По поводу китайского нумера третьего я долго колебалась, что признать за таковой - то ли самую большую площадь в мире, то ли Запретный город - резиденцию китайских императоров в Пекине.
Остановилась на Тяньаньмэнь. По нескольким соображениям.
Во-первых, площадь больше на слуху, чем Запретный город. А на слуху она благодаря печальным, но освещенных мировым телевидением, а, следовательно, более известным событиям.
Это демонстрация студентов с требованием демократизации Китая.
Демонстрация была пресечена самыми строгими китайскими мерами, до сих пор, уже по прошествии достаточного времени картинка, как китайских студентов с выкрученными назад руками и согнутыми в три погибели волокут в каталажку. Кстати, пекинский гид (который не мог, рассказывая о площади, не упомянуть и о тех событиях, которые сделали имя Таньаньмэнь нарицательным), очень презрительно отозвался об участниках «беспорядков» - его объяснения причин событий на Тянаньмэнь к участию студентов в погромах магазинов.
Как и Запретный горол, в период императорского Китая площадь тоже была запретной - на нее не допускался простой народ.
Вооот, именно эта прежняя запретность и есть второй важный аргумент для того, чтобы при выстраивании рангов достопримечательностей предпочесть Таньаньмэнь Запретному городу. Сейчас это гораздо более доступное место, чем Запретный город - в который нужно купить билет, а на Тяньаньмэнь пускают совершенно бесплатно. Народищу там всегда… впрочем, Китай самая густонаселенная страна мира.
В третьих… это священное место для китайской государственности последнего выпуска - на Тяньаньмень выходят Южные (точно по фэншую) ворота Запретного города, с которых Мао-основатель КНР и провозгласил образование нового государства - Китайской народной республики. Портрет отца основателя и его основательные слова ныне прикреплены к этим воротам. С этой картинки начинаются китайские буквари, с этого места любого маленького китайца начинают любить родину:
Я не случайно совместила стену с портретом Мао с групповым портретом китайских туристов - китайцы страшно любят фотографироваться на фоне достопримечательностей, но почти никогда не фотографируются индивидуально, фоткаются не меньше двух, а чаще всего полноценной группой.
А вот и вторая - более любопытная группа - европейцы, усыновившие китайских детишек, тоже на фоне стены с потретом Мао:
Обратите внимание на флажки - мой визит в Пекин совпал с визитом г-на Ширака в Пекин - вот и вывесили к этим событиям бело-красно-синие триколоры.
Только стена и ворота Запретного города напоминают на Тяньаньмэнь о том, что Пекин - столица древнего государства.
Остальное устройство этой площади принадлежит эпохе, умилительно-ласкательно именуемой на нашей родине «совком». Смотрите сами:
Ну, разве вы не видели примерно такой же площади где-нибудь в Челябинске или Иркутске? Запретная в императорском Китае площадь стала совершенно советской в Китае народном. Различия можно долго искать - флаги красные, но герб - чудной, или: здание - «иркутское», но природа - южная, скрашивающая серый тоталитарный конструктивизм натуральной цветочной роскошью.
Китай активно готовится к Олимпиаде - и вот на площади надуваются игрушечные символы будущей Пекинской Олимпиады.
Или вот - концентрированный совковый стиль (деталь Здания народного собрания):
Если бы не иероглифы, то совершенный совок - не правда ли?
А этот кадр - специально для одного моего корреспондента, который через меня просил передать привет великому кормчему - если с одной стороны площадь украшает портрет Мао, то с другой стороны - его мавзолей:
А кстати, тем, кто помнит мой весенний фоторепортаж о подсветке ГУМа, докладываю - стены Запретного города и мавзолея Мао Дзе Дуна подсвечиваются тем же способом, так что в небе прорисовываются контуры строений, а тело строения распадается во тьме. Снять не удалось. Видела только из автобуса.
Кстати, советский след в китайской столице заметен не только на Тяньаньмэнь, вот, например, пекинская ВДНХ:
Кроме административной части Пекина, в городе еще много жилой блочно-панельной застройки, делающая некоторые районы Пекина основательно похожими на, допустим, Тю-мень, кабы не огромное количество кондиционеров на фасадах и не так любимые китайцами палки для развешивания белья, далеко выходящие за рамки балконов (китайское белье на балконах, видать, не умещается).
Но советский след (который, как я думаю, еще на многие годы сохранится в самом сердце китайской столицы), вряд ли уцелеет лет через 10 в других, менее помпезных местах - совок 60-70-х безжалостно сносится целыми кварталами, а на месте как грибы строятся современные высотные здания, стилю которых нам остается только завидовать. Образцы архитектуры в сегодняшний Китай - поступают из гораздо более западных государств, чем Россия.