Большинство коллекционеров масштабных моделей автомобилей, да и не только они, с годами трансформируют темы своих коллекций. Какие-то направления исчезают из собраний, какие-то добавляются или углубляются. Но почти все оставляют себе на память первые экземпляры, те с которых все начиналось. Пусть они не вписываются в выбранную тему коллекции, возможно даже обладают какими-то недостатками, но у них особая аура, они напоминают те позитивные моменты, которые не хочется забывать, а возвращаться к ним осязая первый или первые экземпляры коллекции. Я не считаю себя сентиментальным, но есть подобные экземпляры и у меня, одним из которых является копия автомобиля «Нессельсдорф -Президент» (Nesselsdorfer-President), выпущенная в масштабе 1\36 в ЧССР (кто не помнит Чехословацкая Социалистическая Республика) производственным объединением IGRA.
Приобрела ее мне моя любимая тетя в Казани, когда мы гуляли по территории занятой оборудованием чешского «Луна-Парка» гастролирующего в столице Татарстана. В годы моего детства появление «Луна-Парка» в городе являлось знаменательным событием, как для взрослых, так и для детей. Увы, такого разнообразного семейного досуга как сейчас в 80-х годах прошлого века просто не существовало, особенно в городах, находящихся на тысячи километров восточнее от столиц. Кино, редкие театральные постановки и концерты заезжих звезд. Поэтому мы были не избалованы развлечениями, больше гуляли на улице и играли в подвижные игры, а «Луна-Парк» с его своеобразной атмосферой, аттракционами, диковинными иностранными сладостями и сувенирами считался явлением почти «марсианским». Именно в Казани, когда я летом гостил у родственников, мне повезло оттянутся в «Луна-Парке» и получить в подарок модель производства ЧССР. Скажем скромно и без восторгов, я был рад! Ну и пусть масштаб модели 1\36, а не 1\43, зато она заграничная и очень необычная. Много позже я узнал немного о самой модели и разобрался с историей появления на свет ее прототипа.
Сначала по традиции о прототипе. Читая статьи, журналы и книги я долгое время не понимал, почему этот автомобиль одни именовали «первая Татра из Копршивнице», вторые «Нессельсдорф» или «Президент», третьи «Нессельсдорф Президент». Чуть позже, глубже погружаясь в предмет и сопоставляя, я разобрался и теперь готов поделиться своими выводами, но для начала небольшой экскурс в историю.
Завод, на котором в 1897 году собрали первый автомобиль в Центральной Европе, построил Игнац Шустала (Ignac Schustala). И шел к этому он абсолютно с нуля.
Игнац - младший сын в семье, родился в 1822 году в деревеньке Копршивница в Моравии, а так как она входила в Австро-Венгерскую империю, ее переименовали на австрийский манер и определили имя - Нессельсдорф. Окончив среднюю школу и подтянув в городке Нови-Йичин свое знание немецкого с 13 лет Шустала начал осваивать азы ремесла шорника в мастерской Яна Кудлика (Jana Kudlika), находящейся вблизи городка Фридек-Мистек. В мастерской Игнац Шустала осваивал свойство лаков и технологию их нанесения на изготовленные тут кареты и экипажи. Мастер Кудлик очень хвалил Игнаца, как прилежного ученика, приходившего на работу раньше всех и уходившего из мастерской позже всех, впитывающего знания как губка, постоянно что-то зарисовывавшего и записывающего в свой блокнот. Не удивительно, что Игнац быстро получил сертификат подмастерья, и как тогда было принято в Германии, Австро-Венгрии и большей части Европы, отправился на поиски новой работы и новых знаний. Подмастерья в те времена двигались пешком, такую же, кстати, школу жизни и приобретения навыков, но позже прошел Август Хорьх и многие другие прославленные мастера и инженеры. Игнац хотел работать в Вене - столице Австро-Венгерской империи, но добрался туда только через несколько лет, так как по пути набирался знаний пару лет у шорника Йозефа Свитака ( Josef Svitak), год у Якуба Пекарки (Jakub Piekarka) в польской деревеньке Холезовье, затем полгода в мастерской Waniek, восемь месяцев у шорника Фредерика Киндлера (Friedricha Kindlera). В результате, тех знаний, что он приобрел ему с лихвой хватило, чтобы в Вене устроиться на работу к поставщику гужевого транспорта австро-венгерского императорского двора Филипа Колера (Filipa Kohlera), где Игнац успешно отработал шесть лет и скопил «кругленькую сумму» чтобы начать свое собственное дело. С этой мыслью он вернулся в 1850 году на свою родину в Нессельсдорф.
