Обращенные к звездам. Учительница-вычислительница

Mar 04, 2022 15:19


Если в русской математике еще помнят Софью Ковалевскую, то во многих других областях отечественной науки имена женщин широкому кругу вообще не известны. Нельзя их узнать и из публикаций, посвященных женской эмансипации, регулярно появляющихся к 8 марта.

Повидимому у журналистов, работающих в отечественных СМИ, нет времени копаться в архивах и библиотеках или читать книги и мемуары, куда проще перевести и перепечатать иностранные статьи, где главное внимание уделяется женщинам зарубежья.

Сегодня, после рассказа о западных вычислительницах, захотелось рассказать о таких же отечественных живых "калькуляторах", как называла эту должность упомянутая ранее Ольга Эрастовна Озаровская, окончившая физико-математический факультет Бестужевских курсов  и принятая на работу  в Главную Палату мер и весов к Д.И.Менделееву.

Сегодня рассказ пойдет об астрономах.
И если рассказывать об отечественной астрономии, то в России были свои пикеринги, Витольд Карлович Цераский - один из таковых.



В ожидании солнечного затмения
Ранее: Коммерсант о женщине в науке   Об ученых женах   О барьерах   Когда компьютеры носили юбки



Конец XIX - начало XX века связаны с появлением нового мощного метода астрометрии - астрофотографии. Астрономами стали осуществляться систематические фотографирования планет и их спутников с целью точного определения их координат, фотографирование звездных скоплений, туманностей

Как рассказывает статья в Википедии, будучи сверхштатным ассистентом Императорской Московской обсерватории, с 1877 года Цераский сосредоточил свои усилия на астрофотометрии - в то время совсем молодой области астрономической науки, с которой будут связаны его основные научные достижения. Не случайно в юбилейных приветственных адресах астрономы называли Цераского «отцом русской астрофотометрии».



Витольд Карлович Цераский (1849-1925).

В 1887 году построил фотометр (на основе фотометра Цёлльнера), с которым выполнил ряд исследований - определил звёздные величины и составил каталоги звёзд в околополярной области, в скоплениях h и χ Персея и в Волосах Вероники...

В 1890 году Цераский унаследовал от Ф. А. Бредихина, назначенного директором Пулковской обсерватории, пост руководителя Московской университетской обсерватории.

В Википедии в статье о Церарском есть еще такая скупая информация:

Совместно со своей супругой Лидией организовал в Московской обсерватории систематические поиски и изучение переменных звёзд фотографическим путём, начатые в 1895 году на сконструированном им короткофокусном широкоугольном астрографе.

Больше о вкладе Лидии в астрономию в данной статье - ни слова.

Такая же англоязычная статья, хотя и очень краткая, напротив, содержит дополнительные сведения:

Он начал преподавать в Высшем женском училище с 1870-х годов и женился на астрономе Лидии Петровне Шелеховой в 1884 году. Лидия известна открытием многочисленных переменных звезд.

Правда, все-таки восторжествовала, и в Википедии о Цераской, в отличие от многих других женщин-астрономов, все-таки статья появилась, кто-то не поленился и ее написал.



Лидия Петровна Цераская (1855-1931),
супруга В. К. Цераского (1849-1925).
Окончила Женские педагогические курсы в Петербурге.
С 1875 по 1916 год - преподаватель французского языка
Открыла 219 переменных звёзд.
Её работа была отмечена премией Русского астрономического общества.

И в данном случае, английская версия статьи опять оказалось более информативной:

...среди них [ открытых Цераской переменных] переменная Р. В. Таури, признанная уникальной.
Ее именем назван венерианский кратер Цераская.

Ее научные статьи были опубликованы как «W. Ceraski».

Это означает, что публиковать свои статьи ей приходилось под именем мужа.

Цераская и правда, поступила на службу в Москве в качестве преподавателя французского языка, и занималась этим до 1916 года.

Однако основное ее внимание было уделено не преподаванию, как рассказывает О.А.Валькова, - В. К. Цераский, назначенный в 1890 году директором обсерватории Московского университета, разработал и спланировал программу фотографирования звездного неба при помощи инструмента, называвшегося «экваториальная камера». (далее - цитирование  книги «Штурмуя цитадель науки. Женщины-ученые Российской империи»  автор: О. А. Валькова)

Систематическое фотографирование было начато в 1895 году. По словам С. Н. Блажко, «это было новое для того времени начинание в астрономическом мире, так как с широкоугольным объективом систематическое фотографирование неба было организовано перед тем лишь в американском Кембридже на обсерватории Гарвардского колледжа по плану Э. Пикеринга и специально для поисков малых планет в Гейдельберге Максом Вольфом».



Серге́й Никола́евич Блажко́ (1870-1956)
- русский и советский астроном,
профессор Московского университета, член-корреспондент АН СССР..
С. Н. Блажко хорошо знал, о чем писал, поскольку после самых первых фотопроб с камерой работал именно он. Первая фотография была получена 15 сентября 1895 года. В. К. Цераский поставил перед собой и своими сотрудниками задачу поиска с помощью сравнения сделанных в разное время фотопластинок новых, неизвестных ранее переменных звезд - задача, требовавшая бесконечного терпения, внимания и тщательности.

Ни сам В. К. Цераский, ни его немногочисленные сотрудники оказались к ней не готовы.

