Элис Витроу Филд о коллективной игре

Nov 14, 2017 16:46


Путешествие супругов Филд в Советскую Россию
Элис Витроу Филд о советских женщинах и детях - часть 1   часть 2   часть 3   часть 4



В детском саду Останскинского совхоза им. Сталина, 1930-е

Коммунизм построен на коллективизме; он предполагает полное сотрудничество и коллективное действие между всеми членами общества...

Если ребенку разрешить в младшем возрасте жить как отдельная личность, в отрыве от своих сородичей, ему будет очень трудно учиться сотрудничать с ними, когда он будет старше и должен будет жить рядом с ними...поэтому детей учат тому, что коммунисты называют коллективизмом.

Известно, ребенок всегда счастлив и способен позаботиться о себе, если он дружит с другими детьми его же возраста.
Но русские не останавливаются на этом; они полагают, что простого единения с другими не достаточно, поскольку просто приятельские отношения, даже в своих лучших проявлениях, оставляют слишком много места для эгоистичного индивидуализма.

Они утверждают, что сотрудничество может стимулироваться даже в младенчестве, во время детских игр можно решать задачи, требующие совместных действий...

Такое обучение начинается в конце первого года жизни ребенка...

Примером воспитания коллективизма у малышей, является игра с кубиками.
В детских садах редко можно увидеть детей играющих с маленькими кубиками. Как правило, эти кубики настолько большие, что два или три ребенка должны играть вместе, чтобы что-либо из них построить. Один ребенок помогает поместить кубик, который два других приносят к нужному месту, таким образом, все трое познают ценность сотрудничества в достижении цели.



Младшая группа Детского сада №38. Ленинград 1942 г.
( фото из семейного архива)
Другой пример - детей побуждают помогать друг другу одеться и раздеться, так они узнают, что даже если они чего-то не смогут добиться, они смогут это сделать с помощью других.

Возникает вопрос, могут ли дети под влиянием такого обучения быть действительно  непосредственными, свободными, и счастливыми, и жертвуют ли они своей индивидуальностью ради массовой эффективности?

Ученые давно утверждают, что одна из ошибок современного образования - оно учит людей жить с другими, но не учит уживаться с самим собой. Образование должно выполнить обе функции, иначе его ценность будет ограничена...

Тем не менее, такое обучение представляет интерес, и я думаю, вполне оправдывает внимание педагогов. Без сомнения советские учителя и психологи, хорошо обученные в своей стране и в других странах, используют свои знания для создания собственной образовательной системы, которая будет отвечать их потребностям...

Сказанное выше не означает, что развитие ребенка как индивидуальности, полностью упущено из коммунистической педологии, но оно по значимости вторично, после обучения  коллективизму.

Это кажется вполне естественным для общества, у которого свои великие пророки и лидеры появились до момента его формирования, для общества, установившего диктатуру класса, даже не предполагающее обязательное участие в такой диктатуре отдельных индивидуумов.

В современной России, несмотря на акцент, сделанный на коллективном действии, поощряется мастерство, особенно в сфере искусства. Все знают, что Советы гордятся и предпринимают большие усилия по развитию искусства, литературы и музыки, все это является результатами индивидуалистических взглядов и действий.

Утверждается, что размещение простого рабочего на социальном уровне выше, чем деятеля искусств создает условия для развития более искреннего искусства, потому что никто, но только настоящий художник, будет выбирать искусство в качестве своей профессии.

Я наблюдала даже в детских яслях усилия по развитию индивидуальности и личных талантов. Например, во время игры никого не принуждают играть, ребенок может не играть и не общаться с другими детьми, если он этого не хочет...



Часто можно найти малыша в крошечном доме в углу детской комнаты, откуда он может наблюдать, но будет не заметен для других.

Дети в детских яслях, несмотря на малый возраст, снабжены музыкальными инструментами, красками, мелками, карандашами или картинками, с которыми они могут играть в свободное время.

Доктор Р---, московский детский специалист, выразил российское отношение к коллективизму следующим образом:

Люди, воспитанные индивидуально, являются социальным бременем для общества, пока они не привыкают жить на равной основе с другими и теряют любое самомнение или эгоизм, который они, возможно, приобрели из-за изолированного воспитания.

Мы стремимся воспитывать детей, которые будут социально полезны даже, до того как они научатся говорить, и по этой причине мы попытались применить коллективизм не только к обязанностям по дому, но также и к их отдыху.

Индивидуальные игрушки существуют в наших детских яслях, потому что есть индивидуальные различия в детях, но большинство наших игрушек требует коллективного усилия.

Стандартные кубики, головоломки, и т.д., намеренно увеличены в размерах, частично потому что детям нравится играть с большими игрушками, и частично потому что размер и вес этих игрушек требуют совместных усилий.

Наши дети едят, играют, спят в группах. Живопись, рисование и пение никогда не преподаются отдельным детям, это всегда групповое обучение, поскольку они не только больше наслаждаются такими уроками, но и извлекают много ценных уроков в сотрудничестве друг с другом.

Мы не создаем стадо, обучая коллективизму, потому что мы одновременно пытаемся поощрить оригинальность, позволяя детскую свободу действий, побуждая пользоваться интеллектом, мы не только позволяем, но и убеждаем их занимать свое свободное время творчеством, рисованием, а не срисовыванием, придумыванием собственных историй (если они уже умеют говорить), или новых игр, которые могут их развлечь и сделать счастливыми...



Утренник в детсаду на Урале, 1936
Наши дети могут выражать свою индивидуальность , но они не должны быть эгоистичными. Ребенок может играть с одной игрушкой, пока ему нравится, но когда он закончит играть, он должен отдать ее другому ребенку.



Прогулка на велосипедах в детсаду, 1930-е

Мы не хотим слишком сильно подчеркивать коллективизм, поскольку Советской России для успешного будущего нужны одновременно, и думающий человек, и коллективное действие.

То, что мы пытаемся сделать, должно сформировать сознание в каждом ребенке, что он ничем не должен владеть за счет товарищей, и что в обществе, в котором он живет, выгодно сотрудничество.

Педология в СССР перестала быть просто детским исследованием, она стала наукой, где каждая фаза которой подвергается экспериментальному исследованию.
Несмотря на то, что Октябрьская революция полностью отказалась от капитализма, обнаружилось, что русские не отстают в своих исследованиях от других стран.

Они не стали последователями определенной группы педагогов; вместо этого, они изучили весь материал, который мог бы быть им полезен, и затем сохранили только те части, которые они чувствуют, имеют определенную ценность для Коммунистического образования.

Они издали столько книг о разных типах и методах исследований, что любой русский может узнать, а многие уже хорошо знакомы с разными теориями и практикой...

В основном, образование в СССР стремится к тому же самому, что и образование в любой другой стране; а именно, вырастить новое поколение, которое будет следовать идеалам общества, в котором оно живет.

Различие же между российским образованием и образованием в Западном мире происходит существенно из-за различий в идеалах обществ, которым они пытаются служить.



Protection of Women and Children in Soviet Russia, E.P. Dutton, 1932.by Alice Withrow Field

Сегодня, в век компьютерных технологий,  коллективная игра уступила индивидуальной.
Отработаны технологии подготовки лидеров, поощряется амбициозность, но нет умения управлять коллективами, и в обществе острая нехватка разумных коллективов, способных на созидание

.

Иностранцы о России и СССР, Дети, Филд Элис Витроу, История СССР, Социализм

Previous post Next post
Up