Russian only
Болотная площадь в деревне Чухраи. Photo © Igor Shpilenok.
Асфальтированная дорога заканчивается за восемь километров до нашей деревни. Дальше идет лесная песчаная дорога с заболоченными участками. В одном месте одна раздваивается. Одна дорога - ее почему-то называют «по отсечкам» - идет налево, а другая, более короткая, называется «основная». Почти у деревни дороги опять сходятся. Везде глубокая колея. Местные шутят, что машину даже рулить не надо: она все равно из колеи не выскочит. Во всяком случае так было 10 лет назад, до того, как Игорь взял в руки лопату и начал исправлять дело.
По нашим дорогам мы застревали сотни раз, топили и разбивали ни одну машину, тратили кучу нервов и времени. Часто не попадали на какие-то важные встречи из-за отсутствия дороги. Сами виноваты - выбрали место куда поселиться подальше от цивилизации. Все терпели, преодолели трудности.
В 2001 году у нас с Игорем родился первый сын, Андрей. Игорь два года как ушел из поста директора заповедника «Брянский лес», чтобы полностью заняться фотографированием дикой природы. До появления ребенка мы всегда вместе ездили в фотоэкспедиции. Но потом я оказалась привязанной к дому. Игорю нужно было продолжать фотопоездки, но он опасался что я остаюсь без возможности выехать, если, не дай Бог, что-то случится с ребенком.
Поэтому Игорь поставил себе задачу сделать дорогу проезжей. Вообще надо сказать, что у Игоря три любимых занятия: фотографировать, строить что-нибудь, и копать. Пока мы еще строили дом, он рядом выкопал пруд и построил вольеру, чтобы содержать раненных животных (которых нам до сих пор часто привозят). Потом выкопал второй пруд, побольше, чтобы рыба водилась. Потом еще третий, и т.д.
Так в течении нескольких лет, если Игорь был дома, он каждое утро вставал рано и ехал на дорогу копать. Брал старый УАЗик с прицепом и совковую лопату. Кидал песок сначала в прицеп, потом с прицепа на дорогу. Он называл это фитнесом, так он укреплял здоровье. Если он день не копал, у него наступала ломка. Проложил восемь труб большого диаметра для прохода воды на самых заболоченных участках и насыпал дорогу сверху.
Сама деревня стоит на трех возвышенностях посреди болотистой поймы реки Неруссы. Во время весеннего разлива возвышенности превращаются в острова. Центральную площадь деревни мы в шутку называем Болотной. Вокруг Болотной площади, пришлось сделать объездную дорогу. С приложением огромных усилий, наконец-то дорога стала проходимой для машин с высоким дорожным просветом круглогодично, а летом даже легковые проезжают. Такая дорога появилась впервые за трехсотлетнюю историю деревни. А последнюю пару лет с ремонтом дороги активно помогает заповедник так, как на Болотной площади построен научно-исследовательский стационар, который местные жители прозвали «Храм солнца».
Весной река разливается и местные жители переправляются с острова на остров на лодках. Photo © Igor Shpilenok.