Кутузовская и дело о похищенных иллюстрациях

May 05, 2020 09:53


Продолжу серию постов, посвящённую реконструкции Филёвской линии метро (далее - ФЛ). На очереди станция «Кутузовская» с нелёгкой судьбой. Реконструкция на станции началась в 2016 году с южного вестибюля, первым примкнувшего к соседнему вестибюлю одноимённой станции Московского Центрального Кольца (далее - МЦК). Годом позже такая же участь постигла и северные вестибюли «Кутузовской», слившиеся в едином порыве Транспортно-Пересадочного Узла. Реконструкция вестибюлей проходила по титулу работ на МЦК, поэтому никакого восстановления исторического облика не случилось, в отличие от «Студенческой» и «Фили», где удалось сохранить не материалы отделки, но хотя бы имитировать исходный рисунок с помощью вставок в плитах из камня. На «Кутузовской» от прежних вестибюлей остался только объём, который расширили и не стали как-то хитро украшать, из-за чего внутреннее убранство здесь такое же аскетичное, что и на соседней станции МЦК.





01. Проект южных вестибюлей станций «Кутузовская» ФЛ и МЦК. «Архитектурное бюро Тимура Башкаева». 2016 г.

Нужно отметить, что сначала интеграция южных вестибюлей вообще не планировалась, и «Архитектурное бюро Тимура Башкаева» делало проект только на станцию МЦК. Но потом стало очевидно, что строительство объединённого северного вестибюля этих станций отстаёт от графика ввода. А, может быть, решили сделать интеграцию на обоих, что не помешает. Тогда между южными вестибюлями «Кутузовских» вписали пересадочный мостик, и было решено также отремонтировать и южный вестибюль станции ФЛ.



02. Проект южных вестибюлей станций «Кутузовская» ФЛ и МЦК. Архитектурное бюро Тимура Башкаева. 2016 г.

К сожалению, никакой экспертизы, видимо, не делалось. Стояла задача уложиться к пуску МЦК в сентябре 2016 года. Поэтому «АБТБ» просто накидало на облицовку снаружи алюминиевые панели, а внутри - мрамор. Посмотрим, как выглядела отделка внутри до реконструкции на примере северного вестибюля станции «Кутузовская», который перелицевали позже:



03. Лестничный сход вестибюля «Кутузовской» ФЛ до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.

А вот как сделали по проекту «АБТБ»:



04. Лестничный сход вестибюля «Кутузовской» ФЛ после реконструкции. Фото - Александр Попов. 2017 г.

Для примера также добавлю решение от «Инжпроекта», которое применили при реконструкции станций «Студенческая» и «Фили»:



05. Проект реконструкции вестибюля станции «Студенческая» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.

Мрамор, безусловно, красивый материал и долговечный. Однако бездумная заливка им площади облицовки по контуру помещения приводит к тому, что интерьер с такой отделкой проигрывает варианту с керамогранитом.



06. Проект реконструкции северного вестибюля станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.

В 2017 году аналогично по проекту интеграции МЦК был изменён северный вестибюль «Кутузовской» ФЛ. В этом месте я решил, что примера с лестницей на платформу недостаточно, и решил вставить ещё одну подборку.



07. Северный вестибюль «Кутузовской» ФЛ до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.



08. Северный вестибюль «Кутузовской» ФЛ до реконструкции. Фото - Дмитрий Бердасов. 2013 г.

Конечно, плиточный пол можно было привести в порядок, но вот эти панели на внутренней стене... Тот случай, когда как угодно лучше, чем то, что было.



09. Проект реконструкции вестибюля станции «Студенческая». Авторы: «Инжпроект». 2017 г.

Вот, смотрите, «Инжпроект» неплохо справился, имитируя в отделке рисунок. И в то же время решение от «АБТБ» ниже. Такими «Мосгипротранс» сейчас делает свои станции Московских Центральных Диаметров («Волоколамская», «Пенягино», «Опалиха», «Нахабино», «Щукинская»). Недёшево и безлико.



10. Южный вестибюль «Кутузовской» ФЛ после реконструкции. Фото - Тарас Симанив. 2016 г.

