Мое зумление для синагоги.

May 15, 2020 18:08

Поскольку все заземлены, мы тоже все зазумлены. Зум для синагоги вылился в обсуждение линк здесь .
Вступление
Я поставил вас всех на молчание, но вы можете голосовать. Имейте в виду, что Зум разработал китаец, поэтому рука будет желтая по умолчанию. Но там есть установки, которые позволяют выбрать цвет руки голосования, рекомендую.
Данное выступление не принесет вам ничего особенно нового, зато будет кое-что актуальное, с элементами математики, когда берутся за основу несколько основных положений и делаются далеко идущие выводы.
Теология
Проблема
Начнем с недельного раздела. Там много говорится о наказании и вознаграждении, это входит и в список основ по Рамбаму, основа номер 11, см. иллюстрацию.
Если будете соблюдать, то... А если не будете, то... После Танаха такие объяснение встречаются в Талмуде и далее вплоть до наших дней.
Можем ли мы сейчас руководствоваться непосредственным смыслом стиха? Некоторые пытаются, примеры этого встречаются на каждом шагу. Одни объясняют, почему Катастрофа. Другие берутся объяснить землетрясение, и это не шутка, Макор Ришон напечатал статью хорошо знакомого нам раввина, который дал объяснение землетрясению в Гаити: вуду и разрушение природы. Я уже видел людей, которые говорят, что в нынешней пандемии виноват Китай, так как они едят куски от живых животных. Проблема, очевидно, заключается в том, что никто никогда не может провести свои взгляды последовательно. Возьмем, например, бешеную корову - ее ели по всем правилам.
Помимо этого, все это объяснения не будут правильными многократным указанием Танаха, что понять мысли Всевышнего невозможно.
Направление
Тем не менее, я имею амбицию дать некое объяснение, применить его к современности, а потом попытаться сделать выводы на будущее.
Нам нужна какая-то основа, из которой мы будем вести рассуждение. Нам нужна некая аксиома. Например, Рамхаль выводит все свойства Бога из понятия совершенства, но мы сейчас выберем другое.
А именно, Тора дает параллельная нашему место в Хаазину 31: 18 «ואנכי הסתר אסתיר פני ביום ההוא»
А Талмуд говорит в трактате (Авода Зара 54Б), что присутствие Бога в Мире скрыто, именно поэтому мир называется Олам от корня Неэлам (скрытый). То же фактически говорится уже в Торе, что Всевышний скроет свое лицо, а также у Рамбама, что подавляющее большинство отдано во власть законов природы.
Итак, возьмем это утверждение из Торы, Талмуда и Рамбама за исходное. Что означает, что Бог скрыл лицо? Это означает, что Он своей премудростью сделал так, что мы никогда не сможем найти Его присуствие.
Можно ли сделать физический эксперимент? ИМХО очевидно, что нет.
Если мы видим статью, что Курт Гёдель математически доказал существование Бога? Мы говорим, ты - великий математик, но где-то есть ошибка.
Коды в Торе - вы хорошие ребята, но ничего не выйдет.
А можем ли мы обратиться к истории/археологии? По данному принципу ничего не выйдет, мы никогда не откроем оканемелости с горы Синай и доказательства чудес Исхода.
Медицина: Пример: опыт по молитвам за больных с двойным слепым контролем: ничего не вышло, кроме того, что организатор заболел сам.
Биологии? Так одно время думали, но теперь мы уже знаем, что не выйдет. Это вопрос до сих пор вызывающий большой интерес, но обязательно будет какая-то научная терия, объясняющая происхождение видов материалистическим путем.
Но мы пойдем дальше и подымем руку на возникновение жизни.
И вот, мы читаем в Торе, что Всевышный сотворил человека из праха земного. Стало быть, сотворение человека было сотворение материи из материи, причем налицо сотворение живой материи из неживой материи. Легко понять, что вообще живая материя была сотворена из неживой. Можем ли мы открыть это Сотворение? И доказать , что было чудо? Продолжая пользоваться аксимой - нет.
Мы всегда будем видеть процесс, объяснимый законами природы. И действительно, последнее время сделаны определенные успехи в расшифровке возникновения жизни на Земле. Достаточно сложные органические соединения находат в космических телах и предполагают в первобытной Земле. Считается, что первые предбиологические молекулы были те, кто обладает свойством ускорять собственный синтез ( автокатализ) и это первый шаг к жизни. Таковыми являются фрагменты РНК, которые потом, возможно, покрылись оболочкой и дали начало более привычному ДНК и далее к клеткам. Куда же делись те первые обломки? А никуда! Они остались, пусть в усовершенствованном виде путем эволюции в виде вирусов, которые бывают какие угодно: РНК ( корона), ДНК (герпес), переходящие из РНК в ДНК (СПИД), простая или двойная спираль, покрытые белком или нет. Иными словами, вирусы в нашем мире - свидетельства того самого перехода от неживого к живому, понимаемого естественнонаучным способом.
