Oct 19, 2013 01:34
Мне "Баядерка" всегда казалась балетом балетов. Теперь уточную НАША Баядерка, советская, Петипа+Чабукиани+Пономарев+ немного Грига. Григ не принципиален, но мне всегда нравились три падеша, с которыми Солор выпрыгивает на сцену в первом явлении.
Не, честно, я Баядерку люблю чуть ли не больше балетов Чайковского и Раймонды, а сцену Теней предпочитаю лебедино-ивановской, настолько она кажется мне совершенной. Да и реву я иногда, когда созерцаю подобную красоту в комплекте с душещипательным Минкусом.
А балетом балетов почитаю - т.е. балетной квинтэссенцией, потому что: сюжет дурацкий, т.е. стопроцентно балетный, основан на простейших понятиях и мотивах, как то: любовь до гроба, ненависть, зависть, предательство... самых простейших, базовых эмоциях, которые балету, как искусству не интеллектуальному, а чувственному, вполне по плечу. Опять-таки, место действия заморское в старовременное, что дает возможность забыть окружающую. действительность и погрузиться в сказку, дивно наряженную, с расписными дворцами и джунглями. Баядерка - энциклопедия балетных форм - от количества сольных, дуэтных и коллективных плясок в глазах рябит. Ну и Солор и Никия - по балетной традиции вершины балеринского и премьерского классического репертуара. И еще... еще, может быть, это самое главное и есть - в сердцевине Баядерки монументальная, математически выстроенная и поэтически окрашенная, близкая к формальному совершенству балетная фреска.
В итоге балет балетов "Баядерка" предназначен на любой вкус.
Правда, всегда в Баядерке были и червоточины - а именно, примитивность сюжета, основанная на "базовых" инстинктах (да, это обратная сторона главного достоинства Баядерки) и некий мюзикхолльный налет.
Вот эти червоточины и превратили вариант Баядерки, адаптированный б. русской балериной для американской труппы и американского зрителя, одетый обязательными итальянцами и реэкспортированный в Россию, в махровый кичт. Чуть-чуть спасла спектакль женская корда, сегодня отлично, проникновенно отработавшая Тени (особенно медленную часть) и частично Сергей Полунин. Честно говоря, ждала большего (от Полунина, от корды меньшего), но... увы, мне показалось, что он стал танцевать грубовато и некантиленно. Солор вышел у него довольно мрачным и мужланистым персонажем. И , пардон, совсем не харизматичным, совершенно не понятно, чего не поделили Иван Иванович и Иван Антонович Никия и и Гамзатти, разве что кучу проблем с таким суровым мужем. При том, что технические элементы отработал на отлично, в частности показал, что с разножкой двойные кабриоли можно делать пристойно, а не как Иван Васильев свои крокозябры (хотя, м.б. все дело в разности пропорций?), но как-то все было малотанцевально, собственного пластического образа не нашел. И куда девалась фирменная полунинская элегантность? Почему танец стал героическим, я даже Иванушку было вспомнила? Кода все-таки была очень хороша.
А между тем, его ментор в лучшие годы и даже когда лучшие годы миновали, был ослепительно хорош именно в Баядерке, вот где была концентрированная элегантность, красивейшая форма больших прыжков и мягко-пружинистые вращения. Не буду вспоминать о Цискаридзе, подобном выпущенной из лука стреле, его стремительный бег за тенью, бесконечно протяженные арабески на сверхвысоких полупальцах, когда казалось, - еще полсекуды, и он отправится на небо))).
Смотрела я на метания Полунина и вспоминала его же Лебединое, пытаясь найти 10 отличий. Не нашла. Костюмы мне его не понравились, в 1 действии были какие-то сизые треники, потом вдруг появилась балетная униформа - колет + трико (???)
У Эрики получилась хищница (как всегда вульгарноватая), вылитый вариант Лариш, а в 4 акте еще и руки начали змеиться). Когда в конце Теней и пробуждения Солора от наркотического тумана она угрожающе двинулась на Полунина, я за него реально испугалась.
Сомова в принципе справилась, по образу мягкая и трогательная Никия, но как-то осторожно танцевала. Я все-таки была воспитана на Наде, Гале, Уле, Свете и даже немного на Вике. Понимаете как мне трудно? Дуэт с Полуниным получился несколько механический.
Единственное состояние, когда я никогда не испытывала на (НАШЕЙ) Баядерке - это скука. И наконец-то я его испытала: прозевала почти весь спектакль,а в конце 1-2 действия чуть не уснула.
Проанализировала, что наиболее оттолкнуло. Наверное. костюмы. Костюмы чудовищные, ляпота, китч в квадрате в кубе. Ненавижу я эту псевдобалетную эстетику: венцы, стразы, буфы, драпри, люрекс и тп.
Тряпки, которые изображают строения - похожи на тряпки и больше ни на что. И уж точно не тянут на архитектуру.
Сцена мала. Кстати, именно Баядерка, заточенная на большие мужские прыжки и масштабные кордебалетные сцены, это обнаружила. И летающему Полунину эта сцена маловата будет.
Нельзя загонять Баядерку в маленькую коробочку.
Ужасно жалко огнепоклонников с барабанами, да и негритят, и шествие, и дам с попугаями и танца Никии с рабом.
Что со светом, товарищи? Когда он нужен, его нет, когда он не нужен (в тенях тени нужны, а не свет!) его слишком много.
Это не моя (НЕ НАША) Баядерка.
Такую Баядерку я бы никогда не полюбила, и из номинации "балет балетов" перевела бы в категорию "концентрированная балетная пошлость".
Правда, Тени все-таки вывела бы в исключения. Слава Богу, б. русская балерина, осевшая в Америке, их пощадила и от своих вивисекций, и от своего хореографирования. Ну, правда подиум сократила, так и сцена мелковата.
Но я понимаю, почему эта Баядерка появилась в Стасике. Трудно живется двум балетным театрам на одной улице. Хочется Баядерку в репертуар? Надо брать экзотическую, не похожую.
Увод баядеркой знатного воина за шарфик на небо был эффектный.
Нечаянная радость - дирижер Гришанин, после сражения главдира с Лебединым - просто бальзам на уши).
Музыка временами оркестрована по-другому, вскрыты музыкальные купюры, почему некая свежесть восприятия гарантирована даже в знакомых частях балета. Свежие акценты были в танца солисток. Нежданно-негаданно джампе получился женственно-заигрывающим. Макарова-педагог была явно полезна для женской части труппы.
Макарова,
Баядерка,
Полунин,
Стасик