May 31, 2010 23:15
31 мая под предлогом акции поддержки доноров и митинга против курения, который проводили "Наши", Триумфальная площадь была, как всегда, оцеплена. И как всегда, заранее было приготовлено много автобусов для задержания тех, кто придет не бороться с курением, а защищать 31-ю статью Конституции.
Расчет был правильный - людей собралось очень много. Я точно не берусь определить численность, но в 6 часов вечера всё неогороженное пространство на площади было заполнено людьми - самыми разными, и молодыми и старыми. Они стояли на площади, у многих были значки, бейджики, стикеры с цифрой 31. Люди вели себя очень спокойно, просто стояли. Но уже до 6 часов стали поступать сообщения о задержаниях.
В этот раз Эдуард Лимонов впервые приехал на площадь вместе со мной. Прежде мы приезжали порознь, и я ни разу не видела, как его задерживают, а это происходило каждый раз. Сегодня впервые он не был задержан, хотя такая попытка была. Но стоявшие вокруг люди стали оттеснять его от милиционеров и перекинули через припаркованную машину, которая заорала так, будто мы ее собирались угнать, но Лимонова увести не удалось. Мне показалось, он был даже разочарован, что его не задержали - к чему он, конечно, внутренне готовился.
Что мне было особенно приятно, на площадь вышли члены Московской Хельсинкской группы Валерий Брорщов, Алексей Симонов, Лев Пономарев и Сергей Ковалев. И вообще на площади было много знакомых. Я с удовольствием увидела там руководителя правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, известного политика Владимира Рыжкова, политолога Андрея Пионтковского... Всех не перечислить.
Вскоре после того, как мы пришли на площадь, милиционеры рассекли собравшихся на две неравные части, оттеснив нас от основной массы. Там начали выхватывать людей и заталкивать в автобусы. Совершенно спокойные до тех пор, собравшиеся стали скандировать "позор", "фашисты" и "Россия без Путина".
Было задержано, насколько мне известно, около 150 человек. Среди задержанных оказался Владимир Михайлович Бурцев, ветеран Великой Отечественной войны, участник битвы под Москвой. Он вышел на площадь при всех своих орденах защитить Конституцию, но ни возраст, ни ордена не спасли его от задержания. Его вместе с другими затолкали в автобус и отправили в Басманное отделение.
Владимир Петрович Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ, был на площади в качестве наблюдателя, как и Александр Ильич Музыкантский, уполномоченный по правам человека в Москве. Узнав о задержании ветерана, они потребовали его немедленного освобождения, но он отказался уходить один, сказав, что уйдет только вместе с остальными задержанными.
Я узнала телефон Владимира Михайловича и обязательно с ним свяжусь.
Вот такие разные люди выходят на Триумфальную площадь.
Из отделений милиции, переполненных задержанными, поступили сведения, что очень долго не начинали составлять протоколы. Похоже, хотят продержать людей всю ночь. А в Тверском отделении снимали задержанных на видеокамеру и сканировали их документы, что абсолютно противозаконно. Это удалось зафиксировать задержанным.
На 22:40 в Замоскворецком ОВД еще не начали составлять протоколы, задержанных долго держали в душном автобусе, после чего начали избивать.
Ранее на площади был избит Олег Козловский. А в восемь вечера, - то есть, через два часа после начала нашей акции, - людей, все еще не покидавших площадь, милиционеры разделили на квадраты и пустили слезоточивый газ. Такое на Триумфальной площади произошло впервые.
Опасаясь провокаций, я пришла на площадь с охранниками, но там было много молодых людей, которые устроили буквально живой щит вокруг. Каждый раз, когда напирала милиция, они останавливали этот напор собственными телами. Я благодарна всем, кто пришел на площадь и всем, кто старался меня защитить. Без такой поддержки, честно говоря, я не смогла бы участвовать в этих акциях, а очень хочется.
Л.А.