Ауэл Джин М. Клан пещерного медведя.

Jul 09, 2011 22:46



Помимо постапокалиптики и робинзонады очень нежную привязанность я питаю к историям примитивных народов. И даже не могу сказать, чтоб к фантастическим, потому что все истории подобного рода фантастичны априори. Мне не суть важно, будет ли идти речь о неандертальцах и кроманьонцах, как в данном случае, или инопланетные аборигены. История о Великом духе и беглецах, читанная мне мамой вслух во времена сильно далекого детства поразила меня не менее, чем, например, Нивенские Летающие колдуны. Важна суть: группа в той или иной степени социально адаптированных существ и их поведение в рамках этого социума, не обремененное благами цивилизации. Данные рамки довольно широки и оставляют автору громадный простор для эксперимента.

Мы берем не замутненное интеллектом, но склонное к более-менее логическим выводам сознание и ставим его в максимально узкие рамки. Узость рамок, соответственно, ограничена лишь воображением автора. Это могут быть природные катаклизмы, естественные неприятности навроде зимнего голода, да неважно что. Но - естественно! - интересней всего взаимодействие отдельно взятой примитивной личности с отдельно взятой социальной группой. 

И, когда я говорю «отдельно взятой», я именно это и имею в виду. Я в курсе насчет одиночества в толпе и всего такого прочего, но социальные эксперименты представляются мне наиболее интересными именно в заданных рамках. Я, кстати, не против многомиллиардных планет - это тоже рамки. Но такие рамки в книгу не засунешь. Слишком уж перебор получится с сюжетными линиями. А вот племя - это великолепный материал. Наиболее емко это Хайнлайн продемонстрировал в Туннеле в небе. Естественно, одна из моих любимых книг. Но то - робинзонада. Пусть не Робинзона лично, а с компанией, но суть не меняется. А я говорю именно о примитивных племенах, их восприятии реальности и моделей, которые можно построить на основании этого восприятия.

Клан - история девочки-кроманьонца, попавшей к неандертальцам. Собственно, тут автор пыталась сказать больше всего умных мыслей, но они прошли мимо меня. Мне, извиняюсь, наэтовать и на тех, и на других. То есть если бы неандерталец попал к кроманьонцам, или, допустим, к зеленым человечкам, мне бы не было менее интересно.

Для меня основной интерес книги - это противопоставление личности социуму. Собственно, можно сказать, что это история Фесса, попавшего в палеолит. Только Фесс - читер, а девочке достается со всех сторон. Нет, бонусы тоже есть, иначе она бы и не выжила, но бьют ее и в хвост, и в гриву. Пара чудесных спасений, конечно, будет иметь место быть, но закончится так, грустно. Но логично.

Фишка в чем: у Фесса есть мир и не один. Его в одной деревне прижали, он в другую сбежал. И хрен бы с тем Этлау, который за ним носится. Временные трудности. Опять же, колдунства всяческие, эти бесконечные сделки с совестью, которые меньше бы вылазили боком, если на них забить.

Героиня же заперта в рамках принявшего ее племени и деваться ей совершенно некуда. При том, что, насколько я понимаю из названия (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis), речь идет о другом биологическом виде. То есть как если тебя усыновят обезьяны, то, конечно, придется жрать жучков и прыгать по деревьями, но шанс отравиться и навернуться у сапиенса сильно выше. А главный обезьян будет за каждый промах давать в глаз - и никуда не деться. Жестко. Но ОЧЕНЬ интересно.

Что интересно: в племя она попадает ребенком в возрасте пяти лет. То есть новую информацию воспринимает за чистую монету, но характер, как ни крути, уже сформировался. Еще фишка: взрослеют неандертальцы сильно быстрее, то бишь к восьми годам достигают вполне себе репродуктивного возраста, а кроманьонцы - в надцать, как, собственно, и сапиенсы. Отсюда тоже довольно интересный конфликт получается. И разница во внешности… Короче, добро пожаловать в нашу стаю. И не забывай, что за каждый левый чих - публичная порка. Это нормально, это так принято.

В общем, мечта социопата, а не книжка. За что я не люблю социум, но не могу сформулировать. Вот оно! За ВСЕ! И никаких вам бонусов, никакой электрификации всей страны и социальных льгот. Конечно, из книги я вынесла то, что сама туда привнесла, но вот так вот мне увиделось… Девочку только жалко. Но есть у меня подозрение, что она, как феникс, восстанет из пепла. Еще бы - после такой-то закалки!