Таким образом, наличие вирусов прямо вытекает из исходной аксиомы, может быть даже и страдание от них.
Теодицея
Каова же наша теодицея и какой практический вывод? Для этого привлечем нашего в семье любимого автора - рабби Джонатана Закса. В недавно приобретенной книге “Radical then, radical now. On being Jewish” приводится известный мидраш, как Авраам доходил до всего своим умом. И вот было ему умозрительное видение: дворец и огни. Некоторые комментаторы толкуют как освещенный дворец и как будто одно из доказательств Бытия Божия: ведь не может быть, чтобы освещенный дворец не имел хозяина. Или разглядел дворец сквозь пламя ( то, что мешает видеть). Другие, как сам рав Закс, переводят, как горящий дворец. И смысл этого, что в великом дворце - мироздании непрерывно идет борьба со злом, это и есть пламя. И какова роль человека? Вступить в борьбу и тушить это пламя.
И вот тут можно перейти к вопросу, за что мы так все страдаем?
Просто за то, что не тушили пламя! Рамбам сказал в Море, что Мир не так плох, надо только уметь им пользоваться. От болезней Рамбам рекомендовал профилактику. И что может быть больше профилактики, чем готовность к эпидемиям?! Ведь мы все уже были предупреждены, почтальон всегда звонит дважды, Билл Гейтс и другие предупреждали.
Во многих случаях наказание просто встроено в преступление, если пить - будешь алкоголиком, а если мотать - будешь нуждаться. В данном случае, мы оптимизировали медицину и не вкладывали средства в подготовку к уже известному вирусу.
Сходным образом было наказано и Гаити - строили плохие дома, Доминикана рядом не пострадала. Так же мы потеряли Храм и проиграли войну, по Рамбаму ( письмо в Монпелье ) , потому что не учились воевать ( а вовсе не по догадкам агады, которэ гораздо популярнее).
Меня спросили какое же тогда объяснение эпидемиям прошлого как в 14 веке? Пока гром не грянет, мужик микроскоп не изобретет!
Этика
И вот, чтобы у вас осталось какое-то ощущение пользы, перейдем к той самой подготовке на будущее. Если на вас произвело впечатление слишком сильного материализма, поговорил об этике. Ведь один из аспектов подготовки к будущим эпидемиям - моральный.
1. Кому оказывать помощь? Проблемы триажа. Я беседовал с раввинами, и триаж , в принципе, необходим.
a. Простой смысл: делим на три части
b. Но есть и более хитрый смысл. Кто имее предпочтение?
i. Сиэтл и диализ по социальной значимости. Вышло, очевидно, что люди с влиянием отбирали себе подобных. То есть состоятельных мужчин.
ii. Показать главныe варианты, статья “equally”
iii. Rabbi Moshe Feinstein and Rabbi Waldenberg
iv. Актуалия. И промелькнуло в новостях, что у нас были две версии, кому оказывать первую помощь. (https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5728771,00.html ) Первую помощь оказывать людям без ограничений. Потом исправили. Мы все должныпринять участие в выработке этического руководства, ма этот раз пронесло, но...
2. Может ли страна отказывать в помощи другой стране? Можно представить себе ситуацию, когда одна страна имеет ресурсы, а другая не имеет. Надо ли делиться? (Германия, Италия)
Или еще интереснее, если у каой-то страны есть сведения о надвигающейся опасности, но скрывает их, чтобы запасти необходимые ресурсы. (Аппараты ИВЛ и др.) В этом обвиняли Китай.
Конечно, от коммунистической страны как Китай, ждать какого-то повышенного гуманизма трудно, на него есть жалобыво многих других вопросах, но есть интересное место в трактате Недарим 80Б, что нужды общины для стирки опережают нужды другой общины для питья.
И не далее как вчера я прочел, что Китай ставить дамбы и соседние страны иногда даже вынуждены останавивать электростанции на реке Меконг. Страна коммунистическая, диктаторская, гуманизм им чужд.
Но само место из Талмуда объяснил известный нам рав Тендлер, что нужде общины принципиально отличаются от нужд одного человека.
Итак, надо ли делится водой?
Надо ли скрывать, что скоро всем будет нужна вода?
Можно ли говорить неправду, что нет оснований думать, что вода будет нужна?
И представьте себя на месте министра здравоохранения, который хочет создать необходимые запасы оборудования, а если все узнают про эпидемию, припасы вздорожают или даже исчезнут. А Вы еще надеетесь и утешаете себя, что эпидемия останется только внутри страны, и не известно, насколько опасно, и, может, аппараты нужны только нам.
Будете ли вы сверхморальны и раскроете секрет или нет? А если да, убьют потом или нет.
Вот вопросы, над которыми я предлагаю подумать плюс к вопросу, кто из детей нашей общины пойдет в вирусологи.
Конец

Выступление записывалось, можно и пересмотреть выступление Марины здесь.
Previous post Next post
Up