Раскритиковав в конце прошлого года работу общественных палат Московской области, губернатор решил их переформатировать. Так и хочется крикнуть: «браво, Андрей Юрьевич!» Но, внимательно изучив одобренные высшим советом при губернаторе рекомендации по переформатированию, понимаешь: перед нами очередная попытка создания видимости реакции на назревшую проблему. И есть этому действу другое достойное название - профанация.
Чтобы понять суть будущего переформатирования, достаточно изучить документ, представленный не так давно на всеобщее обозрение в СМИ. Новшества там есть, и они явно направлены на демократизацию процесса. Однако всё перечёркнуто несколькими штрихами - деталями, в которых, как известно, и кроется дьявол.
До начала расчленения документа вспомним, что представляет собой объект реформирования: «Общественная палата/общественный совет муниципального образования - орган общественного контроля, наделённый, согласно нормативному правовому акту муниципального образования, полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с органами местного самоуправления в целях учёта общественных интересов при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих органов».
Суть контроля описывается так: «Основными формами общественного контроля являются: общественный мониторинг; общественная экспертиза; общественное слушание; общественное обсуждение; общественная проверка; общественное расследование; публичный отчёт руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов муниципального управления».
Новшества
Первое. Серьёзным шагом навстречу чаяниям огромного числа людей, имеющих активную гражданскую позицию, стала возможность подавать заявки на членство в общественной палате не только от зарегистрированных общественных организаций или рабочих коллективов, но и от инициативных групп (знать бы ещё, что это, но выглядит перспективно) и путём самовыдвижения.
Отличная инициатива, полностью поддерживаю и даже допускаю мысль, что некоторые самовыдвиженцы вполне смогут дойти до финиша и оказаться в числе членов палат.
Второе. Что раньше, что сейчас избрание в члены палат проводится в три этапа. Раньше было так (на примере Коломны): треть от общего списка кандидатов утверждает администрация муниципалитета, треть - Совет депутатов, а оставшуюся треть утверждают избранные члены палаты.
Теперь всё будет по-другому. На первом этапе заявки от кандидатов будут направляться в общественную палату Московской области, где сформируются списки, а потом начнётся обсуждение. Обсуждение планируется максимально открытое: с интернет-голосованиями, дебатами в коллективах и Советах депутатов, публикациями списков в СМИ, применением купонов для голосования и прочая. Если с дебатами и списками всё понятно, то совершенно иная история с купонами и интернет-голосованием.
Кручу-верчу…
Ещё не зажили раны от голосования по конкурсу «Россия-10», где мы наблюдали чудовищные - сотни тысяч за ночь - вбросы голосов, и снова на те же грабли? Это что касается интернет-голосования.
А купоны? Что это? Можно только предполагать, но эти предположения весьма негативно сказываются на восприятии всей затеи с переформатированием, поскольку этот вид голосования никоим образом не может назваться не поддающимся фальсифицированию и равноправным для участников.
Цитирую: «При обсуждении выдвинутых кандидатов применяются механизмы: интернет-голосование; через СМИ путём публикации в местных газетах списков кандидатов и купонов для голосования. Купоны для голосования отправляются в общественные палаты». Кто-нибудь может сказать, что здесь имеется в виду? Что есть купоны и куда они отправляются, если общественные палаты ещё не сформированы? Ерунда какая-то, но можно предположить, что купоны - это такие талоны для голосования, распространяемые вместе со списками кандидатов через СМИ с целью вписывания туда читателями понравившихся кандидатов для последующего отправления купонов в Московскую областную палату, осуществляющую общий контроль и в дальнейшем составляющую рейтинги.
Если предположения верны, то не стоит, наверное, объяснять, что, используя пресловутый адмресурс, все купоны могут с лёгкостью быть отмечены за нужных кандидатов на заранее выкупленных или дополнительных тиражах и отправлены в область.
С интернет-голосованием всё ещё хуже - опять вспоминаем «Россию-10», - если только не будет введена очная идентификация по паспорту, хотя и это не панацея.
А судьи кто?..
Дабы ощутить всю полноту невозможности грядущих перемен, необходимо рассмотреть оставшиеся этапы предлагаемой реформы.
И это весьма увлекательно. Очередная цитата: «По итогам публичного обсуждения общественная палата Московской области с участием Московского регионального отделения ОНФ и Московского областного объединения организаций профсоюзов составляет списки-рейтинги кандидатов во все муниципальные палаты».
