между двумя действующими №2 и №3. Однако в этой схеме действующие тупики Горьковского направления уже наполовину выводятся из эксплуатации, остаются только две островные платформы и два пути. Связано это с тем, что дальние поезда частично переносятся на новый вокзал Восточный на Московском Центральном Кольце, а частично - на две новые платформы у Курского вокзала. Увы, по-другому «впихнуть» здесь аж восемь главных путей не вышло. Другой новой информацией стала пометка о новом подземном распределительном вестибюле на Курском вокзале у новых же платформ, который должен был соединиться с подземным пешеходным тоннелем №2, ведущем к зданию вокзала.
15 октября 2019-го пользователь форума «Наш транспорт» Vlad
выкладывает фотомонтаж чертежа с котлованом будущего подземного вестибюля. Здесь же видны сходы из тоннелей №3 и №2 на платформу №5, попадающие в зону реконструкции. Таким образом, платформа №5 должна быть временно из эксплуатации выведена. Такая же судьба у непассажирской платформы №6. Эта схема сделана на основе документации из
госзакупки с № 6453/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/19 на право заключения договоров, на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: «Реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская (вкл.) - Москва-Товарная-Курская - Карачарово (искл.) со строительством дополнительных главных путей». В это же время поступают первые
сообщения о начавшейся реконстркуции.
2020 год
В середине 2020-го года
появляется новая схема реконструкции этого участка с минимальными отличиями в части Курского вокзала. Так, в контур нового подземного вестибюля, действительно, попала платформа №5 и сходы на неё из подземных пешеходных тоннелей №3 и №2.
11 сентября 2020 года на телеканале «Россия 1» выходит
сюжет про Курский вокзала, в котором показали первые рендеры проекта. На одном изображении мы видим две новые платформы (№6 и №7) и платформу №5 под общей для них крышей-«
дебаркадером». Также между действующими платформами №2 и №3 показана ещё одна новая береговая платформа, которая есть на схемах переустройства путей.
На втором рендере то же самое, но почему-то нет навеса над платформой №1. В видео показывают также начавшиеся работы по строительству двух новых восточных платформ (№6 и №7) и подземного вестибюля. Также очевидцы
выкладывают первые фото с места событий.
Новый вариант проекта появился в сети 30 декабря 2020-го на официальном сайте Сергея Собянина, мэра Москвы, в очередной
части материала про новые станции МЦД. На нём мы видим, что от крыши-«дебаркадера», общей для трёх платформ (№5 - №7) отказались в пользу такого же решения, как и над остальными платформами у вокзала. Также я здесь насчитал семь платформ, а не восемь, как должно было быть с учётом новой платформы между №2 и №3, которая была на предыдущих схемах и рендерах. А ещё в правом верхнем углу вы можете увидеть новое здание для службы СЦБ вокзала (пост ЭЦ).
28 декабря 2021-го года на сайте mos.ru был выложен ряд рендеров этого же варианта проекта. На изображении выше у восточного выхода два из трёх сходов помечены как эвакуационные.
Новых картинок из второй версии проекта пришлось ждать довольно долго. И вот 26 августа 2020-го вышло
видео телеканала «Москва-24», где они-таки появились. В нём показали вид в противоположную сторону. Слева вдалеке видны три, а не две как на схемах путевого развития, платформы для тупиков на Горьковском направлении Московской железной дороги. Может, ошибка.
На следующем (выше) изображении чуть ближе показаны павильоны выхода в сторону Мрузовского и Нижнего Сусального переулков, к деловому центру «Арма». Далее вид с юга на север на новые платформы №6 и №7 и №5 и №4, которые будут реконструированы:
Всего постепенно будут отремонтированы все действующие платформы №1 - №5 для приведения их к единому стилю. Возможно, подземный вестибюль будет последовательно продлён на запад к вокзалу под платформами №1 - №4, но пока таких схем не попадалось. Вероятно, часть сходов на платформы получит при реконструкции эскалаторы и лифты.