Дома Игнац женился, пустил корни, и в небольшом подвальчике размером шесть на семь метров вместе с родным братом и двумя помощниками начал развивать собственное производство гужевых колясок и экипажей.
Игнац Шустала
Дом Игнаца Шусталы существующий до сих пор
Первые кузова от Игнаца Шусталы были как плетеные корзинки из прутьев, множество деталей будущих экипажей закупалось на стороне, окончательная отделка и сборка осуществлялась на улице под открытым небом. Не смотря на небольшой выпуск (с 1850 по 1853 годы из мастерской Шусталы вышло только 34 экипажа), качество изделий Игнаца привлекло внимание земляков и один из богатых жителей Нессельсдорфа Адольф Рашка (Adolf Raschka) предложил ему свою финансовую помощь, а также производственные помещения в родовом имении.
Шустала слева, Рашка справа
Благодаря финансовым вливаниям Рашки, Шустала приобрел английские патенты на самосмазывающуюся ось Колиндза и эллиптические рессоры Эллота, привлек больше рабочих для самостоятельного изготовления всех элементов экипажей, а не закупки их на стороне, и стал постепенно наращивать производство, попутно улучшая качество и внедряя все передовые достижения.
Купе Брогхем, производства Шусталы
Полуоткрытый фаэтон тип 461
Омнибус тип 214
Сани тип 458
Реклама гужевого транспорта
Спрос на гужевой транспорт в Европе и России стал повышаться с 1840 года, так как силу набирал капитализм, все больше частных предпринимателей нуждалось в собственном транспорте. С 1854 по 1869 год на совместном предприятии Шусталы и Рашки, а это уже был завод, успели создать 8760 экипажей ручного производства.
логотип предприятия Шусталы и Рашки
В последующие годы, используя не только ручной труд, но и энергию паровых двигателей закупленных для предприятия, удалось создавать 1200 экипажей в год, т.е. в среднем 3-4 штуки в день. Но развивалось не только производство, обращали пристальное внимание и на сбыт, продукции, для чего представители компании демонстрировали свою продукцию на различных выставках, открыли торговые и производственные представительства в Бреслау, Вене, Праге, Львове, Киеве, Черновцах, Вроцлаве.
Представительство в Вене
Продукция поставлялась российскому и австро-венгерскому императорским дворам, прусскому принцу и многим другим влиятельным особам. В 1878 году Адольф Рашка из-за серьезной болезни покидает компанию, выведя все свои капиталы. Но это не остановило развитие предприятия, и Игнац с партнерами не стал горевать, а отстроил новый завод и начал производство железнодорожных вагонов - для набирающего популярность железнодорожного транспорта.
Реклама товарных и пассажирских вагонов
Причем в линейку входили, как вагоны, для перевозки грузов и рядовых пассажиров, так и вагоны с люксовой отделкой, предназначенные для путешествия знати и глав государств. Предприятие настолько укрепило свои позиции, что преобразовалось в 1887 году в акционерное общество «Вагоностроительная компания Нессельсдорф», по имени родного населенного пункта Игнаца Шусталы.