Вдруг, откуда ни возьмись, появился ОНФ! К бездействующим и провластным профсоюзам мы уже давно привыкли, и они тут ещё каким-то образом уместны, но откуда взялся Общероссийский народный да ещё и фронт?
Само создание этой организации ничего кроме иронии не вызывало, и, если помните, появилась она в момент падения до уровня «ниже плинтуса» рейтинга партии «ЕР». В общем-то и призвана она была заменить отработанную уже структуру. Что, кстати, отчасти доказывает недавняя инициатива Мосгордумы проводить следующие выборы не по спискам партий, а по одномандатным округам.
Так какое отношение имеет ОНФ к формированию общественных палат в Подмосковье? Почему не пригласили общественную организацию «Рога и копыта» или, на худой конец, «Церковь Летающего Макаронного Монстра»? Чем они хуже? Кто допустил какой-то фронт - я вообще пацифист! - определять и составлять рейтинги кандидатов в палаты?
Но и это ещё не всё. Картина не была бы полной без последнего пункта, убивающего наповал.
Последняя цитата документа: «Механизм отбора и утверждения членов общественных палат/общественных советов: треть от состава палаты утверждает губернатор Московской области (после проведения консультаций с Московским региональным отделением ОНФ и Московским областным объединением организаций профсоюзов); треть от состава палаты утверждает Совет депутатов муниципального образования (после проведения консультаций с главой муниципального образования); треть от состава палаты утверждает общественная палата Московской области. Итогом третьего этапа являются списки членов общественных палат/общественных советов муниципальных образований».
Если учесть, что все голосования проведены (купоны, Интернет), что все обсуждения на местном уровне дали результаты (трудовые коллективы, Советы депутатов, местные СМИ) и рейтинги составлены, то какие могут быть консультации? По каким вопросам, с какой целью? При чём тут ОНФ и профсоюзы? И главное: при чём тут общественная палата области и губернатор, если мы выбираем - внимание! - местные палаты? Зачем тогда предыдущие этапы с клоунадой по обсуждению и составлению рейтингов, если губернатор и все перечисленные могут утверждать списки по своему усмотрению?
Вывод неутешительный: это не просто профанация, это хорошо продуманная акция по имитации демократического принципа создания общественных палат с чётким отсеиванием «нежелательных элементов» - реальных общественников и внедрением «нужных людей» - ОНФ.
То же, но в профиль
Дело предсказателя - неблагодарный труд, но раз уж взялся за гуж, то попробую немного порассуждать о перспективах.
Что мы видели в Московской области совсем недавно, когда формировался предыдущий состав общественных палат? А наблюдали мы именно процесс недопущения любых активных граждан в эти органы.
Правда, столь глобальный многоходовой мухлёж за ненадобностью не применялся. Реальные люди с активной гражданской позицией, ежедневно борющиеся за каждый клочок незаконно проданной земли или пытающиеся контролировать бюджеты муниципалитетов, беззаветно преданные своей малой Родине, отсеивались на уровне глав и Советов депутатов, тотально подконтрольных. И оно понятно: зачем иметь под боком независимых людей, в зону ответственности которых входит официальный контроль власти? Опасная штука. Эти люди и без того головной боли доставляют немало, а тут ещё и с правами у них наладится.
Итак, учитывая всё сказанное, можно предположить, что, если и попадут реальные общественники в общественные палаты Подмосковья, то это будут единицы. Хотя и в этом я сомневаюсь, поскольку предыдущий опыт говорит об обратном.
Напоследок попробую найти ответ на напрашивающийся вопрос: зачем это Воробьёву, ведь мог бы оставить всё как есть.
Нет, не мог. В конце 2013 г. Путин дал сигнал, что пора раскручивать ОНФ, и самолично увеличил число представителей профессиональных союзов и ассоциаций в федеральной общественной палате. Кампания по внедрению ОНФ на политическую арену страны переходит в эндшпиль, ведь уже в сентябре 2014-го надо чем-то заменить политический труп «ЕР». Так что, если я правильно оценил обстановку, то: «Скоро! Во всех общественных палатах страны! Встречайте - ОНФ!». Как-то так…
Вячеслав ЕГОРОВ,
главный редактор «Региональных вестей - Подмосковье»
polit.ru
http://reg-vesti.ru/archives/17861