Раньше было удобно - детский сад сына и школа дочки находились в одном здании, и ходили они на учебу и в садик вместе. Дочка могла брата проведать на переменах, зайти и посидеть с ним, если я не успевала его забрать, а она была еще в школе.
Самым приятным было то, что садик работал до 17.00, и все время, пока младший там был, я могла быть свободна.
Сейчас все поменялось - два ученика. Оба в разных школах: младший в начальной, дочка - в гимназии.
Первого сентября я пошла с сыном, а с дочкой в новый класс отправился папа, я только встретила.
Здесь будет учиться дочка
Гимназия, где дочка будет заниматься - частная, то есть за обучение там надо платить, в отличии от государственных гимназий. Стоит не столько, сколько в популярных и престижных частных учебных заведениях такого типа - вполне подъемно: 33 тысячи крон в год. Кроме этого, отдельно есть оплата экскурсий, питания, чего-то еще.
Для сравнения - есть частные гимназии, где первый год учебы обойдется в 100 с лишним тысяч, есть те, где за месяц нужно заплатить 60-70 тысяч крон.
Даже садик младшего стоил больше - базисные (без питания,экскурсий и т.д) пять тысяч крон в месяц, то есть 50 тысяч крон за учебный год с сентября по конец июня.
По сравнению с этим дочкина гимназия действительно практически бесплатная.
Гимназия относится к высшему учебному заведению и среди своих целей называет подготовку к вступлению туда - это одна из причин, по которой дочка была в гимназию записана.
У всех учителей - вторая и третья академическая степень, классная руководительница, например, имеет PhD.
Cоответственно, обращаться к учителям нужно не "пани учительница" или "пан учитель", а "пани профессор", "пан профессор".
Когда дочка с папой ходили туда весной посмотреть (пропустив по какой-то причине день открытых дверей и заявившись практически с бухты-барахты), то вернулись очень радостные: они пришли без предупреждения, просто так, что совершенно непринято, и тем не менее заместитель директора провела с ними полтора часа: оставила все дела, показала школу (недавно отремонтированное снаружи и изнутри здание постройки 19 века), прекрасно оснащенные учебные классы, лаборатории, двор.
Пригласила на "Ночь Андерсена" - событие, когда дети приходят вечером, приносят с собой пижамы и ночуют в школьной библиотеке, а им читают сказки Андерсена и как-то по теме их занимают.
Дочка сразу обрадовалась - это было очень похоже на то, что было дома, в ее школе, по которой так скучает. Она там не застала "День наоборот" - когда дети ночевали в школе и там им устраивали веселье с музыкой, играми и тд, - об этом ей рассказывал старший брат.
Конечно же, тогда понравилось отношение замдиректора, которая оказалась такой обходительной, приятной и...очень хорошо выглядела.
Дело в том, что на тот момент в дочкиной школе директриса была мрачной теткой, очень злой,оравшей на детей и даже на взрослых, никогда не здоровавшейся с родителями, огромной, носившей какие-то непонятные балахоны.
Поэтому и контраст был разителен.
Экзаменов как таковых(письменных) в эту гимназию не было, что считается у чехов плохим показателем: обычно за два года до пятого класса или даже раньше родители в Праге начинают нанимать частных учителей, записывать детей на курсы подготовки, постепенно начинается ажиотаж, достигающий своего пика в год поступления в гимназии - в пятом классе, когда у детей нет времени дышать, посткольку практически все время занято натаскиванием по материалу подготовки, хождением по урокам, курсам и симуляционным тестам.
С моей точки зрения - совершеннейший абсурд и абсолютно ненужная для детей трата времени.
Экзамены в разные гимназии сдаются по разным предметам, каждая определяет для себя свои. В основном это английский, математика и чешский язык. Для тех, кто прошел, назначается собеседование.
Конкурсы в государственные гимназии большие, по нескольку человек на место. Многие дети не поступают после пятого класса, тогда есть возможность попробовать свои силы еще раз через два года - в седьмом классе. Или в девятом - опять же, зависит от учебного заведения: есть гимназии восьмилетние, есть - четырехлетние и шестилетние.
Школы при этом не ставят своей целью подготовку к поступлению. Даже там, где школа и гимназия - одно целое. То есть вполне может быть ситуация, когда ребенок учится в школе, у него хорошие оценки, но пройти гимназические экзамены при этом шансов нет: материал совершенно не тот, стратегии не обучили, и так далее.