Логотип новой компании
Реклама «Вагоностроительная компания Нессельсдорф» обратите внимание сколько медалей
1890 году Игнац Шустала скоропостижно скончался, а его наследники - два сына не стали продолжать дело своего отца, и вывели причитающиеся им деньги из оборота компании, покинув ее навсегда. Им не захотелось работать по 18 часов в сутки, постоянно переезжая с места на место для контроля своих филиалов и рабочих. То, что создал с нуля Игнац Шустала, продолжало жить свей собственной жизнью под руководством директора Хьюго Фишера (Hugo Fisher).
Логтип 1891 года
К идее производства автомобилей собственной конструкции сотрудники «Вагоностроительной компании Нессельсдорф» пришли, как я уже отмечал в 1897 году. В Нессельсдорф привезли один из первых автомобилей Карла Бенца (Karl Benz) с запасным мотором. Вот и решили инициативные сотрудники создать свое собственное новое транспортное средство. Работы возглавил Леопольд Свитак (Leopold Svitak) сын шорника Йозефа Свитака, у которого Игнац Шустала когда-то работал подмастерьем, среди помощников оказались молодые Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka) и Эдмунд Румплер (Edmund Rumpler), знаменитые впоследствии инженеры и автостроители.
В результате на один из экипажей собственного производства, сзади закрепили четырехтактный двухцилиндровый горизонтальный двигатель Бенца (рабочий объем цилиндра 2750 куб.см), выдавший мощность 5 л.с.
Сборка «Нессельсдорф -Президент»
Момент от двигателя передавался посредством перекрещенных плоских ремней промежуточному валу, а от него с помощью блочных цепей на задние ведущие колеса. Приводной механизм оснащался простейшим дифференциалом, величина передаточного отношения изменялась наклонением стойки со штурвалом управления в направлении вперед или назад, при этом приводные ремни перемешались на шкивах разных диаметров (у первого был 300 мм, у второго 400мм) и обеспечивалось движение на первой или второй скорости. Система охлаждения собственной конструкции, ее разработкой занимался Ледвинка, включала радиатор, конденсаторы для образующегося пара и баки с дополнительным запасом воды, карбюратор и система зажигания бенцовские.
Шасси переделке не подверглось, сохранились даже дуги, куда возница мог привязывать вожжи на стоянке, механический счетчик измерения пройденного расстояния, крылья над огромными колесами, с полуэлептическими рессорами, тент, карбидные фонари и ручной тормоз. Добавили переднюю ажурную решетку (по сути в первые на автомобиле появился бампер!) ножной тормоз, ленточного типа, при необходимости воздействующий на задние барабаны. Автомобиль назвали «Президент», и правильно называть его следует так «Нессельсдорф -Президент» ( сначала производитель, затем название самого автомобиля) .
В мае 1898 года четверо пассажиров, проехали на нем от Нессельсдорфа до Вены ( 250 км) за 14,5 часов чистой езды, развивая в среднем скорость 17 км\ч без единой поломки, где его показали публике на промышленной выставке.
В пути
На выставке
Реклама завода 1900 год
В дальнейшем сотрудники «Вагоностроительной компании Нессельсдорф» создали еще несколько автомобилей с именами «Вице-Президент», «Метеор», «Вена», «Альпинист», «Искуситель» и другие без имен собственных. Последним легковым автомобилем «Вагоностроительной компании Нессельсдорф» в 1915 году стала модель "U" спортивная с шести цилиндровым шестидесяти пяти сильным двигателем, способная разгоняться до 120 км\ч.
«Нессельсдорф» тип U
«Нессельсдорф» тип Т20/30 Карла I последнего монарха Австро-Венгерской империи
После окончания первой мировой войны Австро-Венгерская империя распалась, возникла независимая Чехословакия. Населенному пункту Нессельсдорф вернулось его историческое название Копршивнице, а с 1919 года «Вагоностроительная компания Нессельсдорф» переименована в TATRA, в честь названия горной гряды, входящей в горную систему Карпат. Так что, по моему мнению, автомобили TATRA это наследники автомобилей «Вагоностроительной компании Нессельсдорф» и их история началась в 1919 году в Копршивнице , когда закончилась история производителя экипажей, железнодорожных вагонов и автомобилей «Нессельсдорф» в Австро-Венгерской империи. Вот такой вот ребус)
С 1948 года Копршивнице получил статус города и на его гербе красуется «Нессельсдорф -Президент».
