О церкви будущего

Apr 24, 2024 15:52


Цикл "Меннониты"

Питер Пеннер в своей работе, написанной в 2020 г., "Левое крыло Реформации и их понимание церкви по отношению к государству" (The Left Wing of the Reformation and their Understanding of Church in Relation to the State by Peter Penner), еще не зная о том, что призыв пророческих голосов о мире будет проигнорирован, а протестантское сообщество, принудительно развернутое на запад и одурманненое обещаниями радикальных изменений, ободренное своими  пастырями, забудет об отказе от меча, рассказывает о тех, кто повлиял на умы верующих.



.
На Западе анабаптистские группы можно выделить прежде всего в США, Канаде и немецкоязычных странах Европы. Именно здесь со времен Второй мировой войны и вплоть до 90-х годов определялась большая часть анабаптистской теологии.

Одним из известных анабаптистских историков и богословов того периода является Джон Говард Йодер, который повлиял на других и заставил их мыслить в духе радикальной Реформации. Одной из ключевых тем  было христианское свидетельство мира, в котором им часто оспаривался классический меннонитский способ "свидетельствовать делами, отрицая меч и не взаимодействуя с обществом и властями".

Вместо этого он призвал анабаптистов привлечь общество в противостоянии злоупотреблениям властью и милитаризму "посредством мирных акций и демонстраций"

"Сегодня теологи замечают, что почти все католические и протестантские группы согласны с анабаптистами в их оппозиции христианству, навязанному государством. За исключением некоторых наиболее крайне правых фундаменталистских групп и теономистов, почти все отвергают принудительный христианский мир".

Йодер призывает к иному пониманию церкви и общества, размышляя о нынешнем этапе развития церкви в мире как диаспоры, подобной еврейской диаспоре времен раннего христианства.

Это по-прежнему включает в себя четкую дифференциацию от общества и государства, которое сегодня на Западе является демократическим, что допускает разнообразное участие в нем и в то же время подтверждает, что церковь продолжает оставаться альтернативным обществом.

Обращаясь к современному конфликту на Украине, автор статьи замечает, что исторические церкви по обе стороны конфликта на востоке Украины все еще оперируют некоторыми концепциями «справедливой войны» и пониманием модели христианского мира, сформированным православным контекстом.

Сегодня, утверждает автор, евангелические общины, история которых связана с Реформацией и радикальной реформацией, пытаются осмыслить трагедии Украины. Какая же теология правильна и прагматически более полезна в ситуации конфликта, который украинцы понимают как агрессию со стороны российского соседа?

Многие украинские евангелисты разделяют этот взгляд на войну.

Другие  - русские, белорусы, выходцы из Центральной Азии и другие евангелисты, похоже, воспринимают ситуацию иначе.

[Это еще раз подтверждает, что Священное Писание принимает разные значения, в зависимости от целей трактователя, а значит общество остается в опасности, потому что всегда находятся проповедники-манипуляторы]

Как церковь должна быть связана с обществом и государством и как церковь должна реагировать на войну и несправедливость? Какая сторона Реформации предлагает лучшую модель взаимодействия и влияния на общество и демократическое государство Украины?

"Как обычно, только история покажет. Гораздо легче провести линии и позиции, анализируя прошлую историю и глядя на прошедшие поколения," - замечает автор

Но богословию необходимо реагировать на запутанное настоящее, а не только оглядываться в прошлое, чтобы доказать свою подлинность и актуальность.

Для Украины оценка правильности и неправильности нынешней теологии и практики, вероятно, произойдет только в будущем.

[Переоценка уже началась, многие анабаптисты пытаются дистанцироваться от того, что происходит на Украине, но не так-то просто это сделать, когда ты уже стал частью гдобальной сети, которая запустила механизм поддержки "нового мироустройства" Но автор статьи этого еще не знает]

Путем проб и ошибок раннее анабаптистское движение установило ценности и убеждения, осознавая трудности и опасности единства государства и церкви, они разделили их в своем богословии. Сегодня, особенно на постхристианском Западе, это кажется вполне естественным.

Но всякий раз, когда общество сталкивается с трудностями, такими как, например, опасность того, что оно может быть преобразовано или ему брошен вызов со стороны ислама, оно все равно часто возвращается к христианской модели мышления и призывает государство действовать от имени христианской церкви или, по крайней мере, от имени западного постхристианского общества, культурно сформированного христианскими ценностями.

Вместе с Йодером анабаптисты определили роль церкви как пророческого голоса, который обращается к различным земным силам и бросает им вызов.
В то же время церковь как сообщество учеников не имеет всех истин сама по себе, она учится, идя со Христом, подобно ученикам, прошедшим дорогу из Иерусалима в Эммаус. "У церкви нет ответов на все вопросы, но у верующих есть Иисус, чтобы учиться у него," -  говорил Йодер.

Таким образом, лозунг Реформации: ecclesia reformata semper reformanda [имеется в виду, что церковь должна постоянно перепроверять себя, чтобы поддерживать чистоту учения и практики] указывает на способ, как следует применять изученные истины в зависимости от контекста и новых знаний.

"Это требует смирения, готовности к исправлению и постоянного изучения и применения полученных знаний в герменевтических взаимоотношениях между церковью, обществом и Писанием, " - объясняет автор,

***Для тех, кто еще не утомился и хочет узнать подробнее, чему же учил меннонитский философ  будущих христианских лидеров разных конфессий и на каком фундаменте он смог объединить не только христиан, но и иудеев, я сделала дополнение - краткий обзор толкований учения Йодера

Далее: Дополнение - Д.Г.Йодер, радикальный теолог
Завтра: После Майдана

Церковь, Меннониты, Миссионерство

Previous post Next post
Up