Добавил в пост ещё пару рендеров из
этого видео телеканала «Вести» от 4-го сентября 2021 года. Платформа (почему-то у сходов разная высота до крыши):
Эвакуационный выход к Мрузовскому переулку и деловому центру «Арма»:
Возможно, кто-то к этому месту уже задавался вопросом, почему одна из двух новых платформ получит №7, когда он уже занят одной из платформ тупиков Горьковского направления Московской железной дороги. Дело в том, что эту старую платформу снесут и занятый номер освободится. Ранее эти две новые платформы (№6 и №7) носили в документации №11 и №12, но потом номера поменяли, чтобы не сбивать нумерацию платформ у вокзала, ведь платформы №7 и №8 тупиков Горьковского направления Московской железной дороги всё равно идут под снос, а оставшиеся №9 и №10, скорее всего, в будущем уже будут иметь №8 и №9.
В конце лета 2021-го года на сайте zakupki.gov.ru
появилась свежая заявка на закупку, в которой есть новая схему переустройства путевого развития участка у Курского вокзала. Здесь на штампе нет даты, но на схеме есть подпись, что она была утверждена 18 сентября 2020 года (я убрал часть схемы, которая не относится к данному посту). На этой схеме видно, что от новой платформы, которая должна была появиться между платформами №2 и №3 отказались. Также показано переустройство платформы №1 из низкой в высокую, так как Курский вокзал больше не будет принимать поезда «Стриж» производства Talgo, которые были выведены на вокзал Восточный и для которых как раз нужна такая платформа. Под реконструкцию попадают и платформы №2 и №3. А платформа №4, на которую перевели поезда МЦД-2 для вывода из эксплуатации платформы №5, почему-то не подпадает под перспективный ремонт. Есть и несколько других мелких изменений вроде двух, а не одного, вытяжных тупиков в сторону улицы Казакова. Привожу фрагмент крупнее:
Отмечу, что на данной схеме есть неточности. Например, тут забыли показать путепровод через улицу Рогожский посёлок на Горьковском направлении. И, кстати, в
посте про Марьину рощу вы можете увидеть другую её часть. Потом выложу полную схему в очередном выпуске «
Новостей МЦД и МЦК».
Выше схема очерёдности реконструкции пешеходного тоннеля №2 (южного) и сходов с него на платформы №1 - №7.
Строительство
Click to view
Во-первых, я рекомендую посмотреть вам видеоролик от 26 августа 2021-го от телеканала «Москва-24». Нарезать каких-либо адекватных кадров из него, к сожалению, у меня не получится. Изменения тут происходят очень быстро. К примеру, вот эти кадры от конца июля - начала августа с YouTube-каналов «kosh_marius» и «AnVik Korzh» уже безнадёжно устарели:
Из
первого видео я взял виды с юга на север, а из
второго - с севера на юг.
Видны две новые платформы №6 и №7, дальше - строящийся подземный вестибюль. Слева - действующие на тот момент платформы. В данное время платформа №5 уже выведена из эксплуатации и частично разобрана.
Судя по наличию дополнительного котлована рядом со строящимся новым подземным вестибюлем, решено продлить его на юг для соединения и с подземным пешеходным тоннелем №2.
А теперь посмотрим в противоположную сторону:
В левом углу начавшееся раскрытие котлована под здание СЦБ (пост ЭЦ):
А вот как сейчас выглядит временно разобранная платформа №5 с земли:
(фото от 28.08.2021, автор - Sonic_Amiga с форума «Наш транспорт»)
(фото от 28.08.2021, автор - Sonic_Amiga с форума «Наш транспорт»)
(фото от 17.08.2021, «Развитие Метрополитена и Транспорта Москвы»)
Когда открытие?
По информации из материала с сайта Сергея Собянина, завершение работ по реконструкции платформ Курского вокзала намечено на 2023 год. Это также и год планируемого запуска МЦД-4 «Апрелевка - Железнодорожный», так что все работы здесь связаны именно с этим моментом. Но до 2023-го года платформы будут поочерёдно закрываться и открываться по мере готовности.
Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.