Герб Копршивнице
Теперь «Нессельсдорф -Президент», созданный на заводе в Нессельсдорфе хранится в музее в Праге.
В автомобильном музее TATRA экспонируется его действующая реплика, созданная силами сотрудников автозавода в 1970 году.
Реплика 70-ые годы
Реплика в наши дни
Правда, у реплики сделали огромный тент, прикрывающий сразу всех четырех пассажиров. Это конечно практично, но у «Нессельсдорф -Президент», собранном в 1897 году тент прикрывал только задних пассажиров, это видно на фото с выставке в Вене, правильный тент можно увидеть и на гербе Копршивнице.
Масштабная модель автомобиля «Нессельсдорф -Президент» очень ажурно выполнена из пластика в масштабе 1\36.
Открытый вариант
Закрытый вариант
Прототип скопирован прекрасно, все видно и узнаваемо, жаль, что отсутствуют открывающиеся элементы, имитация двигателя и ацетиленовых фар, это очень бы оживило модель. Ее производство началось в 1968 году, когда IGRA запустила серию масштабных моделей под названием «Старинные автомобили». На создание мастер модели потратили 7 000 крон (средняя зарплата рабочего в то время равнялась 1400 кронам) или примерно 700 советских рублей, на создание пресс-форм, оснастку, закупку необходимого оборудования, а также организацию производства выделили колоссальную сумму в 528 000 крон.
Коробка, оформленная Адольфом Борном
Существовало два варианта модели с открытым и закрытым тентом (неправильным как у реплики), упаковывающиеся в картонные коробочки, в их создании и оформлении участвовал знаменитый чешский художник-иллюстратор, карикатурист, а впоследствии режиссер и лауреат множества творческих конкурсов Адольф Борн (Adolf Born).
Адольф Борн
Так же различались ранние и поздние версии моделей. У первых кузов изготавливался из светло-коричневого пластика, тогда как у вторых из темно-коричневого. В розницу модель продавалась за 20 крон. Также предлагались варианты в виде наборов для сборки, стоившие дешевле - 12 крон, при этом модель из деталей вы должны были собрать сами. В Советском Союзе модели из этой чешской серии стоили 2-3 рубля, в зависимости от региона продажи. Масштабные модели IGRA в качестве сувениров с различными дополнениями ( настольные лампы, настольные часы, пепельницы, декоративные книги, канцелярские наборы и другое) использовались чехословацким объединением Mototechna, с 1950 года занимающееся в ЧССР розничной торговлей автомобилями, мотоциклами и запасными частями к ним. IGRA закончила производство серии «Старинные автомобили» в начале 90-х годов прошлого века, но копий «Нессельсдорф -Президент», выпустили больше всех остальных! Огромный тираж, наиболее востребованной и популярной модели. Именно поэтому их еще можно встретить в продаже на различных аукционах и встречах коллекционерах, правда все чаще без родной коробки или с утраченными или сломанными деталями.
Вот такой сломанный вариант был мною приобретен в начале 90-х, когда модели по почте предлагали без фото. Жуткий риск было что-то удаленно покупать в те времена, почта разбивала модели, обманывали и продавцы
Из-за столь необычного масштаба, и хрупкости пластика их которого она выполнена, множество копий «Нессельсдорф -Президент» погибло в руках сорванцов из стран социалистического лагеря, во время аварий, падений и других игр, известных большинству мальчишек.
В Копршивнице помнят историю «Нессельсдорф» в городе есть памятные доски, посвященные Игнацу Шустале и Леопольду Свитаку,
помнят о своей истории в Чехии, не только сохраняя реальные автомобили, выпуская масштабные модели, но и выпуская памятные монеты, марки,
создавая рисунки «Нессельсдорф -Президент».