(no subject)

Feb 12, 2014 00:34

Оригинал взят у zina_korzina в Выбор по-советски.
  • На днях в одной из программ прозвучала странная фраза... Суть её сводилась к тому, что «...сюжеты советского кинематографа постоянно сводились к производственной тематике...» Вот тут буду спорить и месить копытами пространство, потому что производство чугуниевых ванн или, там, обмолот зяби с добычей железобетона и сопромата - это был всего лишь фон. Ибо советские люди очень часто и очень много работали! Причём, все. Ну, или почти все, за исключением тех стиляжек, которых всю дорогу перевоспитывали. А главной темой советского кино были «отношения», в том числе, и любовь. В детстве и юности мне казалось, что все фильмы - про любовь, хотя я-то, как раз, на любовях никогда не бывала зациклена. Вот разве «Сердца четырёх» ли, там «Девчата» не о том самом? А уж «Любовь и голуби» всяко больше про любовь, чем даже про голубей. Но вот, что меня заинтересовало - критерии подбора брачной пары в советском кино. Посмотрите - в сталинскую эпоху лучшая девушка доставалась эталонному кавалеру. А в эпоху Застоя? Тётка брала с боем то, то пока дают, да ещё и пыталась сражаться за это унылое «нечто». Но обо всём по порядку...




  • Во времена товарища Сталина были актуальны белозубые спортсмены с нордическими вихрами и крепкими запястьями. ГТОшники никого не обманывали - они честно и открыто пели: «...Как невесту Родину мы любим!... Первым делом, первым делом - самолёты... Ну а девушки?» А девушки - с веслом. Потому что эталонные сталинские Помоны, Флоры и Цереры тоже любили сначала Родину и товарища Сталина, а уже после этого - своих ОСОАВИАХИМ-овских Аполлонов. Смотрите - эталон выбирает для себя такой же эталон. Героиня Л.Орловой в фильме «Светлый путь» должна ещё подтянуться к своему небожителю-инженеру - выучиться, стать ударницей, получить орден, нарядиться в бальное-золушкино-платье, пролететь над махиной ВСХВ, а потом уже... Потом уже инженер. Или, к примеру, передовой тракторист Павло из фильма «Богатая невеста». Он искренне разочаровывается в красавице Маринке, узнав, что у неё мало трудодней. Ну мы-то с Вами понимаем, что это - козни некрасивого счетовода, путём приписок убавившего Маринке «градус» её привлекательности. Но сама постановка вопроса!


  • Отрывок из кинофильма «Случайная встреча».

  • Что интересно, но в эпоху Оттепели киношные любовники тоже подбирали себе ровню. В моду вошли простые, как хрущевские квартиры, девочки с косичками. Катя Иванова (она же «Девушка без адреса») - одна из многих. Её даже берут в манекенщицы именно поэтому - она такая, как все - средней привлекательности, среднего таланта. Но ужасно милая. Как и тот, кто её ищет - Паша с говорящей фамилией Гусаров. Да, Коля Рыбников - гусар хрущевских новостроек. Его персонаж, правда, уже в другом фильме, поёт песни на стихи другого гусара - Дениса Давыдова. В «Девчатах» он же спорит с товарищем, что покорит недосупную и принципиальную Тоську (почти как виконт де Вальмон). Антиподы девочек-хрущёвочек - красивые и порочные девицы, умеющие носить стильные юбки в обтяг. В «Высоте», как раз, из такой «королевы танцпола» (совершенно не нужной для хрущевской кухни) рабочий Пасечник воспитывает то, что ему (и обществу) нужно - простую девушку. В «Сверстницах» таким же манером (любовью, только любовью!) перековывают стилягу Светочку. Кстати, в этом же фильме показывается, что быть актрисой - это не самый лучший выбор - положительная, но «мажорная» девушка Кира в конце-то концов признаёт, что игра в театрах - это для единиц, а её путь, видимо, попроще. Будь проще и люди к тебе потянутся!

  • Отрывок из кинофильма «Девушка без адреса».

