Или как я впервые дернул за него:)
Помните анекдот? "У Петра I спросили: "Государь-батюшка! Как прикажешь класть рельсы? Как в Европе или шире?"
И я уж не помню, что ответил Петр, но с тех пор расстояние между рельсами в России на 8,5 см. больше, чем в Европе. Что приводит к большим проблемам на международных маршрутах, о которых я обмолвился в записи про
"Плохой поезд".
Процитирую: "Если вы ездили, например, из Москвы в Берлин, то хорошо должны помнить эти два часа, когда поезд на границе загоняют в депо, вагоны поднимают на домкраты, снимают одни колесные пары и ставят другие, а пассажиры все это время страдают без воды, света и кондиционера. Ужас, не? Не лучшее начало зарубежной поездки"
Действительно, ужас. И в сегодняшнем посте я расскажу, как с ним планируют бороться. Ну, и заодно, о том, как я впервые дернул стоп-кран:)
Дело в том, что существует технология, позволяющая менять ширину колеи в буквально смысле на ходу. Этой технологией с 1968 года владеет испанская компания TALGO. Российское ОАО "ФПК" (т.е. Федеральная пассажирская компания, дочернее предприятие РЖД) заказало у Тальго 7 поездных составов по 20 вагонов каждый. И в марте этого года пришло время принимать работу. А поскольку я - самый известный русскоязычный блогер к северу от
exler и к западу
putnik1, мне предложили принять участие в процедуре приемки поезда.
Я согласился не сразу, т.к. на день приемки у меня уже были куплены билеты в Бургос, а завод Тальго, как я почему-то думал, находится в Мадриде. Однако оказалось, что вагоны для России строят в городе Миранда дель Эбро, что в 80 км от Бургоса, и я могу, не меняя планов, осуществить сразу две давнишних мечты. Побывать на настоящем испанском производстве и... "А вы разрешите мне дернуть стоп-кран?" - спросил я. Надо мной посмеялись, но разрешили.
Я сразу предупредил ребят из РЖД, что блогер - это как журналист, только ни за что не отвечает, (законопроект о приравнивании блогов к СМИ появился позже) и задал первый вопрос: "Почему Испания? Насколько проблематично наладить производство подобных вагонов в России?"
Мне ответили, что только на разработку технологии уйдет не меньше 5 лет и Сколково его знает сколько денег. Так что проще закупить вагоны у испанцев. А вот локомотивы будут наши.
Сначала нас усадили за стол переговоров, чтобы обсудить регламент приемки поезда. Полевые испытания планировались через неделю, а сегодня - только проверка всех "систем жизнеобеспечения" поезда.
Поскольку блогер - это как журналист, только ни за что не отвечает, я не стал спрашивать, что можно, а что нельзя снимать. Снимал все подряд.
Вот оно - главное ноу-хао основателя компании Тальго, Алехандро Гойкоэчеа (буква Г в слове Тальго означает как раз его фамилию).
В вагонах Тальго, в отличие от привычных нам, нет колесной пары с креплением в нижней точке. Вместо этого используется колесный блок с креплением в верхней точке.
У российских вагонов на поворотах отклоняется верхняя часть. У этих - нижняя, крен может составлять до 4 градусов.
Помимо того, что состав Тальго может на ходу менять ширину колеи (для этого его на скорости в 20 км/ч загоняют в специальный преобразователь), дополнительный выигрыш по времени достигается за счет того, что подвижные колеса входят в поворот под оптимальным углом. Эта же особенность существенно снижает скорость износа колес.
Три 20-вагонных состава с изменяемой шириной колеи будут ходить по маршруту Москва-Берлин (18 часов в пути).
Еще четыре комфортабельных поезда с обычными колесами планировалось пустить из Москвы в Киев (7 часов в пути). Но если ситуация в Киеве не нормализуется, их придется отправить по другому маршруту.
О чем вам интереснее узнать? О процедуре приемки поезда или о том, сколько в нем будет вагонов-ресторанов?:)
Мне лично было интересно все. Особенно наблюдать за работой наших профессионалов (двое слева на фото).
"Добавить резиновый уплотнитель", - это распоряжение изготовителям повторялось чаще всего. На все, что можно, добавить резиновый уплотнитель. Россия - не Испания, в минус 30 все покрывается инеем и примерзает намертво. А вот эту крышку из цветмета стоит посадить на цепочку. Иначе сопрут-с.
Айпэд - главный инструмент приемщика.
Надписи на электронном табло продублированы на русском и английском.
В каждом составе - по два технических вагона, в которых хранится запас воды, электричества и топлива. Благодаря их наличию, даже если новый поезд бросить посреди чистого поля без локомотива, в нем все равно будет вода, свет и кондиционированный воздух.
По требованию моих спутников, в технический вагон закачивают топливо, воду...
И электричество.
Вот так выглядит технический вагон изнутри.
В нем, помимо дизель-генератора, емкостей с топливом и водой и аккумуляторов, есть два закутка.
Первый - т.н. "уголок чекиста".
По новым требованиям закона о транспортной безопасности, все публичные помещения поезда просматриваются видеокамерами, информация с которых поступает на этот пульт.
