Fujifilm GFX50s или каково снимать стрит на средний формат.

Mar 02, 2017 09:01



Опыт и примеры использования средне-форматной беззеркальной камеры Fujifilm GFX50s.
Самые жаркие обсуждения и споры при одном только упоминании камеры GFX50s вызывает вопрос является ли камера средне-форматной или нет. Классический средний формат, это пленка шириной 60мм. С этой точки зрения, сенсор размером 44х33 мм. не средний формат. С другой стороны, в цифровом мире как-то больше принято называть средним форматом все что больше 35мм.

Если смотреть на другие камеры, которые называют средним форматом, то картина получается примерно такая


На сегодняшний момент, камер с сенсором больше чем 44х33 существует всего несколько штук. Это Phase One IQ1, Phase One IQ2 и Hassel H6. И все они стоят больше 30 000$, это в 5 раз больше, чем цена за Fujifilm GFX50s.
Интернет издание Еngadget политкорректно называет камеру “беззеркалка с огромным сенсором”, но большинство все-таки называют GFX50 средним форматом.
Но на самом деле, название не так уж и важно. Фуджи вполне могли придумать для матрицы какое-то свое название и терминологию. Самое главное, что мы в активе имеем отсутствие зеркала, 50МП и матрицу больше фуллфрейма.

Кстати, второй по частоте и громкости вопль, связанный с этой камерой, сводится к том, что в Fuji просто взяли и использовали уже существующую CMOS матрицу. Мол нарушены традиции, никаких инноваций и, вообще, это на настоящий Фуджи.

Давайте разбираться:
  • Размер сенсора 43.8×32.9mm, но в случае GFX 50S форма его немного необычная. Обычно сенсор крепится на кремниевый контур с терминальными платами по обеим сторонам от сенсора. Но с случае с GFX терминальные платы располагаются только с одной стороны. Это позволяет при сохранении размеров сенсора сделать всю конструкцию более компактной.






  • Для того чтобы эффективней преобразовывать свет размер микро-линз был уменьшен, а пространство между пикселями увеличено. Это как раз одна из причин того почему изображения с GFX выглядят такими детализированными. В тоже время, размер пикселя сделан достаточным для того чтобы получать нужное количество света без необходимости делать микролинзы больше. Такая оптимизация возможна только на сенсорах среднего формата.
  • Точка насыщения сенсора была сдвинута и это позволило существенно расширить динамический диапазон.
  • В GFX50s нет пикселей с фазовой детекцией, но скорость автофокуса все равно остается очень быстрой по сравнению с другими средне-форматными камерами. Автофокус медленнее, чем у зеркальных камер, но намного более точный.
Обычно при слове “средний формат” возникают ассоциации связанные с дорогой заказной съемкой, накрашенными моделями, кучей осветительного оборудования и прочими атрибутами коммерческой работы по высшему разряду. Или как минимум, съемка на средний формат воспринимается как нечто громоздкое и очень мало-мобильное.
Инженеры Фуджи поставили перед собой задачу сделать “мобильный” средний формат. Т.e. камеру, которая при всех плюсах среднего формата являлась бы своеобразной “рабочей лошадкой” для множества ситуаций.

Подробно про технические характеристики и технологии, использованные в камере можно прочитать на сайте производителя (или в куче статей разных технических специалистов). Мне же намного интереснее примерить камеру на себя и понять позволяет ли она решать мои задачи. А в мои задачи входит чаще всего съемка пейзаже и тревел-сюжетов.

Поэтому лишь кратко напомню основные особенности камеры.

Внешний вид.
Несмотря, на то, что GFX50s называют средним форматом, внешне эта камера мало отличима от обычных зеркальных камер.


Корпус камеры сделан из магниевого сплава, герметизированного в 58 точках. И это как-бы намекает на то, что разработчики планировали, что камера будет использоваться в достаточно суровых условиях, обычно не свойственных для среднеформатных камер, которые чаще всего не покидают стен студии.

Камера относительно легкая, т.e. в руках не ощущается “кирпичом”, с ней удобно и комфортно гулять по городу (насколько это может быть удобно с большой камерой :) ), а благодаря “классическому” внешнему виду, она не будет привлекать к себе много внимания.
Вот на этом слайде инженеры Fujifilm немного посчитали вес камеры с объективами


Если такой внешний вид камеры кажется вам слишком обычным и пользоваться дисплеем при съемке не привычно, то можно укомплектовать камеру дополнительным видоискателем, который может поворачиваться в разных плоскостях (вертикально на 0°-90° и горизонтально ±45°.