Как писал С. Н. Блажко, «штат обсерватории в то время был мал (2 человека); В. К. Цераский не мог нагрузить еще этой новой работой кого-либо из двух сверхштатных ассистентов, и он стал уговаривать свою жену попробовать свои силы в этой новой для астронома работе.
Л. П.Цераская после некоторых естественных колебаний решилась попробовать»

Л. П. Цераская начала свою неофициальную работу в обсерватории Московского университета в 1898 году. А уже через год, в 1899-м, она открыла три новые переменные звезды.

Как отмечал С. Н. Блажко в некрологе Л. П. Цераской, «большим утешением и ободрением Лидии Петровны к дальнейшей работе было то, что вскоре же после начала работы, в июне 1898 года, она нашла первую свою переменную, впоследствии получившую имя Х Цефея. Это была 4-я переменная, открытая в России»

Подобное открытие обратило на себя внимание не только профессиональных астрономов, но и широкой, в том числе «женской», печати.

Ежемесячный журнал «Женское дело» опубликовал в августе 1899 года заметку о работе Л. П. Цераской:

«Открытие новой переменной звезды. В московской обсерватории производится систематическое фотографирование некоторых частей небесного свода. Полученные при этом негативы бережно сохраняются и служат для изучения звездного неба.
<…> С целью открытия новых переменных звезд, негативы обсерватории изучаются г[оспо]жой Л. Цераской, женою директора обсерватории, и ей посчастливилось открыть уже три новые звезды.
Последняя из найденных звезд принадлежит к особому, малочисленному классу переменных, которые вообще светят ровным, неизменным блеском и только в продолжение нескольких часов вдруг начинают ослабевать, чтобы вскоре опять возвратиться к прежнему блеску. Этот разряд звезд обозначается названием - тип Алголя»
.
Работа была тяжелой и утомительной. С. Н. Блажко приводит отзыв о ней со слов самой Л. П. Цераской:

«Да, правда, работа очень трудна; вначале я думала - не выдержу; глаза утомлялись, слезились; постепенно обошлось; правда, делу помогло то, что уже очень скоро была найдена первая переменная».

За последующие годы Л. П. Цераской было открыто 218 переменных звезд: потрясающее достижение для любого профессионального астронома. Три из них найдены ею одновременно с исследовательницей Флеминг, о которой я рассказывала вчера, работавшей в Гарвардской обсерватории, и еще одна одновременно с С. И. Белявским.



Серге́й Ива́нович Беля́вский (1883 -1953
- советский российский астроном, член-корреспондент Академии наук СССР.
Кроме того, Л. П. Цераская предполагала, что еще около 30 из наблюдавшихся ею звезд могли оказаться переменными, но доказать это в то время не удалось. С. Н. Блажко составил статистику опубликования сведений об открытых Л. П. Цераской звездах в немецком журнале «Astronomische Nachrichten», из которой видно, что в некоторые годы Л. П. Цераской было открыто значительно больше, чем по две-три переменных звезды.

Например, в 1904 году Л. П. Цераской было открыто 22 переменные звезды, в 1911 году - 19, в 1905 и 1908 годах - по 17 переменных звезд1278. С. Н. Блажко же составил полную таблицу переменных звезд, открытых Л. П. Цераской в период с 1898 по 1930 год.

При этом С. Н. Блажко отмечал, что «…среди открытых ею (Л. П. Цераской. - О. В.) новых переменных звезд значительная доля приходится на крайне интересные и важные в теоретическом отношении классы переменных, а именно: алголиды и цефеиды, среди последних она нашла много короткопериодических цефеид, из них одну, первую в этом роде, с исключительно коротким периодом в 3 ¼ часа (ХХ Лебедя)».

Л. П. Цераская прерывала свою научную работу в период тяжелой болезни мужа с 1916 по 1925 год. После его смерти она вернулась к работе в Московской обсерватории, как и прежде без всякой оплаты, правда, на этот раз получая персональную пенсию, назначенную Наркомпросом.

Начатая из желания помочь мужу и поддержать его идеи, научная работа стала для Л. П. Цераской привычной и необходимой частью жизни, от которой со временем она не только не хотела, но и не могла отказаться.

Не без грусти она писала С. К. Костинскому 8 августа 1925 года: «Я <…> возобновила свою прерванную работу, хотя теперь таким кустарям, как мы, приходится плохо, т[ак] к[ак] нового материала нет, да и не угоняешься за теми, кт[о] работают со стереокомпараторами, но все равно, надо чем-нибудь наполнять существование. Да, старым людям жить теперь очень тяжело, но уходить из жизни, пока не калека, по-моему, тоже нельзя, может быть еще на что-нибудь пригожусь».



Серге́й Константи́нович Кости́нский (1867 - 1936)
 - русский и советский астроном,
основатель отечественной астрофотографии,
член-корреспондент Петербургской Академии наук
Научные открытия Л. П. Цераской просто не могли остаться не замеченными научным сообществом.

Как писал С. Н. Блажко в некрологе Л. С. Цераской, «за свои открытия Л.П. [Цераская] получила премию Русского астрономического общества.
На съездах русских астрономов открытия Цераской неизменно отмечались как имеющие большое значение для астрономии, и ее самое приветствовали как первую русскую женщину, начавшую исследования этого рода.

<...> Вообще нужно отметить, что из русских женщин-астрономов Л. П. Цераская по известности во всем мире занимает одно из первых мест, если не первое».

Несмотря на награды, серьезный вклад в науку и долгий срок беззаветного служения, Церарская не считалась настоящим астрономом, а лишь любительницей, что дает возможность не включать ее наравне с коллегами, имевшими дипломы и место в штате.

Завтра: Любительницы

Астрономия, Женщина в науке

Previous post Next post
Up