О, Миранда дель Эбро... Я еще напишу о ней. Первый испанский город, в котором вообще нечем заняться, если только ты не принимаешь поезд Тальго-250:)
Сейчас
romapetrov поругает меня за то, что я был в 60 км. от Риохи и не заехал туда.
Вот, кстати, средства связи работников поезда друг с другом.
Второй закуток предназначен для главного электрика поезда.
400-литровые емкости для воды и 80-килограммовые огнетушители.
А вот аккумуляторный блок.
Здесь прозвучал приказ "Перекрасить в красное". Кран для подачи тормозной смеси должен по уставу должен быть красным.
Эмулятор локомотива. Именно он позволяет проверить работоспособность всех систем. Включая особенно меня интересующую тормозную:)
Получив официальное обещание, что стоп-кран без меня дергать не будут, я отправился прогуляться по вагонам.
Еще по телефону меня предупредили, что снять поезд снаружи - пожалуйста, но внутри красивой картинки не получится. Дело в том, что в готовом к отправке поездном составе все, что можно, упаковано в полиэтилен и картон или заклеено скотчем.
Начнем с главного - санузел.
Чтобы избежать инсинуаций - вода из рукомойника на маршруте Москва-Киев выливается на рельсы. На маршруте Москва-Берлин собирается в бак.
Канализация в любом случае собирается в бак.
Вагоны в составе - трех классов. Вот самый простой и знакомый мне по испанским поездам второй клас (turistico).
Удобные кресла.
Их спинка не откидывается, вместо этого сиденье выезжает вперед.
Первым делом я полез проверить на месте ли розетка. Все Ок. Вагон блогерс-фреднли:) Зарядить телефон и ноутбук можно, не вставая с кресла.
Полка для вещей. Эти разделители "чтобы чемоданы не укатывались" попросили поставить сотрудницы отдела проверки безопасности пассажиров, которых суровые парни из РЖД - уж не знаю за что - называют "наши богини".
Скажу по секрету, в испанских поездах чемоданы не укатываются и без разделителей.
Офисный кулер приходит на смену вагонному самовару.
Пришло время реализовать детскую мечту. Кстати, кто угадает, что за приспособление?
Признайтесь, вам ведь тоже всегда хотелось за него дернуть и посмотреть, что произойдет. Теперь могу рассказать со знанием дела.
Сначала станет очень шумно. Затем все зеленые индикаторы движения во всех вагонах сменятся на красные.
После этого символического действия я начал принимать самое активное участие в тестировании поезда.
Вот, например. Проверяю удобство кресла в вагоне более высокого класса (preferente).
В этих вагонах три ряда кресел. Можно сидеть вдвоем, можно одному.
В испанских поездах в вагонах preferente обычно ставят такие же кресла, что и в turistico. Российские заказчики пошли дальше. Кресла напоминают о бизнес-классе в самолетах (одобрил бы даже
nemihail). Откидывается спинка, выдвигается подколенная подставка.
Нетривиальный момент - столик, спрятанный в левом подлокотнике. Резиновые вставки, препятствующие падению предметов со столика - заслуга "наших богинь".
Независимо от класса вагона, в дороге можно будет посмотреть кино. Помимо того, что кино помогает скоротать время в пути, после каждой поездки у вас появятся новые одноразовые наушники. (У меня их штук 10:) )
Перейдем в вагон gran clase.
Это аналог нашего СВ.
Два мягких кресла или две лежачих полки.
И если с верхней полкой все было ясно.
То куда деваются кресла, мне было тяжело предположить:) Кстати, полки на 20 см. шире российских.
Каждое купе оборудовано персональным санузлом с душевой кабинкой.
В этих вагонах выбор фильма или видеоигры уже не зависит от настроения начальника поезда.
С серьезным лицом проверяю, удобно ли смотреть кино с верхней полки.
А вот на такой ключ можно будет закрыть свое купе, чтобы посетить вагон ресторан.
В каждом поезде будет вагон-кафетерия и вагон ресторан.
Они располагаются по соседству, т.к. имеют общую кухню. Которой очень гордятся заказчики.
Холодильники, микроволновка, электроплита, гриль и конвекторная печь позволят в пути готовить блюда из свежих продуктов.
Здесь же оборудован запасной пульт начальника поезда.
Вагон-ресторан.
Удобные откидывающиеся сиденья. Давайте-ка я вам напомню, как устроены привычные вагоны-рестораны. В них под столом с двух сторон установлены лавки. Чтобы занять место у окна, нужно сесть на лавку и проёрзать по ней метр. Здесь все удобнее:)
И напоследок, вспомнив производственные зарисовки
zorins, я сфотографировал рабочее место работников завода.
Ну как вам, друзья? И поезд, и мой первый репортаж с производства? Стоит пригласить меня на ходовые испытания? А то первый состав уже прибыл в Россию.
Кстати, я обещал ребятам, что этот пост вылезет в Гугле по запросу "РЖД + Тальго". Ну, посмотрим...
Добавить меня в друзья
в ЖЖ |
твиттер |
фейсбук |
вконтакте.