Но на мой взгляд, откидного дисплея вполне достаточно для съемки. Вне помещения и на ярком солнце съемка по дисплею не вызывает никакого дискомфорта - бликов или снижения яркость не замечено.


Эту камеру инженеры решили нашпиговать технологиями по максимуму, поэтому дисплей тут с функцией Touch Screen и поддерживает управление жестами. Но если честно, у меня даже мысли не возникало это проверять :)


Если вы снимаете не поднося камеру к лицу, то вызываете намного меньше вопросов и недоверия. Люди просто не воспринимают как фотографа человека с камерой на уровне груди, а не лица. Поэтому можно без проблем наблюдать за героем кадра и ждать нужного развития ситуации не вызывая вопросов не вторгаясь в пространство кадра.

EXIF 1/3000 sec, f/4, 64 mm, ISO 400, предсерийная GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

С эргономической точки зрения корпус камеры идеален - в руке она лежит как влитая. Это касается и моей небольшой “женской” ладони и мужских рук - все с кем я обсуждала этот вопрос отмечали, что держать камеру очень удобно. Благодаря наплыву под большой палец правой руки держать камеру удобно даже одной рукой. Пожалуй только один нюанс - после дня с камерой в руках я обнаружила у себя на большом пальце мозоль от упора :) Мозолей фотоаппаратами я еще не натирала, но знающие люди говорят, то это обычное дело.

А вот с эргономикой органов управления случилось несколько просчетов. Вместо привычного по камерам Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2 колесика экспокоррекции в GFX50s разместился информационный дисплей. С одной стороны, довольно удобно видеть все параметры съемки даже при выключенной камере, но с другой - экспокоррекцию вынесли на небольшую кнопку рядом со спуском. И она настолько маленькая и расположенная в настолько неудобном месте, что нажимать ее проблематично, особенно с учетом того, что для корректировки экспокоррекции надо нажать на кнопку и одновременно крутить управляющее колесо.


Не очень удобно оказались расположены кнопки удаления кадров и просмотра. Правой рукой (в которой находится камера) до них тянуться не удобно, под левую руку они тоже не очень подходят.
Но на самой камере очень много кнопок без надписей, а значит инженеры предполагают что каждый будет подстраивать их под себя. Например, неудобно расположенную экспокоррекцию можно без проблем назначить на переднюю кнопку.

При этом, все меню и принципы работы камеры остались такими-же как в остальных камерах Fujifilm. Здесь также есть режимы имитации пленки, гистограмма, электронный уровень, разные варианты брекетинга, интервальной съемки, управления с wifi. Кроме этого инженеры добавили возможность записывать короткие голосовые заметки.

Одним из аргументов в пользу выпуска именно беззеркальной камеры разработчики называют большую гибкость в разработке объективов. Короткое заднее фокусное расстояние (всего 16.7мм) позволило сделать более компактные, то в тоже время, более дающие более качественное изображение с минимальным виньетированием и резкостью по всему кадру.

На момент запуска камеры к ней доступны три объектива:
  • фикс GF63mmF2.8 R WR (50mm в пересчете на 35мм)
  • фикс GF120mmF4 Macro R LM OIS WR (95mm в пересчете на 35мм)
  • зум GF32-64mmF4 R LM WR (25-51mm в пересчете на 35мм)

Но вместе с объективами Fujifilm предлагает и переходник на Hasselblad. Что значительно расширяет парк оптики. Фокусироваться придется вручную, но зато будет работать управление диафрагмой и центральный лепестковый затвор.


Кроме этого, для тех кто хочет произвести на окружающих максимум впечатления, есть переходник для карданной камеры.


Камера, которую воспринимают как технику для студийной и рекламной фотосъемки не могла обойтись без программ и плагинов для удаленного управления съемкой с компьютера. Тут у Fujifilm GFX50s тоже полный порядок. Для Виндовс есть HS-V5, есть плагин Tether Shooting PRO для Lightroom.

К камере даже есть специальный держатель для провода, который не даст ему пережиматься и путаться.


