Jan 22, 2007 12:22
А потом потихонечку, маленькими - совсем крохотными - шажочками все стало налаживаться. Первая улыбка, первые попытки держать голову, первое внимание к погремушкам… Для любого родителя это целые этапы в жизни крохи, а для родителей детей-инвалидов это особенные этапы. Начинаешь дорожить каждым светлым мгновением, каждой радостью, каждым успехом своего ребенка, потому что это ЧУДО, потому что этого могло и не быть, потому что каждый успех - доказательство того, что за будущее стоит бороться и ничего еще не потеряно.
И мы боролись, боролись каждый день через лень, через «не хочу», через отчаяние и отсутствие результатов, через боль и плач ребенка. Гимнастика 4 раза в день, развивающие игры и игрушки, водные процедуры. Я выработала специально для Лизы комплекс упражнений, который обновляю и дополняю соответственно возрасту и умениям, и вот уже на протяжении почти двух лет мы каждодневно делаем эту гимнастику. Все движения, которые делает Лиза, продуманы мною и имеют цель - восстановиться после травмы.
Нам обещали ребенка-овоща, а мы назло болезнями и врачебным прогнозам сели, потом встали на ножки, потом пошли у опоры, потом поползли. И вот настал день, когда Лиза сказала свое первое не очень уверенное «мама». Надо ли говорить о том, что слез радости было пролито, пожалуй, не меньше, чем горестных.
Я не считаю себя выдающейся мамой и не вижу в своей жизни ничего героического. Я пишу эту статью для другого. Много лет нас учили, что ребенок-инвалид может быть только у пьющих родителей, а правда была совсем иной. Дети-инвалиды - следствие врачебных ошибок и родовых травм. Если вы увидите перед собой такого человека, такого ребенка, не отворачивайтесь от него, не отталкивайте. Коляска вовсе не означает, что человек не способен переживать и чувствовать.
Есть и второе, для чего я рассказываю о нас. Если вдруг - не дай бог - с вами случится подобная история, если у вас или ваших родственников будут неудачные роды, не отказывайтесь от ребенка! Материнская любовь и терпение творят чудеса, мы убедились в этом сами. Никакой детский дом, никакая лечебница не помогут вашей крохе так, как это сможете сделать вы. Теперь, когда у Лизы все налаживается, врачи все чаще произносят слово «чудо». Но это вовсе никакое не чудо, это всего лишь результат нудной каждодневной работы.
Я многому научилась за эти почти два года. Помню, когда врач сообщил мне о лактазной недостаточности, я спросила его: «А как же она будет есть кашу в детском саду?» На что врач, усмехнувшись, ответил: «Может, у Вас будет несадиковый ребенок…» Я научилась решать те проблемы, которые сейчас встают передо мной, а не те гипотетические, которые могут прийти, а могут и пройти. Я не думаю о будущем. Нет, не так. Я думаю о будущем всегда, но живу настоящим мгновением, настоящим переживанием и достижением, подразумевая, что через настоящее мы придем к будущему.
Сейчас, когда я пишу эту статью, Лизе 1 год и 10 месяцев. Она умеет сидеть, может сесть сама, ходит, держась за одну ручку, залазит на диван, говорит с десяток слов, обожает рисовать и клеить аппликации, укладывает лялек спать, поет им песенки и кормит их, умеет одеваться, пробует есть ложкой сама… Конечно, у нее есть свои проблемы, которые, я в этом уверена, со временем разрешатся. Ну и что, что она отстает от других детей? Кто знает, какой она вырастет, как будет учиться в школе, как потом сложиться ее жизнь? Одна моя подруга - мама ребенка с тяжелейшей формой ДЦП - как-то сказала: «Зато мой ребенок никогда не станет наркоманом и не будет валяться пьяным».
Когда Лиза только родилась, мне, очень активному и подвижному человеку, было очень жалко себя: провести всю жизнь с ребенком-инвалидом взаперти в крохотной квартире на окраине города… А потом я вспомнила, что моя профессия как будто специально создана для того, чтобы растить такого ребенка: я работаю литературным редактором и журналистом, мне совсем не обязательно ходить на работу в офис. Что ж, в таком случае и Лиза, если будет колясочницей, сможет вполне обеспечивать себя деньгами. Это было для меня большим утешением.
В реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями я познакомилась с другими мама и их детьми и поняла, как нам - а Лизе особенно - повезло. Имея такую тяжелую родовую травму и такие тяжелые последствия, Лиза не должна была развиваться совсем, она должна была полностью оправдать врачебный прогноз. Но она развивается и учится вопреки всему! Я очень надеюсь, что к тому времени, когда вы прочтете эту статью, сбудется моя самая заветная мечта: Лиза пойдет ножками сама.
Да, заголовок моей статьи нескромен, может быть (это цитата из А. Ахматовой), но это так: жизнь с Лизой, ее воспитание научили меня многим простым, но мудрым вещам: здоровье - это самое ценное, что дает нам Бог; в жизни можно исправить даже самую безысходную ситуацию; радоваться нужно каждому мгновению; думать следует о тех трудностях, которые встают на пути сейчас, а не о тех, которых может и не быть.
Каков наш рецепт счастья и - я уверена в этом - будущего здоровья? Вера. Прежде всего вера. Я ни на секундочку всерьез не верила ни одному слову врачей и всегда знала, что Лиза поправится. Второе - это каждодневные занятия. Через «не могу», через «не хочу», через «все равно от них нет толку». Толк обязательно будет. Может быть, не завтра, не через месяц, но сдвиг произойдет. И тогда ребенок будет фонтаном выдавать новые умения. Третье - это поддержка родственников. Не знаю, что бы я делала без нашего папы, который верит в Лизу еще больше, чем я.
У нас растет замечательная, умная, красивая, сообразительная и шустрая дочка Лиза - такая, какую мы всегда хотели. И небеса обязательно даруют ей здоровье, счастье и красоту.
описюльки