Запись на курс для поступления - тоже не гарантия того, что ребенок сдаст экзамен. Или что на экзамене для поступления материал будет хотя бы отдаленно напоминать то, что дети учили (за дополнительные деньги, конечно) в течение года.
Например, дочка отходила на подготовительный курс, и в результате сказала, что материал, который дали на экзаменах, был совершенно другим. То есть создается фасад: "Подготовительные курсы",где организаторы не берут на себя вообще никакой ответственности.
Занимались дети на курсе раз в неделю по четыре или пять часов после учебы. И сейчас я понимаю, что курс был бесполезной тратой времени и денег. Думаю, если бы мы не нашли хорошую преподавательницу математики и дочка не занималась бы сначала два раза в неделю, а потом три раза по два часа, то все было бы очень и очень печально.
Из дочкиного класса в гимназию в той же школе поступило двое детей: девочка, которая занималась с частными преподавателями с начала прошлого года, плюс ходила в русскую школу при посольстве РФ (а там, насколько я знаю, детей муштруют по учебному материалу) и мальчик.
И, насколько я знаю, ни одна гимназия не дает возможность посмотреть, какого рода материал будет представлен детям, чтобы можно было понять, как готовиться.
Некоторые гимназии завуалированно устраивают "конкурс родителей" - например, принести видео о своей семье: снять подробно дом, показать комнату ребенка, маму-папу -чтобы рассказали, чем занимаются, где работают и тому подобное.
То есть таким образом создается понятие "престижности-непрестижности", "подходящих для нас учеников" и тех, кто "не дотягивает до нашего уровня".
А учитывая то, что в Чехии нет ни экзаменов для всех без исключения школ, "спускаемых" министерством образования несколько раз в год для выявления уровня знаний в учебном заведении, то ситуация складывается не самая приятная на мой взгляд.
Для поступления в ту гимназию, куда в конце концов пошла дочка, нужно было показать оценки из школы и пройти собеседование. На собеседовании не просто разговаривали, но и давали задачи-примеры по математике, текст на чешком с вопросами, что-то еще было - уже не помню.
Кому-то говорили сразу, что он/она приняты, кого-то просили подождать.
Нам сразу после собеседования сообщили, что дочь принята, мы тогда же перевели оплату за первый учебный год.
Сейчас в классе 21 человек. Примерно одинаковое количество мальчиков и девочек.На собрании (о котором напишу отдельно) мне очень понравилась классная руководительница. Все по делу, все очень профессионально, при этом и пошутить может, и, когда улыбается, невероятно приятная (когда нет - выглядит как строгая училка :). Но улыбается часто.
Каждый день ребенок возвращается домой и рассказывает, как ей было здорово :)
Пока ждали первого сентября, сделала несколько фото:
В коридорах не особо много места, где можно побегать и вообще развернуться
Но зато есть кресла, которые мои дети так любят. И доски - надеюсь, со временем их станет больше и они будут интереснее.
Лестница. Так и хочется повесить картины на эти белые стены!
У первоклашек в коридоре диванчики и подставки для вещей
Двор, куда можно спуститься, есть даже навес от дождя и солнца - мне это очень нравится. В прошлой школе двор был жутким.
Школьная столовая просторная и светлая, без того ужасного общепитовского запаха, который распространялся на весь первый этаж в прошлом году - столовая заказывает кейтеринг, в самой гимназии не готовят. Фото нет :)
Для тех, кто хочет чего-то другого - автомат (бутерброды, чипсы, школадные батончики, напитки). Цены выше, чем в магазине через два дома, и работник школы нам сказал -"Не покупайте ничего здесь, это дорого. Только если уж совсем невмоготу"
Гимназия находится в одном здании с ВУЗом. Но толп студентов рядом не увидишь:
С собаками тоже нельзя.
На улице напротив - дома с карсивыми фасадами.
"Наш" тоже не подкачал :)
В двух шагах - парк.
Вечером он закрывается.
В парке красивый можжевельник.
Надеюсь, что у дочки этот год будет успешным и спокойным. Пока что она вчера с облегчением сказала: "В новом классе дети такие....нормальные. Никто ни к кому не цепляется, не задирается, не пристает. Так странно."
Хорошего учебного года всем ученикам, родителям и преподавателям.
Я собираюсь много писать о гимназии и школе младшего. Вам это интересно?