Качество снимков
Организаторами презентации планировали, что тесты камеры будут происходить в “лабораторных условиях”. На территории отеля Negresco в Ницце было организовано несколько фотостудий, в которых фотографы-амбассадоры показывали свои приемы работы.

Для начала вот парочка кадров, чтобы передать атмосферу презентации:




Теперь переходим к студийным примерам.
Стоит напомнить, что все снимки сделаны на предсерийный экземпляр Fujifilm GFX50s. Приведенные кадры, это внутрикамерный JPEG с настройками по умолчанию снятый в режиме приоритета диафрагмы (где-то использована экспокоррекция).

EXIF 1/250 sec, f/4, 120 mm, ISO 400, предсерийная GFX 50S, GF120mmF4 R LM OIS WR


EXIF 1/800 sec, f/4, 120 mm, ISO 800, предсерийная GFX 50S, GF120mmF4 R LM OIS WR


EXIF 1/160 sec, f/5.6, 120 mm, ISO 1600, предсерийная GFX 50S, GF120mmF4 R LM OIS WR

Теперь несколько 100% кусочков из предыдущих кадров. Привожу их рядом, чтобы было удобно сравнивать, хотя масштаб немного разный. Но это живые снимки, а не лабораторные тесты.



Видно, что даже на Iso1600 детализация вполне достаточная, видно поры на коже девушки. И это внутрикамерный jpeg, скорее всего, при обработке raw можно будет получить еще более качественный результат.

Вот еще пример при естественном свете. ISO 100.

EXIF 1/320 sec, f/3.2, 63 mm, ISO 100, предсерийная GFX 50S, GF63mmF2.8 R WR



Усложняем условия и смотрим что получается на ISO 3200


EXIF 1/1500 sec, f/4, 62.9 mm, ISO 3200, предсерийная GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

При 100% увеличении работу шумодава все-таки видно, но нельзя сказать что картинка выглядит сильно замыленной. Поры на лице и отдельным волоски на бровях все равно на месте.


Еще несколько студийный примеров


EXIF 1/125 sec, f/2.8, 63 mm, ISO 100, 2017:02:06 14:51:53, GFX 50S, GF63mmF2.8 R WR



EXIF 1/160 sec, f/2.8, 63 mm, ISO 1600, предсерийный GFX 50S, GF63mmF2.8 R WR



EXIF 1/150 sec, f/2.8, 63 mm, ISO 1600, 2017:02:07 12:18:02, GFX 50S, GF63mmF2.8 R WR

Посмотрим что происходит на более высоких ISO



EXIF 1/340 sec, f/5.6, 63 mm, ISO 3200, GF63mmF2.8 R WR


EXIF 1/1250 sec, f/5.6, 63 mm, ISO 12800, GF63mmF2.8 R WR





ISO 12800 выглядит уже “мыльновато” и менее детализировано. Но от шумов, как цветовых, так и яркостных, не осталось и следа. Скорее всего, снимая в raw формате я бы выставила совсем другие настройки шумоподавления чтобы получить чуть более шумный, но и более детализированный снимок.

Еще один пример на ISO 12800


EXIF 1/320 sec, f/2.8, 63 mm, ISO 12800, предсерийная GFX 50S, GF63mmF2.8 R WR

Если честно, после внимательного разглядывания сделанных снимков, у меня сложилось впечатление, что алгоритмы встроенного шумодава разработаны таким образом чтобы максимально корректно работать со структурой кожи моделей. T.e. какие-то маленькие нюансы сохраняются, а все однородные поверхности “замыливаются”. Но еще раз напомню, это внутрикамерный jpeg с настройками по умолчанию и обрабатывая raw можно получить более качественный результат.

На средний формат я раньше никогда не снимала, да и вообще о камерах с такими большими сенсорами имела довольно смутное представление, ограничивающееся знанием, что они существуют в природе.
Поэтому самым сложным оказалось, как это ни странно звучит, попасть в фокус. Вроде бы фокусируешься на глазе модели, но потом при кадрировании немного сдвигаешься и вот уже глаз вне резкости. Чем больше матрица, тем меньше глубина резкости поэтому любой промах будет заметен намного сильнее чем на камерах с меньшим сенсором. И диафрагма 2.8 на GFX по глубине резкости примерно тоже самое, что и 1.4 на фуллфрейме.

