привезли на Золотую маску литовцы.
Парин по ТВ сказал, что название неправильное. Монтеверди был первым ОПЕРНЫМ композитором, основоположником жанра, хотя мадригалы тоже (по инерции:-) писал. Но опера родилась только когда полифонию (главный мадригальный принцип) победила монодия (одноголосое пение и речитатив), и это понятно: отказа от полифонии требовала специфика нарождающегося жанра - многоголосие затемняло текст, а без внятного текста музыкальная драма, т.е. опера, не могла родиться.
Оборщики ЗМ высмотрели "Мадригальные оперы" на фестивале старинной музыки в Литве: на это в Европе мода, а у нас - все еще экзотика, если и исполняется, то в маленьких зальчиках и на культурной периферии, "Коронация Поппеи" - последняя опера Монтеверди - одно из последних детищ Покровского - единственное исключение, хотя зальчик Камерной оперы тоже проходит по разряду маленьких и периферийных.
А с другой стороны - что для Москвы не экзотика? Бельканто тоже редкий зверь:-))) Речь не пойдет о другом.
Первым позывом написать о литовском экзоте было нечто банальное: как это красиво, музыка на сегодняшнее ухо одноообразная (не смотря на снятую шляпу перед творцом любимого жанра) и пели довольно самодеятельно, но постановка завораживающая (прямо по следам не менее стильной и изобретательной рижской Альцины несколько лет назад), а всё вместе получилось атмосферно и занимательно.
А начинаться это должно было примерно так:
Это начало оперы. Роды. Опера еще не называется оперой. Еще лет 20 до самоопределения. Монтеверди (собственно тот, кто ее родил, хотя другие помогали, беременность длилась лет 30) называет новорожденную "музыкальным повествованием":-)
Но тут
на взлете этой кучерявой мысли:-) известный театральный интернет-писатель
lev_semerkin выдает свой пост о том же предмете
lev-semerkin.livejournal.com/203955.html, один из самых блистательных своих отзывов, блистательный, но при том очень пренебрежительный по отношению к спектаклю и его зрителю, загоняя ряды тех, кто получает удовольствие от таких зрелищ в ряды "рафинированных театралов", на культурную перефирию *верх и низ:-), настаивая на неполноценности такой эстетики по отношению к настоящей оперек (Верди) и настоящей драме (со словами и психологией). Это всего-навсего нишка, архаические формы, и куда им до высших театральных проявлений - до ДРАМОРЕАЛИЗМА:-) Куда Монтеверди до ВЕРДИ?:-)
Меня это насмешило. Театр существует не одно тысячелетие, а формы театра отличаются друг от друга как часовые пояса (как день ин ночь), разделяющие параллельные цивилизации. Драматический театр XIX и первой половины XX века (говорильный и бытоподобный=психологический) - только один из ручейков, вливающийся в мощный театральный поток. И этот ручеек, хотя и по привычке не сдается, сам давно испытывает влияние смежных искусств и эстетик.
Нужны новые формы Хотя бы и в старых, традиционных, архаических, если хотите , Лев:-).
Ровно по пословице: все новое - хорошо забытое старое.
Так вот, не от рафинированного, а от простого зрителя, часто посещающего театры: приходя в театр, я хочу каждый раз видеть что-то новое, не шаблонное, в этом ассортименте может в числе других быть и психологический театр в форме драмореализма:-). Но (оперируя львовской кулинарной терминологией) не в качестве мяса, а как один из компонентов салата.
Я как зритель, хочу, чтобы театр доходил до меня не только и не столько через слова, сужет, такскать, а через энергетику, эмоции, желаю прямых эстетических ударов:-), собственно ИМЕННО ПОЭТОМУ я (вот тут я зритель не простой, а специфический:-) выбираю по жизни музыкальный театр, в котором эстетические удары гарантированы хотя бы потому, что там есть главный энергогенератор - музыка.
