Заметьте, ее мальчик уже где-то видел черепа, монстров и т.д. - он же не сам их из головы придумал, верно? Культурные влияния начинаются очень рано в жизни ребенка, их трудно контролировать в обычной жизни - а помещать детей в строго определенные экспериментальные условия мы не хотим по этическим соображениям. Так что я бы не спешила с выводами.
Разумеется, мало кто может настолько изолировать ребёнка от происходящего вокруг, как отец Сиддхартхи Гаутамы, и сам он не мог придумать череп. Все видели череп, но не все стали первыми учениками захотели его нарисовать.
Надо провести двойное слепое тестирование: чтобы ни сам ребёнок, ни всё окружение лет до 5 не догадывались, какого пола ребёнок, и посмотреть, предпочтёт ли он машинку или цветочек. Но боюсь, даже это не убедит человека, который высказывает такого рода сомнения, даже при описанной в тексте среде, в которой жила та семья. Это почти как психоанализ: что бы человек ни думал и ни делал - всегда можно сказать, что "на самом деле" он подсознательно хочет и думает то, что соответствует предустановкам "аналитика", который уже заранее имеет своё нефальсифицируемое (по Попперу) мнение о нём.
Comments 4
Reply
Reply
Очень трудно учесть все обстоятельства: например, девочкам могли недвусмысленно дать понять, что им не пристало интересоваться черепами.
Reply
Reply
Leave a comment