После нескольких промахов я осознала, что мой обычный прием “сфокусировался - перекадрировал как надо” не работает. И надо сразу фокусироваться в нужном месте. Благо точки фокусировки разбросаны по всему полю кадра и двигать их можно джойстиком не отрываясь от съемки.
Второй сложностью было осознать, что те выдержки, на которых я привыкла снимать с рук (примерно 1/50 сек) в случае с полным кадром тоже не работают. Банально получается смаз. И привычную выдержку нужно умножать минимум на 2. А еще лучше даже не пытаться снимать с рук на выдержках больше 1/300сек.

Примерное соотношение промахов по фокусу и резких кадров :)


Немного освоившись с фокусом и выдержкой я решила, что пришло время делать странные вещи. Например попробовать снимать на средний формат стрит. Не думаю, что организаторы рассчитывали, что их камеру будут тестировать на улицах и рынках города, официально камеры не должны были покидать стен отеля. Но если сделать от жалостливые глаза можно получить немного больше. Например, час до презентации побегать по городу. Но, видимо, лицо мое было не достаточно жалостливым, а представители Фуджи достаточно суровым, поэтому ни заката ни рассвета с GFX50s не получилось, а получился лишь час в городе.

Скорость съемки
Еще раз напомню, что на другие средне-форматные камеры я не снимала. Поэтому сравнивать GFX50s могу лишь с другими камерами Fujfifilm или зеркальным полным кадром.
По сравнению с T2 и pro2 GFX более медлительная и менее расторопная. Но те, кому доводилось раньше снимать на средний формат, говорят, что там дела с производительностью намного хуже. И за пределы студии эти камеры лучше не выносить - все равно ничего не выйдет при попытке снимать динамичные сюжеты. С GFX50s я вполне продуктивно за часик пробежалась по городу.

В спецификации утверждается, что Fujifilm GFX50s способна делать 3 кадра в секунду в режиме серийной съемки. Уличный тест это подтверждает.
Не самая большая скорость съемки по современным меркам, когда 10 кадров в секунду считаются нерасторопностью, но само то, что на средний формат можно ловить какие-то уличные сцены не может не радовать.


Серия снимков, сделанных за несколько минут. Тут уже не серийная съемка, а скорее попытка ловить подходящий момент и нажимать на кнопку спуска. Камера, конечно, не молниеносная и требует от фотографа небольших навыков в предсказании развития событий, но жить можно. А медлительность съемки как-то меркнет и забывается, когда потом осознаешь, что на получившемся снимке можно рассмотреть выражения “лиц” чаек, а из одного снимка накроить еще штук 5 с помощью разного кадрирования.


После небольшой обработки и перевода в чб получается вот так.


Снимок в контровом свете. Видно, что даже в jpeg с динамическим диапазоном все хорошо. Не зря производители заявляют, что благодаря усовершенствованиям матрицы им удалось достичь динамического диапазона в 14 стопов, очень похоже, что так.

EXIF 1/640 sec, f/16, 36.9 mm, ISO 400, предсерийная GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

Пример съемки “на вскидку”. Сюжет из серии, идем по улице, видим персонажа, включаем камеру, наводимся и делаем снимок. Пока мы не разминулись с этим швейцаром удалось сделать всего два снимка.






EXIF 1/1600 sec, f/5.6, 64 mm, ISO 800, предсерийная GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

Первый кадр вышел с промахом по фокусу, а вот во втором все нормально, фокус на лице.

Но все-таки небольшой лаг между нажатием на кнопку спуска и сделанным кадром присутствует. Поэтому немного сноровки при съемки уличных сюжетов не помешает.




EXIF 1/640 sec, f/4, 64 mm, ISO 800, 2017:02:07 09:47:18, GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

Для себя я эту проблему (как и проблему малой глубины резкости и как следствие промахов по фокусу) решила большим количеством дополнительных дублей. Чем больше дублей, тем больше шансов на успех.
Правда, с большим количеством дублей иногда случаются затыки. Файлы большие и камера не всегда успевает их скидывать на карточку, несколько раз было, что после серии снимков GFX50s подвисал на несколько секунд записывая содержимое буфера на карту. Иногда это случалось в самый неподхдящий момент - ты только начниаешь входить во вкус съемки и пробовать разные варианты композиции, ловить разные жесты и тут камера подвисает. Стоит считать сколько кадров было сделано без остановки и как-то с учетом этого строить работу.

