Оригинал взят у
denyaleto в
Реквием сквозь улыбку. Часть 2. «Последствия котла и весенняя оттепель»В финале года принято подводить итоги - прокручивать в памяти вехи уходящего года. Этот материал будет посвящен 2015-у. Вспомним, как этот город пережил Донецк и вся Донецкая Народная Республика.
Я бы назвал 2015-й годом контрастов. Практически каждый день мы сталкивались с тем, с чем было тяжело смириться и каждый раз это повергало в шок, вызывая бурю негодования. Праздники скорби, смертельные бои радости, митинги-реквиемы и прочее. Оксюморон. Увы и ах, но это действительно было, и хотите или нет - но нам нужно учиться с этим жить.
Перед вами вторая часть воспоминаний о 2015-ом в ДНР.
«Последствия котла и весенняя оттепель»
В конце февраля Дебальцево и другие города котла были зачищены от украинских военных. Сразу же в освобожденные населенные пункты поехали МЧС ДНР, гуманитарная помощь, волонтеры и гражданские активисты, чтоб помочь местным жителям отойти от пережитого. Вместе с сотрудниками МЧС в начале марта я попал в Дебальцево.
(Железнодорожный вокзал Дебальцево, март 2015)
(Уничтоженный тепловоз в Дебальцево, март 2015)
Город был уничтожен боями за него. Дебальцево- стратегический город, так как тут находится железнодорожный узел и украинские военные не хотели его отдавать. Уходя, они заминировали и уничтожили всё, что можно и нельзя. Мирные граждане с ужасом вспоминают те дни, когда украинская армия контролировала их город. Мы с ужасом наблюдали за последствиями активной фазы: разрушенные дома, уничтоженный железнодорожный вокзал, сожженная военная техника и прочее. Зрелище не из легких. С каким же удовольствием я наблюдал за изменениями Дебальцево уже в апреле, потому что сразу после освобождения руководство ДНР принялось за восстановления разрушений.
Через неделю мне удалось побывать в городе-призраке Углегорск. Здесь не было ни света, ни воды, ни отопления. Ничего. Но люди здесь продолжали жить, а если быть точным, то выживать. Люди буквально скитались по улицам, потому что жить им было негде. Их дома были уничтоженные. У них ничего не осталось. Даже одежда, в которой они ходили, была не их, а подаренная неравнодушными людьми.
( Разрушенный дом, ул. Некрасова 24, Углегорск, март 2015)
Никишино. Маленький поселочек. Население до 1000 человек. До войны. Сейчас это количество ограничивается несколькими десятками. Не более того. Условий для нормального существования человека- нет. На протяжении 8 месяцев люди находились в зоне активных боевых действий. Без всех благ цивилизации. Те, кто не хотел уезжать и оставлять свои дома были вынуждены прятаться в подвалах. Но и импровизированные бомбоубежища не всегда спасали. Люди в поисках пищи выходили на улицу и там их настигала смерть. То от осколка мины, то от пули укропатриота. Разные случаи были. Возможности нормально захоронить умершего не было. Трупы просто разлагались на улице. Местные жители рассказывают, как приходилось под свист пуль идти и забирать тела соседей. Погибших хоронили просто в их собственных дворах. Вырыли небольшую яму, положили тело и засыпали землей. Люди, которые не хотели покидать свои дома, навсегда останутся с ними. Большинство домов разрушены основательно. Восстановлению не подлежат. Боевые действия закончились, но ад- нет.
( Памятник советскому солдату, п.Никишино, март 2015)
( "Пепел", п.Никишино, март 2015.)
Тяжело было возвращаться в Донецк после всего увиденного. По сравнению с этими населенными пунктами Донецк практически не пострадал. Со мной не согласятся жители Октябрського, Петровки и других фронтовых районов Донецка. О них я расскажу чуть позже.
На удивление, но после боев за Дебальцево в города ДНР действительно стало тише. Люди стали выходить на улицу и прогуливаться. От подобного развлечения многие отвыкли, так как диверсионные группы не давали почувствовать себя в безопасности, даже находясь у себя дома. Выходить на улицу было слишком опасно. И какой же удивительной и неповторимой была Масленница. Этот праздник я запомню навсегда. В этот день я, впервые за долгое время, увидел множество людей, не толпящихся за пенсией или гуманитаркой, а праздновавших Масленницу. Но скорей люди радовались не столько празднику, а перемирию, потому что все очень сильно устали за время активной фазы боевых действий и всем хотелось вдохнуть полной грудью свежий воздух мирной жизни.
(Парк Щербакова, праздник Масленницы, 22 февраля, Донецк)
Апрель был насыщенным на события. К счастью, они были положительными. ДНР отпраздновало годовщину провозглашения.
(Празднования первой годовщины провозглашения Донецкой Народной Республики)
Сразу после этого в Донецке провели рок-фестиваль с участием знаменитых российских рок-музыкантов. В столицу ДНР приехали Вадим Самойлов, группа 7Б и Чичерина. Вся центральная площадь была заполнена зрителями. Дончане радовались жизни. Подобные мгновения бесценны.
(Иван Демьян и группа 7Б на рок-фестивале ДНРок в Донецке)
(Фестиваль ДНРок в Донецке, 24 апреля 2015)
В мае праздничное настроение продолжилось. Настало время вспомнить Великую Победу и отпраздновать годовщину Референдума.
(Празднование дня Победы на Саур-Могиле. 8 мая 2015года)
(Глава ДНР А.Захарченко на Параде Победы в Донецке)
( Военная техника на Параде Победы, площадь Ленина, 9 мая 2015, Донецк)
( Марш жителей ДНР во время празднования первой годовщины Референдума, 11 мая 2015г., Донецк)
Продолжение следует...
Реквием сквозь улыбку. Часть 1. «Период кровавых провокаций и Дебальцевский котел»