1.     Мир откровенно приправленный фантазией автора, но к реальности вроде имеющий отношение. Впрочем, мне до реальности дела нет. Опять же,  никто все равно точно не знает, как оно было. Вполне возможно, что именно так.

Много подробностей жизни племени, причем это совершенно не скучно. Такой себе занимательный экскурс в предполагаемую историю. Природа, социальное устройство, быт - все отточено до мельчайших подробностей, и, в то же время, совершенно не скучно. Ну тетки часто так пишут, создавая вселенную из мельчайших деталей, замешанных на восприятии персонажа. Не просто синий цветочек, а я вижу цветочек синий, как ленточка в косичке. Это моя реальность, а не просто перечень вещей, которые кого-то окружают.

И еще - там спорно, страшно и интересно. Я бы туда съездила. На время.

Нет, если бы еще колдунства, как в Черной крови-смерче. Да… Но этот мир не предполагает колдунств. Точнее, они там есть, но совершенно настоящие. Психотропов налупятся и пляшут вокруг костра. Тоже вполне себе. Ну и по мирам погуляют, не без того. Оттого этот мир совершенно настоящий. Настолько настоящий, что становится по-настоящему страшно. Это не от файерболлов уворачиваться, да… Десять.

2.     Читабельность сначала не радовала. Но я начала с телефона, а там я могу учитать только нечто совершенно из ряда вон. И таки да. Половину я уговорила с родной нокии. А вот когда любимый уже бумажный вариант принес,  тогда да, тогда я выпала из реальности. Откладываешь книгу и живешь с мыслью о том, когда же возьмешь ее снова. Господа, это счастье. Десять. И даже несмотря на буксующее начало.

3.     Интрига - туда же. Десять. И даже с учетом того, что читала я Ауэл после второго Мартина, Мартин был повержен. Не настолько я сопереживала его героям. Но! Если мальчики купятся на мою рекомендацию, пусть имеют в виду, что книга все же деффачковая. Она офигительная. Дядьки могут не оценить.

4.     Главные персонажи выписаны хорошо, но все же не великолепно. А второстепенные так и вовсе хромают на все ноги. У книги огромная эмоциональная насыщенность, но описания довольно примитивны. Да, это оправдано духом произведения, но мне тяжело воспринимать личности, не созданные автором яркими и неоднозначными. Я понимаю, что это логично и так и задумано. Но они ж простые как три копейки и такие же неинтересные. Я все ждала, что злые одумаются, а добрые разозлятся. Но - нет. Все будут вести себя так, как задекларировано на первых страницах. Никаких конфликтов внутри личности. Это только у героини будет. Да, автор расскажет, что неандертальцы к самокопаниям склонны менее или не склонны вовсе. Хотя бы потому, что вынуждены мыслить образами ввиду практически отсутствующей разговорной речи. Но с конфликтом было бы интересней. Семь.

5.     Идей, да и просто размышлений, очень много. Причем половина подается как размышления героини, а половина - как фактическое описание ситуаций. В поведении героев конфликтов полно. Их обычаи, ритуалы, привычки, внешность - все вызывает отторжение. У нас, в первую очередь. И читатель сможет критично взглянуть на заданные этими ситуациями вопросы. Так что с мыслями - высший пилотаж. И - ни единого ответа. Только вопросы. Вкусняшка. Десять.

6.     Душевность - десять. Мое личное сопереживание зашкаливает. Я всю жизнь себя чувствую, как та девочка. ОЧЕНЬ отдельно от социума. Оттого, собственно, так хорошо мне в сети. Потому что здесь можно найти собратьев-кроманьонцев. Просто удивительно, как нас мало, и на каких огромных расстояниях мы друг от друга находимся. А на улицу вышел - одни неандертальцы. И у них свои ритуалы, свои обычаи, своя вера - и все это для меня совершенно непостижимо. Добро пожаловать в ИХ мир.

7.     Погружение даже избыточное. Какое-то время по прочтении не могла отделаться от ощущения, что окружающие, мелко перебирая кривыми короткими ногами, будут наступать, навязывая мне собственный образ жизни. Собственно, и не поспоришь. Разве что ноги у них сейчас другие… Десять.

Ассоциации: таки капитанский Хранитель Мечей.

Дальше Перегрузка Хейли. Не в восторге, с трудом дочитываю. Для него - откровенно слабая вещь. Избыточные растекания мыслию по древу, притом с одним действующим лицом, притом, как всегда, полирнул террористами. Хреново полирнул, честно скажем.

Previous post Next post
Up