Вот пример. Серия из 16 кадров и после нее камера немного “подвисла”. Не помню, какая именно карточка у меня стояла в камера в тот момент (скорее всего, так которую раздали организаторы со скоростью 45 MB/s), но вывод только один - использовать карты с максимально возможной скоростью записи, например, двухконтактные SD HC II со скоростью записи 240MB/s.



EXIF 1/1000 sec, f/4, 32 mm, ISO 3200, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

На этом сюжете (передний план в тени, на заднем фоне яркое пятно) была замечена склонность автофокуса уходить на более контрастные элементы на заднем плане.

Парочка снимков, к вопросу о глубине резкости. На крупно-плановом снимке, несмотря на зажатую до 5.6 диафрагму ГРИП получилась не больше 5мм. А это дает очень широкие возможности для любителей поразмывать фон и закрутить боке. Главное в фокус попасть :)


EXIF 1/800 sec, f/5.6, 64 mm, ISO 1600, предсерийная GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR


EXIF 1/900 sec, f/5.6, 64 mm, ISO 1600, предсерийная GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

На этом кадре ГРИП еще меньше, тут всего пара миллиметров, но зато воздушно и атмосферно.


EXIF 1/4000 sec, f/4, 64 mm, ISO 3200, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR




EXIF 1/1250 sec, f/5.6, 32 mm, ISO 1600, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR



EXIF 1/3200 sec, f/4, 64 mm, ISO 3200, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

Еще несколько разномастных примеров



EXIF 1/450 sec, f/4, 32 mm, ISO 3200, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR




EXIF 1/1900 sec, f/5.6, 57.5 mm, ISO 800, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR




EXIF 1/500 sec, f/2.8, 63 mm, ISO 200, предсерийный GFX 50S, GF63mmF2.8 R WR



EXIF 1/900 sec, f/5.6, 64 mm, ISO 400, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR



EXIF 1/1300 sec, f/5.6, 64 mm, ISO 400, предсерийный GFX 50S, GF32-64mmF4 R LM WR

Выводы
Можно как угодно называть эту камеру. Можно с пеной у рта отстаивать мнение, что Fujifilm GFX50s это средний формат, можно политкорректно говорить что это “камера с гигантским сенсором”, объективным остается то, что это беззеркальная камера с матрицей больше фуллфрейма и 50МП в активе. Инженерам удалось сделать компактную камеру, которая выдает высоко-детализированную картинку, с низким уровнем шумов на значениях iso до 6400 и кроме этого позволяет снимать не только в студии - при уличной съемке она ведет себя относительно шустро.

Я на своем опыте проверила каково это снимать на средний формат на улицах города динамичные сюжеты и получается, что при небольшой сноровке не Fujfiflm GFX50s это вполне можно сделать. Да она не молниеносная (особенно если сравнивать с репортажными зеркалками), да есть небольшой лаг между нажатием на кнопку спуска с кадров, да иногда камера “елозит” фокусом, особенно при сложном освещении. Но зато на выходе мы получаем качественное изображение с высокой детализацией и отличным динамическим диапазоном.

Конечно, хочется еще посмотреть что можно вытянуть из raw файлов. По секрету скажу, что на презентации, один из фотографов показывал предсерийную версию Лайтрума, который уже понимает raw файлы с GFX50s, так вот, там удалось экспокоррекцией вытянуть около 5 стопов из кадра в контровом свете без шумов и потери детализации.
На мой взгляд, камера получилась очень интересной и многообещающей - она легкая, относительно компактная, мало чем визуально отличается от обычной зеркалки и сможет пригодится не только суровым рекламщикам и студийщик, но и пейзажистам, а так же путешественникам, которые хотят получить максимально качественное изображение.
Трех выпущенных объективов вполне достаточно для большинства съемочных ситуаций, есть и универсальный зум, и два светосильных фикса. А если кому-то покажется этого мало, то можно будет воспользоваться парком оптики от Hasselblad.


Копирование материалов без согласования запрещено.
По вопросам сотрудничества можно написать сюда: elena@liseykina.ru

подписаться чтобы не пропустить ничего интересного
В других социальных сетях:  [Google+ ][ Facebook ] [500px] [Instagram]
Купить фотографии: [Lori] [Shutterstock] [Dreamstime] [Istockphoto]

Previous post Next post
Up