А то, что театр европейский, рожденный в слове, все дальше отходит от слова, т.е. драмы в собственной, мясной, так сказать, сути (мяса), я думаю, не мне ему (постоянному посетителю международного Чеховского фестиваля) говорить, что слово в "драме" в театральном мэйн-стриме Европы (т.е. родине того самого драмореализма) стремительно и массово вытесняется изобразительными и пластическими искусствами. Наверное потому, что публика массово теряет доверие к сказанному слову.А тело и музыка не лжет.
Опера существует уже пятьсот лет. Верди - конечно гигант, и в определенном смысле олицетворение оперы, того жанра, который родился от Монтеверди и в определенном смысле в наибольшей степени развил монтевердиевские идеи. Но опера была бы скучна. если бы в ней был только Верди. До Верди были как минимум оперные гении - Моцарт и Россини, после и вместе - Вагнер и Рихард Штраус. Возвращаясь к кулинароной технологии, стоит ли Верди считать мясом, в всех остальных гарниром (орешками к дороголму вину?) - опять-таки оперный жанр многослойный, скорей салат Мимоза, чем мясо по-итальянски:-)
В этом "салате" есть место и для барочной оперы. В первую очередь потому что в ней есть ливные музыкальные моменты, потому что на фоне привычного оперного "мяса" слушается как минимум свежо. Поэтому в Европе есть мода ена барокко, появились и свои специалисты - вокалисты, специализирующиеся на этой весьма специфической технике пения. Опера барокко представляет в первую очередь, музыкальный интерес. А вот сюжеты, театральная составляющая на сегодня кажется наиболее архаичной. Поэтому вопрос - как это ставить? Всерьез, в тонкой иронией или с откровенной усмешкой? Слишком много громких слов о любви и ненависти (слишколм много для циничного мира, который в это давно уже не верит), морализаторство смешит, сюжетные повороты кажутся наивными. Поэтому в Европе часто барочные оперы абстрактно, оставляя на певцах рядовую одежду ХХ века в пустых пространствах, освобождая его для музицирования.
Но это не литовский путь. Вернее, наверняка, на том фестивале, которые посетили отборщики, были и такие среднеевропейские постановки, но в профессиональном, музыкальном смысле, как оказалось, труппе из Вильнюса особенно нечего предложить рафинированому русскому зрителю:-)Выделю только двух исполнителей - партии Амура (контртенор) и "неблагодарных" (сопрана) , которые более или менее владели барочным стилем, а весь остальной вокал - не более чем полусамодеятельный уровень. О музыкантах судить не смею, не знаток, в целом аутентичное звучание старинной музыки - привлекательно само по себе, так перевши мяса хочется чего-нибудь свеженького, фруктов или зелени.:-)
В литовском переложении оперы Монтеверди стали скорей зрелищем, чем слушалищем, что закономерно для участника театрального фестиваля. Постановщики (режиссер - Г. Варнас, художник - Ю. Скуратова) применили занимательный ход : куклы на сцене (даже если над сценой), музыканты и певцы над сценой (на облаках), и те и другие - видны, но куклы яркие, пластичные, разнообразные, самоигральные - на виду, а музыканты и певцы, озвучивающие и одушевляющие куклы, в черной униформе - в тени, на черном фоне, над сценой. Низ и верх (цитирую Льва), тело и душа, свет и тени, явное и скрытое (внутренее), . Нежная эстетика постановочного барокко (то ооочень красиво!), разнообразие кукольных технологий, двойничество персонажей, ироническая театральность при абсолютной серьезности музыкального материала, непривычное и волнующее звучание аутентичных инструментов - всё вместе создало тот самый синтез искусств, тот самый эстетический удар, к котором каждый раз мечтает Лиу, собирающаяся в театр.
Опер было две. Из разных периодов.
