В прошлом посте я уже делилась с вами своей историей поиска идеальной системы планирования. Началась она с того, что, устав от собственной непродуктивности, я решила составить примерный режим, который мог бы стать для меня универсальным планом на день и позволил бы организовать движение к моим долгосрочным целям. Но сделать это оказалось не так-то просто. Нужно было сперва узнать себя и свои особенности.
Иногда нам так хочется затесаться в какую-нибудь классификацию, найти себе подобных и обнаружить кем-то разработанные правила касательно того, как такому/такой, как ты, жить. Поэтому стоит ли удивляться, что, узнав о существовании иррационалов, которым подходит не традиционное, а спонтанное планирование, я сразу же записала себя в их ряды. Однако, внимательнее изучив признаки рационалов и иррационалов в уже упомянутой мной
статье Ивана Пирога, я с недоумением пришла к выводу, что я - «смесь» рационала и иррационала. И зависит моя (ир-)рациональность от того, в какой сфере я действую. Понятно, что о спонтанном планировании в чистом виде пришлось забыть.
Пожалуй, именно на этом этапе своих поисков я и решила поэкспериментировать, поприменять методы разных систем и выяснить, что работает лично у меня. Мои "находки" перечислены ниже. Подойдут они в большей степени фрилансерам, домохозяйкам и другим людям, которые большую часть времени проводят дома. Однако, люди, работающие в офисе, могут подобным образом планировать, к примеру, свои выходные или отпуск. Итак, поехали...
1. Думаю, все знают о благотворном эффекте переключения внимания с одного занятия на другое. Однако, насколько часто это делать - решать вам. Многие говорят об эффективности системы 45/15 (45 минут работы, потом пауза 15 минут). Но лично мне она не подошла. Дело в том, что я практически не способна моментально «включаться" в какую-то деятельность. Для того, чтобы сосредоточиться, мне нужен определенный промежуток времени. Поэтому слишком частые переключения с одного на другое меня раздражают, к тому же слишком много времени тратится на то, чтобы после отвлечения вспомнить, на чем же я остановилась.
В результате свое рабочее время я поделила на 4 блока - 2 блока по два часа и 2 блока по одному часу, и блоки эти перемежаются довольно продолжительными паузами. Эту «систему» я ни в коем случае никому не навязываю, хочу лишь сказать, что у каждого свой ритм. Экспериментируйте! Только не забудьте, что важно при любом ритме давать хоть небольшой, но регулярный отдых глазам и телу!
2. Мой следующий совет звучит так - перед тем, как приступать к планированию, выясните, когда в течение дня ваша продуктивность выше всего (обычно это одно и то же время), и на этот промежуток планируйте особо приоритетные дела, которые требуют наибольшего сосредоточения и отдачи.
3. С другими аспектами бывает по-разному, но в плане эмоций я стопроцентный иррационал. Хладнокровию рационалов я могу только позавидовать. Вне зависимости от настроения делать, что задумано, есть в первую очередь самых жирных лягушек - это точно не про меня. При этом я не раз замечала, что размышления о том, как бы подступиться к «нежеланному» делу, пожирают порой гораздо больше времени и энергии, чем его непосредственное выполнение. Поэтому совет «выключать» негативные эмоции при выполнении таких дел я нашла для себя очень полезным.
4. Также, на мой взгляд, полезно выработать привычку к регулярным занятиям той или иной значимой для вас деятельностью, так как тогда отпадет необходимость себя мотивировать при отсутствии особого желания этой деятельностью заниматься. Скажу сразу: в вырабатывании привычек я пока что далеко не ас. Но это не значит, что я не пытаюсь им стать.😄 А еще я считаю (или по крайней мере, хочу надеяться 😆), что и занятия творчеством можно превратить в привычку, и тогда ждать прихода музы будет не обязательно.
5. Совсем без графика, хотя бы примерного, лично мне не обойтись. А что, например, делать, если по графику надо заниматься одним, но внезапно возникает неудержимое желание делать что-то другое? Ловить неожиданно нахлынувшее вдохновение или игнорировать его? Тут каждый выбирает сам. Лично я решила в большинстве случаев (если нет уж очень больших завалов с другими, более важными делами) давать себе поблажки. Для меня - человека, который занимается творчеством, - игнорировать вдохновение - слишком большая роскошь.😜 Хотя, можно поступать и по-другому - использовать перспективу занятия тем, чем хочется, как вознаграждение за выполнение того, что выполнить надо. Главное тут, чтобы дело из разряда «надо» было не очень затяжным.
6. Из предыдущего пункта вытекает следующий - жесткие рамки лучше делать краткосрочными.
7. Если нужно посвятить себя чему-то, но нет настроения, стоит выяснить, почему его нет. Часто это всего лишь лень или страх - страх не справиться, страх того, что в процессе будет сложно или скучно. Тогда надо просто начать действовать - на 15 минут. В большинстве случаев, если причина была лишь в эмоциях, этот способ помогает незаметно втянуться в деятельность. Недаром говорят, что аппетит приходит во время еды.😉
8. Ну и напоследок парочка «мотиваторов», проверенных на себе. Если мотивация падает, вспомните, ради чего вы все начинали. Визуализация конечной цели может здорово вдохновить на дальнейшие действия! Кроме того отлично работают декларация цели и общение с единомышленниками.
Вывод из всего вышесказанного прост - планирование нужно, так как оно заметно облегчает жизнь. Однако, чтобы оно было эффективным, тип его каждый должен выбрать для себя сам.
Если вы, как я, не вписываетесь на сто процентов ни в одну из существующих систем планирования, это вовсе не мешает вам пробовать эти системы на себе. Изучайте их! Миксуйте известные приемы и изобретайте собственные! Ищите то, что подходит именно вам, - и кто знает, может быть, когда-нибудь вы станете автором новой, ни на что не похожей и суперэффективной системы планирования.😉😊
P.S. Оказались ли мои рекомендации вам полезны? Есть ли у вас свои собственные «планировочные» лайфхаки? Очень жду ваших откликов и комментариев на озвученную тему!😉