Новая книга Б. Акунина «Квест» имеет подзаголовок «роман-компьютерная игра». По словам самого Акунина, в «Квесте» соединились две его страсти - любовь к авантюрным историям и любовь к компьютерным играм. Сначала, почему автор решил свой роман назвать «игрой». В конце каждой из глав романа, есть четыре варианта ответов, из которых читатель должен выбрать правильный. Угадал - читаешь дальше. Не угадал - Game Over, или ищи подсказку в «Кодах к роману» - самостоятельному тексту, опубликованному во второй половине книжки.
Действие «Квеста» развивается в двух временных плоскостях: Москва-1930 («Квест - роман-компьютерная игра») и Москва-1812 («Квест - коды к роману»). Оба сюжета развиваются вполне самостоятельно, каждый в свою историческую эпоху, пока, наконец, не сходятся в одной точке - на спецобъекте НКВД под кодовым названием «Заповедник»...
В наше время, в самом начале 21-го века, сталинская Москва оказалась также далека от опыта сегодняшнего читателя, как Москва времен наполеоновского нашествия. И Б. Акунин в «Квесте» не пытается предпринимать историческую реконструкцию ушедших эпох. Обе акунинские Москвы - это, скорее, артистические стилизации унесенного ветром времени, исполненные при помощи современного литературного языка.
Самое удивительное, что при всей своей эклектичности и схематичности, «Квест» - роман со множеством сюжетных поворотов. Герои все время попадают в переделки, меняют личины (некоторые - в прямом смысле этого выражения), попадают в лапы НКВД, спасаются, встречаются с Наполеоном, нападают на секретные объекты, используют существовавшие в реальной истории противоречия между военной разведкой РККА и НКВД. В целом получается совсем не скучно. Местами даже остроумно и вполне злободневно. На выходе мы имеем изящную литературно-историческую игрушку, с которой приятно скоротать вечер-другой.
В связи с тем, что книга состоит из двух частей, собственно романа и кодов к его главам, которые тоже представляют из себя мини-роман, книгу можно читать тремя способами:
- сначала основной роман целиком, потом коды целиком;
- сначала коды целиком, потом основной роман целиком;
- сначала глава из основного романа, потом глава из кодов.
В зависимости от выбора варианта чтения, действительно изменится восприятие книги, т.к. некоторые «чудеса» станут понятными сразу, а не по ходу повествования. Я выбрала третий вариант, на мой взгляд, самый удобный. Т.к. основные интриги книги становятся понятными постепенно, да и переключение между двумя столетиями чувствуется «сильнее».
Несмотря на то, что главный герой представлен как ученый, ведет он себя как обычный среднестатистический игрок компьютерного квеста (жанр обязывает), т.к. постоянно влипает в какие-то переделки, и совсем не всегда выходит из них благодаря уму и сообразительности. В конце каждой главы читателю (опять же по законам жанра) необходимо ответить на вопрос, выбрав один из вариантов ответа (собственно, именно для правильных ответов на вопросы и нужная вторая часть с кодами).