Детская мечта Артек

Jan 18, 2014 15:09

С Артеком связанно все мое детство, да и детство уже моего ребенка
Наша полуразвалившаяся столетняя дача-сакля стоит прямо рядом со входом в лагерь.
На городские пляжи мы никогда и не ходили, а вот Артек...
Артек - это огромная территория, абсолютно пустая и закрытая для посторонних земля с потрясающими пляжами. Это почти всегда чистейшее и прозрачное море.
Наполнен вековыми кедрами, соснами и кипарисами. Он является национальным парком, охраняемым государством. Туда почти невозможно попасть.
Вокруг Артека постоянно много скандалов то с педофилами, то с чиновниками. А ведь все для того, чтобы Артек разогнали, и кто-то отжал огромную территорию в самом престижном и дорогом месте ЮБК. Половина Гурзуфа работает в Артеке, хоть там и платят копейки, но это все же какая никакая работа. А ее там почти нет. Я просто лягу и умру, если его закроют, а на его месте отстроят отели, или того хуже, частные дворцы, которые навеки закроют это лучшее место на земле.
Лагерь Лазурный


Раскинулся лагерь от скалы Генуэзски до самой Медведь-горы, и состоит из 10 лагерей. Кипарисный лагерь, крайний к Гурзуфу и самый удаленный от Аю-Дага (Медведь-горы) - мой родной. Туда, кстати, сложнее всего попасть.
Сейчас обзавелись уже пропусками, а раньше - всегда через забор и через лазейки. До сих пор помню каждую дыру, каждое место, где легко перелезть... Многие местные там почти и не бывают, а для 99% отдыхающих, Артек - это знаменитый лагерь лишь за забором

Вид с лагеря Морского на Артек. Скала на горизонте (Шаляпина, или в народе Шаляпка) - напротив скал в море Адаларов - это еще не конец - на ней лишь лагерь Лазурный, за котором еще раскинулся Кипарисный.


Вообще, я всегда очень завидовала пионерам. Сейчас они уже артековцы. Всегда ходили в форме, и только отрядами. Каждый день какие-то игрища, задумки. выступления. Поэтому несмотря на то, что в лагере дети, ты часто ходишь по абсолютно пустым огромным территориям - детям свободно бегать там редко когда получалось.
И это в самый сезон. Зимой же лагерь тоскливый, но чистый и убранный. Мне кстати ужасно нравится это щемящая тоска. Зимой вообще Крым такой - весь в ожидании лета. Люди ждут нового сезона. И все щемит. И вокруг, и внутри тебя. И это чувство дает какое-то невероятное обояние Крыму в это время года, которое просто завораживает

Вид с Шаляпки на пляжи Гуревские камни (единственный и небольшой кусок Артека, где городские пляжи летом), и на лагерь Кипарисный.


Хотя несколько лагерей все же работает - и дети приезжают круглый год. При лагере работает артековская школа, которую заканчивали многие мои друзья местные. Пионеры, если приезжали не в каникулы тоже учились

Лагерь Лазурный. Тут аллея космонавтов, и стоит бюст космонавту Комарову


А еще я помню, как я и местная шпана, бегали на артековские дискотеки. Все пионеры были в форме. А мы, как хулиганье подбившее Костю Иночкина нарушать правила, стояли в обычной одежде в сторонке и приплясывали. Хотя вру, мы все надевали лучшее, что у кого было. Некоторые девчонки даже воровали помаду у мам, и ярко красились.
На нас смотрели, как на провинциальных дебилов. А мы смотрели на них, как на богов в синих шортах и белых майках. В общем, вид у нас был тот еще.
Хотя вот что касается моря, то завидовать беднягам было нечего - плавали как правило раз в день, по 15 минут, по свистку, на крошечной территории. А я в воде просто жила. Этот факт не давал моей зависти разрастись

Кипарисный лагерь. Представлятее как там летом?


В лагере есть своя небольшая Поляна сказок. Со своими Дадонами, Черноморами и греческим театром, спрятанная в лесу





Также не  территории лагеря есть памятник неизвестному матросу, с неработающим вечным огнем.Несмотря на полуразрушенный вид, вокруг чисто и прибранно, и даже есть цветы



Местами Артек абсолютно раздолбанный и дикий. Многие дорожки, парапеты не реставрировали десятилетиями. Что-то уже рушится.




"Монумент дружбы детей мира" Эрнста Неизвестного на пляже лагеря Морской


Мое самое любимое место в Артеке - заброшенная площадка с гигантским циклопичным Лениным. Огромная, полностью убитая и заросшая - очень символична. Ленин стоит на фоне гор, и устремляется к морю, в вечность. А вокруг - одно запустение



А некоторые лагеря наоборот отреставриванны настолько, что Артек в них ежегодно принимает иностранцев из Европы



Где-то уже с новыми корпусами, сохранил старый стиль



Кстати, Артек наше семейное место. Папа там работал в 50-ых гг . Когда он приехал в Гурзуф на лето из Москвы, первым делом он перепрыгнул через артековский забор, что бы пойти к морю. Вообще-то он в Крыму почти не бывал, и даже не понял куда перемахнул. На пляже компания вожатых занималась возлиянием вина - тогда была пересменка и детей не было. Папа тогда работал корреспондентом "Советского спорта", а также был спортсменом. Уже к вечеру был зачислен в штат Артека физруком. Работал он там халтурно, денег не получал, но в столовую ходил исправно.  И потом, когда уже давно не работал в лагере, столовая всегда была для него открыта.
В те времена в лагерь часто приезжали иностранцы. Один раз приезжал Поль Робсон. Папа рассказывает смешной случай, с ним связанный. Я вот тут недавно читала газету того времени, где написано, как этот большой негр, исполнял песни про мир во всем мире, и все дети ему стройно подпевали. Но как это было, естесственно в газете не написали. В начале концерта Робсон на стадионе начал петь с "американским" акцентом "Широка страна моя родная", и начал делать руками знаки, чтобы все подпевали. В ответ стояла тишина, потому как никто не знал что делать - можно или нет? Стали бегать, искать начальство, чтобы дали отмашку - петь или нет? Все-таки иностранец. Можно ли? Вожатые в панике сновали между рядами в поисках старшего. Дети не знали - что им делать. Так никто не делал, и так было не принято. Робсон начал тушеваться, потому как начал выглядеть глупо, пока по чуть-чуть из разных уголков стадиона не начали раздаваться отельные слабые голоса. То тут, то там в разных местах пели, потом замолкали. Страх пересиливал. Но все же а концу песни, лагерь уже гудел и был переполнен. И до сих пор неясно - сами решились, или же по отмашке.



Мой Крым - это Артек. Мой Гурзуф - это Артек. И хоть там не родилась, и Крым давно не Россия, это моя Родина

Артек, детство, СССР, Крым, зима, фотографии, Гурзуф

Previous post Next post
Up