А теперь о самом интересном. Поэтапная реконструкция «Кутузовской» ФЛ в 2018 году дошла до платформ станции. Казалось бы - что здесь можно придумать? Но придумали. За эту часть станции отвечал «Инжпроект». Было решено стену, разделяющую станции ФЛ и МЦК, сделать стеклянной. А вот вторую стену решили оформить тематическим образом в соответствии с названием станции. Раз «Кутузовская», значит, должен быть Кутузов. А где он, там Отечественная война 1812 года. И первоначальное оформление было таким (к сожалению, автор неизвестен):



11. Проект реконструкции платформы станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.



12. Проект реконструкции платформы станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.



13. Проект реконструкции платформы станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2017 г.

Возможно, иллюстрации были взяты у того же художника, что и финальные. Эти рендеры из документа «ППТ - реконструкция Филевской линии», выложенного на сайте Управы района Кунцево. На рендерах мы также видим подсветку названия станции. От этого потом отказались. Годом позже вышел обновлённый вариант оформления:



14. Проект реконструкции платформы станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2018 г.



15. Проект реконструкции платформы станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2018 г.



16. Проект реконструкции платформы станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2018 г.



17. Проект реконструкции платформы станции «Кутузовская» ФЛ. Авторы: «Инжпроект». 2018 г.

Здесь мы уже видим иллюстрации несколько в другой технике, вписанные в круглые силуэты. Данный вариант гораздо лучше смотрится, не акцентируя внимание на опорах навеса. Но кто же автор данных иллюстраций к батальным сценам, портретов воинов русской армии? А он обнаружился весьма интересным образом. В 2019 году в газете «Московский Комсомолец» вышла заметка в которой было следующее:

Известный художник Олег Пархаев, знаменитый своими иллюстрациями на военную тематику, рассорился с администрацией столичного метрополитена - причем настолько, что дело дошло до суда. Живописец считает, что чиновники без спроса взяли несколько его работ за основу для оформления станции «Кутузовская». Художник не оценил творчество молодых дизайнеров, которые занимались украшением станции, назвав его карикатурным. <...> Причем сами архитекторы решили ничего не придумывать и просто взяли уже существующие картины разных художников, в том числе восемь иллюстраций Олега Пархаева. О том, что его гусары и драгуны теперь смотрят со стен станции на проезжающие мимо поезда, художник узнал совершенно случайно. Более того, как рассказал «МК» Пархаев, молодые живописцы, которые занимались оформлением станции, перенесли его картины на стены с нарушением пропорций. По словам художника, если нарисованным на панно солдатам выпрямить руки, кисти окажутся ниже колен. А на одной из картин дизайнеры и вовсе допустили смысловую ошибку. На панно изображен гусар на коне, у которого с головы слетел кивер. Но ремешки, при помощи которых головной убор фиксировался под подбородком, застегнуты. Пархаев недоумевает: как тогда гусар мог потерять кивер? Кстати, на оригинальной картине ремешки слетевшего головного убора расстегнуты.

Не знаю, чем в итоге кончилось судебное разбирательство и заплатили ли художнику за его иллюстрации, но ситуация некрасивая. Как минимум автор заслуживает того, чтобы о нём узнали пассажиры станции из мемориальной таблички с указанием всех авторов проекта. Когда-то на всех станциях в Московском метро повесили такую информацию, но потом перестали вешать.

Чем же знаменит данный художник? Я уверен, с его творчеством многие сталкивались ещё в детстве.



18. Олег Пархаев. Автор части изображений на станции «Кутузовская».

Олег Константинович Пархаев - художник-униформист, иллюстратор, педагог. Родился в 1954 году в Москве. В 1973 году закончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. В. И. Сурикова. В 1981 году закончил Московский государственный полиграфический институт. Около тридцати лет работает в книжной графике. Проиллюстрировал более 200 печатных изданий. Член Московского Союза художников, член Международного Союза художников, участник военно-исторического движения России. Доцент кафедры рисунка и живописи Московского государственного текстильного университета. Отмечен Серебряным дипломом Госкомиздата за иллюстрации к сборнику русских народных сказок. Создал знаменитую серию из 4-х наборов, посвященную Русской Армии 1812 года. Серия содержит цветные изображения солдат различных родов войск с подробными пояснениями. Пархаевым была разработана форма для Президентского полка и Президентского оркестра, а также форма для оркестра постоянного состава Военной консерватории.

Когда я начал искать информацию о творчестве Пархаева, то первым мне попался его альбом батальных сцен из Отчественной войны 1812 года:



19. «Сражение под Красным 3-5 ноября 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.



20. «Лейпцигская битва 4 октября 1813 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.