Первая более поздняя и куда более знаменитая, этапная для Монтеверди и музыкальной истории ( в ней впервые Монтеверди применил техники пиццикато и тремоло) - "Поединок Танкреда и Клоринды" по сюжету из "Освобожденного Иерусалима Торквато Тассо.
Фотки получились жуть, было очень темно, и я не настроила камеру до спектакля, но все-таки жуткого качества фотки Поединка помещаю, потому что это свидетельство того, как это делалось): куклы-рыцари "бились" на фоне черного бархата силами нескольких артистов, на поклонах показавших свое умение руко-водить разными частями тела рыцарей. Одним из рыцарей была переодетая и не узнаваемая под забралом Клоринда, влюбленный в нее рыцарь Танкред смертельно ранил ее, не зная, что это его возлюбленная, правда, из вражеского (мусульманского) лагеря.
Вторая опера называлась балетом. "Балетом неблагодарных" .
В этом нет никакого парадокса: балет той эпохи мало чем отличался от оперы, разве что родиной - в то время, когда в Италии рождалась опера как жанр синтетический, во Франции рождался балет, рождался также в сверхсинтетическом виде, в сопровождении речитативов, мелодекламации, хоров и инструментальной музыки. Балет почти век существовал как синтетический музыкальный жанр, а самоопределение балета, как искусства исключительно танцевального, а не шоу-составляющей пройдет позже . Оперы же почти до конца XIX века будут включать балетные сцены, как родовые пятна своего синтетического происхождения.
Премьера "Балета неблагодарных" (женщин) Монтеверди была п написана к свадебным торжествам - бракосочетанию наследника Герцога Мантуанского (где он и служил) и принцессы Савойской. Время написания - 1608 г., через год после "Орфея" - первой (по времени создания) из сохранившихся опер (предшествовавшая "Орфею" "Эвридика" Пери , поставленная во Флоренции, не сохранилась. А новейший французский жанр - балет - Монтеверди подсмотрел в Брюсселе, когда сопровождал герцога Мантуанского в его поездке во Фландрию. Балет был не основным блюдом свадебных торжеств, а оттеночным - главной была драматическая опера Ариадна. А балет неблагодарных - милым, но нравоучительным пустяком, показывающем, какое наказание ждет женщин, которые не исполняют своих обязанностей по отношению к мужчинам.
Балета у литовцев не получилось, ибо синхронные перемещения неблагодарных душ по по сцене или кругу сейчас трудно назвать балетом, получилась опера. Или балет в том самом смысле конца 16 - начала 17 века, когда балет еще не стал самостоятельным искусством.
С одним исключением: все-таки одна балерина давала представление о том, что это за искусство, судя по составу исполнителей, это Эгле Шпокайте, известная литовская балерина: плотно закрытая масочными накладками кукольной Венеры, она очень барочно ворожила живыми ручками.
Венера слева - маска с руками балерины, справа - Венера поющая.
Куклы-маски забавно раскрывали рты, когда синхронно с ним пели натуральные певцы, Плутон (бог подземного цартсва, между прочим:-) забавно хлопал глазками перед ликом Венеры, а Амур напоминал милого пупса.
Амур - слева (безмолвный) и в середине (поющий).
Но главными куклами стали неблагодарные женщины - шесть больших кукол с лицами, на которых была начертана их душа/судьба. Это лица, которые можно рассматривать часами.
Наверняка, перед художнией (Ю.Скуратовой) стояла задача создать лицо пороков, но получились лица с биографией. Пупсовая близнецовость человеков при рождении к концу жизни приводит к их резким отличиям, истинное лицо человека проступает только в старости - как итог жизни. В неблагодарных куклах и сконцентрирован главный (философский) итог спектакля:
в конце жизни Вы получаете лицо, которое вы заслужили!
Люди и куклы
Попутешествовать по мадригальным операм Монтеверди (фотки с комментариями) можно по ссылке
picasaweb.google.com/saura.gl/TmnBJJ#