  • В 1960-х снова начались поиски идеала - физик-ядерщик брал в любовницы «лучшую девушку в СССР», правда, вот профессия у неё была не самая эталонная - стюардесса. Но это как посмотреть, ибо она, как немногие в этом мире, близка к небу, а небо для настоящего шестидесятника - это преддверие Рая, то есть Космоса. Эталонные люди должны быть непременно оторваны от быта - им не нужны квартиры, премии, и, по-моему, даже деньги. Они живут в ожидании (в активном ожидании) Коммунизма и уже сейчас хотят жить без денег, квартир и...прочных связей. Впервые на экране нам показывают яркие адюльтеры положительных героев. В удивительном фильме «Любить» есть сцена, где мужчина и женщина целуются просто так - потому что приятно. И свободно говорят об этом. Эталонные люди живут ради высокой цели, а к своей «постели» относятся с известной долей шестидесятнического юмора. Физики шутят над лирикой. Что интересно, в фильмах показывали, что мужчина-то гений, а женщина должна всего лишь понимать. Не физику, а именно - физика. При этом она может быть глупой в научной области. Как ни странно, но мир 1960-х - это мужской мир. Мужчина - гений. Женщина - Брижитт Бардо. Недаром именно эта недалёкая, но очень хорошая женщина была так популярна в СССР.

  • Отрывок из кинофильма «Любить».

  • В эпоху Застоя люди принимаются хватать всё, что дают, как будто муж (или жена) должны присутствовать в квартире, как мебель формата «стенка», чешский хрусталь или чеканка «Писающий мальчик» на двери сортира. Поиски жены / мужа ведутся под негласным лозунгом: «...Чтобы найти кого-то...» Именно как в этой песенке из фильма про то, как неказистая начальница полюбила неказистого подчинённого. Она ждала кого-то, вот он и нарисовался - безо всякого белого коня и даже без перевыполненных плановых заданий, а с двумя малолетними бандюганами и отвратительным отчётом по части лёгенькой промышленности. Раиса Захаровна от тоски прыгает на голубевода Вася Кузякина. Великовозрастная общественница Надька Клюева не без тоски в глазах «выбирает» офисного звездуна Володю. А он при всех своих гаджетах не менее уныл, чем остальные обитатели конторы, включая того тихушника, с которым пожухлая дева играется в настольный теннис. И даже в выборе классической героини - Ларисы Огудаловой - есть обречённость «застойной» невесты. Карандышев - это и есть «итог» всех на свете Надек Клюевых и Надек Шевелёвых.

  • Отрывок из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная».

    Доктор Лукашин - Новосельцев - Карандышев - единая линия с одним и тем же лицом. Но самый феерический в этом отношении кинороман - это «Влюблён по собственному желанию». Выпивоха и толстуха, не скрывая омерзения друг к другу, всё равно оказываются в койке. Через какое-то обречённое «Не хочу!». Да. Они стараются перековаться, стать лучше, понравиться наконец-то - даже не друг другу, а самим себе. Но я не верю в эту историю, потому что она тосклива. В ней есть то самое истеричное желание «...найти кого-то...» и жить с кем-то. Что интересно, киношные героини прямо-таки шарахаются от высокоранговых самцов - Зимняя Вишенка по имени Оля отказывает во взаимности умному красавцу-фирмачу и ждёт милостей от неказистого женатика, у которого и машины-то путной нет! Не говоря уже о совести. Оля произносит великолепную фразу, полностью соответствующую настрою эпохи: «Семья, она как Родина, просто должна быть! Иначе в жизни нет никакого смысла!..» Заметим, что Родину не выбирают. А жениха? Ну да, ну да. Чтобы найти кого-то. С кем-то, кто-то, зачем-то. Никакое, зато своё и тёплое. Мужчина-тапочки, женщина-халатик. Зачем нужен импозантный Ипполит, когда можно приголубить милого и поющего про тётю? Зачем хорошие, если есть плохие?

  • Отрывок из кинофильма «Влюблён по собственному желанию».

  • Если посмотреть на это несколько шире, то становится ещё интереснее - пока советский человек ощущал себя самым лучшим и самым передовым на планете, ему показывали эталонных или хотя бы пригодных для жизни самцов и самок (sic!). Как только началось нытьё-вытьё и голодные глаза в сторону джинсов и колбасы, всё! Явились понурые тихушники и жирные библиотекарши в уютных тапочках...

  • Previous post Next post
    Up