21. «Бой под Салтановкой 11 июля 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.

Желающие могут ознакомиться с подборкой работ автора в трёх частях: 1, 2, 3. Там есть другие произведения на тему войны, а также илюстрации к сказкам и другое творчество художника.

Но вот эти солдатики, будто только что сошедшие с панорамы Бородинского сражения, так знакомые с детства, где мы ещё могли их видеть? А вот здесь:



22. «Русская армия 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.

У меня в детстве был набор таких открыток, где можно было бесконечно рассматривать фигуры воинов давно ушедшего от нас времени. Или вот такой альбом можно найти за автороством всё того же Олега Пархаева:



23. «Русская армия XVIII века». Автор: Олег Константинович Пархаев.

Но вернёмся к реконструкции «Кутузовской». Из всего, что мне попалось, я нашёл часть иллюстраций, на которые похожи изображения на станции.



24. Набор декоративных тарелок к 200-летию Бородинского сражения. Автор: Олег Константинович Пархаев.

Видите этого бравого барабанщика? А теперь перевернём его слева направо и добавим ему в компанию ещё одного и пару других вояк (см. по центру):



25. Платформа «Кутузовской» ФЛ в процессе реконструкции. Фото - Александр Попов. 2018 г.

На том же фото на крайней картинке справа один из конных воинов отсюда:



26. «Русская армия 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.

Жаль, что иллюстрации на станции никак не подписаны. Было бы здорово по ним узнавать историю. Ещё одно фото, на котором изображение из альбома:



27. Платформа «Кутузовской» ФЛ после реконструкции. Фото - moscowalk.ru. 2018 г.

Авторы реконструкции соединили нескольких бойцов на одном изображении, что добавило динамики. Но порой сложно понять, кто кого и почему атакует. Вероятно, здесь гусар гонит прочь французского неприятеля. Интересно, кто рисовал французов? У них тоже есть тайный автор? Оригинал из альбома:



28. «Русская армия 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.

Снова мы видим коллаж из двух изображений:



29. Платформа «Кутузовской» ФЛ после реконструкции. Фото - moscowalk.ru. 2018 г.

Этого литаврщика из альбома ни с кем не спутаешь:



30. «Русская армия 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.

В общем-то, всё уже понятно, но я вас ещё помучаю своими находками. Вот очередное фото, на котором ещё два изображения художника Пархаева:



31. Платформа «Кутузовской» ФЛ в процессе реконструкции. Фото - Мосметрострой, Александр Попов (?). 2018 (?)



32. «Русская армия 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.



33. «Русская армия 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.

Искомые изображения находятся на приведённом выше фото на первой и третьей слева иллюстрациях. Итого я точно нашёл шесть из восьми работ художника, о которых он заявил в интервью, как о размещённых на платформе. Есть ещё парочка, в которых сомневаюсь. Например, трубач:



34. Платформа «Кутузовской» ФЛ после реконструкции. Фото - moscowalk.ru. 2018 г.

Поза наездника та же, а вот лошадь развернули по сравнению с оригиналом:



35. «Русская армия 1812 года». Автор: Олег Константинович Пархаев.

Жаль, что никто из фотографов не сделал детального фотоотчёта, чтобы можно было сравнить все изображения на станции. Некоторые из них повторяются, отдельные картинки размещены в торцах платформы. Например, меня не покидает чувство, что эту я видел там:



36. Набор декоративных тарелок к 200-летию Бородинского сражения. Автор: Олег Константинович Пархаев.

Повторюсь, было бы правильным увековечить Олега Пархаева на табличке, а также по возможности добавить подписи к иллюстрациям.

Кстати, нашёл фирму, которая занималась изготовлением панно. Пишут, что:

После реконструкции, на платформе в сторону области, появились металлические панели и современная навигация. Стены станции теперь украшают панно с изображениями героев Отечественной войны 1812 года. Специально для данной станции ГК АСП произвела фасадную облицовку АКФ 4000 с широкоформатной индивидуальной UF печатью.

На этом по «Кутузовской» ФЛ у меня всё. Постараюсь выложить свои заметки и по другим станциям этой линии, прошедшим реконструкцию.

Спасибо за внимание!

Башкаев, метро, Инжпроект, Филёвская линия, Мосметрострой, Кутузовская, ТПУ, МЦК, Олег Пархаев, Московское Центральное Кольцо, реконструкция, ФЛ

Previous post Next post
Up