the cultural creatives - откуда они берутся?

May 06, 2010 12:06

продолжение конспекта книжки Ray, P.H.& Anderson, S.R. (2000). The Cultural Creatives: How 50 million people are changing the world. Harmony Books.

начало было тут

Как люди становятся "создателями культуры"?




  • в основе выбора этого пути лежит решение "идти поперек" и не следовать навязываемым ценностям доминирующей культуры
    • "когда ты начинаешь видеть свои "пределы", они перестают быть таковыми" (с) Маршалл Маклюэн

    и этот, казалось бы, сугубо личный выбор имеет масштабные последствия в силу того, сколько людей такой выбор совершают

    но в личной истории человека подобный выбор всегда сопряжен с чувством непонятости и одиночества - до тех пор, пока не "подтянутся" или не "встретятся" единомышленники

    • некоторые люди находят полезным открытую публикацию достаточно личной информации - в надежде, что единомышленники подтянутся; этот риск, чаще всего, оправдан

    люди при этом начинают осознавать многие из тех социальных и культурных предписаний, которые они раньше считали "само собой разумеющимися"; жизнь от этого усложняется

    людям приходится пересматривать свою систему убеждений, проводить переоценку ценностей и занимать позицию по отношению к различным убеждениям и ценностям

    в течение некоторого времени у них существует разрыв между "внешней" и "внутренней" жизнью: внутренняя уже успела измениться, а внешняя еще нет; мучительный период фальши и схизиса

    вступив на новый путь, люди всегда сталкиваются с критикой, внешней и внутренней; они особо чувствительны к критике, потому что склонны искать в ней конструктивное зерно; не поддаваться на провокации помогает сообщество единомышленников (например, виртуальное)

    бросая вызов само собой разумеющимся предписаниям доминирующей культуры, люди "наступают на мозоль" тем, кому выгодно текущее положение вещей; и эти последние будут ставить палки в колеса

    иногда люди, стремящиеся реализовывать свое предпочитаемое жизненное направление, считают, что безопаснее делать это "втихую", "не афишируя"; именно поэтому "создатели культуры" и не знают, насколько их на самом деле много

    • в Западной культуре принято говорить о "тряпках" и о личной жизни знаменитостей, но не принято говорить о собственных мечтах, ценностях и жизненных принципах; странная инверсия - интересно, как изменился бы мир, если бы было наоборот?
    



Как в обществе вообще возник такой феномен?


  • все современные американские "создатели культуры" находились и находятся под прямым и косвенным влиянием социальных движений, начавшихся в 1960-е годы

    культурно-креативная субкультура является процессом и результатом конвергенции этих отдельных друг от друга социальных движений в макрокультурный феномен


    каждое социальное движение может рассматриваться как серия концентрических окружностей. Центральная - это сотни лидеров, активисты, организации. Более широкая окружность - это тысячи активных сторонников. И вокруг них - облако "симпатизирующих", насчитывающее миллионы; хотя эти люди не "выходили на площадь", но они задумывались о происходившем, обсуждали это с близкими и друзьями, и в итоге стали видеть мир иначе - и иначе воспитывать детей

    аналитики обычно считают, что для того, чтобы социальное движение могло считаться значимым, оно должно быть радикальной и хорошо организованной политической партией, вроде большевиков или национал-социалистов; или являться террористической организацией, вроде "Хамас" или дружин ультраправых; или действовать сфокусированно и эффективно, как движение профсоюзов на ранних этапах своего развития

    однако у любого социального движения есть три аспекта: политический в традиционном смысле слова, связанный с демонстрациями и пр.; деконструктивный/конструктивистский, направленный на то, чтобы делать видимыми и опротестовывать "само собой разумеющиеся" культурные представления и создавать альтернативные описания; и направленный на трансформацию сознания и бытия отдельного человека. Два последних аспекта можно назвать "культурно-трансформативной работой социальных движений", и она подразумевает создание сообществ взаимной поддержки. Эта работа "почти невидимая", она не привлекает внимания общественности так, как политические выступления.

    при этом центральным аспектом любого социального движения является именно деконструктивный/конструктивистский

    представления о моральной ответственности человека у американцев сильно расширились, начиная с 1950-60-х годов, люди стали гораздо больше озабочены системными последствиями своих решений и поступков

    и произошло это под влиянием, в первую очередь, движения "зеленых", женского движения и движения за гражданские права (а также еще примерно 20 движений)

    очень важный принцип, транслируемый этими движениями: "сам действуй в соответствии с теми ценностями, которые провозглашаешь": отсюда "личное и есть политическое", "личное и есть профессиональное"; отсюда обостренная чувствительность к фальши и отчуждению (в марксистском смысле этого слова)

    еще один принцип: если ты пытаешься изменить старую культуру, ты не должен принимать те решения проблем, которые она тебе предлагает. Это старые решения, а ты должен искать новые.

    еще один принцип: осознавать, что проблемы, с которыми сталкиваешься ты, не уникальны, с ними сталкиваются и другие люди - и решение имеет смысл искать не только и не столько для себя лично, но и для всех остальных; способствовать тому, чтобы люди помогали друг другу

    сообщество единомышленников - ключевой фактор, делающий все это возможным

    В 1960-70-е годы социальные движения в Америке были очень заметны, а потом как-то перестали быть настолько заметными. Куда же они подевались?

    • во-первых, они ушли с общенационального уровня на локальный.

      во-вторых, изменилась политика СМИ; протестные шествия перестали быть "новостью", их перестали снимать и показывать, т.к. "неинтересно". А если и показывали, то материал подавался сквозь призму сериала "что сказал тот или иной одиозный политик по тому или иному поводу", а информация о самом социальном движении не предоставлялась.

      в-третьих, акцент сместился с политической активности движения на его культурно-трансформативную работу; например, женское движение породило всплеск женского искусства, женского бизнеса и женских центров

      в-четвертых, некоторые движения перекочевали из "оппозиции" в "мэйнстрим"

    на самом деле, ответ на вопрос "куда подевались социальные движения" - это и ответ на вопрос "откуда взялись все эти культурно-креативные миллионы"
    

Занятно было бы сравнить этот взгляд - с вот этим.

community work

Previous post Next post
Up