VABIS-Первый автомобиль, созданный в Швеции

Aug 21, 2015 16:09




Швеция очень интересная страна, люди живут там в гармонии с природой, спокойно, неторопливо, при этом достигают прекрасных результатов, как в творчестве (Астрид Линдгрен, Пер Лагерквист … ), спорте ( Златан Ибрагимович, прекрасная команда по хоккею, автогонщик Маттиас Экстрём)  так и в производстве(Ericsson, IKEA, Volvo, Scania), да и еще всему миру раздают «Нобелевскую премию» :)
Но не смотря на свою неторопливость в Швеции в начале XX века решили не закупать автомобили за границей, а попробовать создать что-то самостоятельно.  И идея эта возникла у руководства вагоностроительного завода VABIS (Vagnfabrik Aktion Balaget i Sodertalje), находящегося в городе Сьодертеле пригороде Стокгольма. Завод зарабатывал хорошие деньги на строительстве железнодорожных вагонов и решила вложить прибыль в развитие «сухопутных вагонов» для чего директор Питер Петерсон пригласил в штат в 1897 году инженера Густава Эриксона.


Питер Петерсон



Густав Эриксон

В некоторых источниках указывается, что Густав на тот момент обладал проектом постройки автомобиля собственной конструкции, но самостоятельно реализовать идею не мог. Видимо он сам активно искал компаньонов и нашел их на VABIS. Как бы то ни было в обязанности Густова входило создание нового двигателя.  Созданный им первый двухтактный двигатель, где в качестве горючей смеси использовался керосин, так как бензин  Густав Эриксон считал очень взрывоопасным, не смог сдвинуть  шасси (построенную из дерева четырехместную повозку) с места. Густав не опустил рук и создал второй вариант двигателя, тоже двухтактный,  который установил на это же шасси. На этот раз на автомобиле удалось проехать по двору завода, что вселяло надежду в его создателя. Сделали фото, где в автомобили восседали Густав Эриксон и другие руководящие товарищи :)


Ходовые испытания

Решили провести ходовые испытания и по воспоминанием, очевидцев все выглядело так: «В машине сидели 4 человека, а еще двое толкали ее ( а где же эти герои на фото? :) ), запуская двигатель сходу. Мотор заработал, и машина покатилась вперед, выпуская густые клубы белого дыма. Однако как только Эриксон попробовал отрегулировать скорость, она заглохла. Ее растолкали еще раз, и она покатилась, набирая ход, пока не уперлась в стену. Почему ее не удалось повернуть, никто не помнит, однако стена выдержала удар. Директор компании Петерсон, вынув изо рта трубку, с которой он никогда не расставался, резюмировал: «По крайней мере, эта штука  производит много дыма…» :) Расстроились все конечно, но работу решили не бросать. Эриксон решил изменить конструкцию и создать четырехтактный двигатель, который в качестве горючей смеси использовал бы бензин. И у него получилось! Его установили на новое чуть облегченное и усовершенствованное шасси и прокатились на первом автомобиле, созданном в Швеции!
К сожалению, первое шасси в первозданном виде не сохранилось. Но благодарные потомки воссоздали его и даже не в одном экземпляре.  Первая реплика находится в музее Scania  в Сьодертеле (вот тут есть хороший отчет из музея http://fishki.net/auto/158240-muzej-scania-v-shvecii-32-fotovideo.html) .




Втрая реплика первого шасси находится в музее клуба любителей велосипедов и мотоциклов MCHK Mälardalen в городе Сюрахамар, причем последнее сделали действующим, в отличии от прототипа :) правда мне не известно какой стоит там двигатель.


Второе шасси сохранилось в первозданном виде. По всей видимости из-за того что его берегли больше, как же все же первый действующий шведский автомобиль. Ранее оно экспонировалосьв офисе одного из дилеров Scania ( на некоторых фото можно его увидеть, там где неправильная табличка 1897 год, на самом деле должен быть 1898),


теперь его можно увидеть в экспозиции Технического музея в Стокгольме.







На последнем фото:  ручка ( на сленге водителей "кривой") пуска двиагтеля





Странно, что масштабную модель первого шведского автомобиля сделали не в Швеции, например специалисты компании MOTORART, создающие копии автомобилей ( в том числе и по заказам SCANIA и VOLVO ) в масштабах 1\32, 1\40,1\50 и 1\87, а во Франции. Видимо французы оказались более расторопнее в получении контракта, чему я рад больше, так как в результате копии VABIS вышли в масштабе 1\43. Создали их из металла ( 98% деталей этих моделей из металла, очень мало пластика) по технологии "die-cast" специалисты компании CEF Replex, о которой мало известно, кроме того что начинали они с сотрудничества с крупнейшим французским дистрибьютором Cofradis, для которого IXO производила в том числе и ограниченный тираж копии нашего автомобиля ГАЗ-21 «Волга» теперь уже баааааальшой раритет )))











Копия VABIS 1898 года

Кроме первого шведского автомобиля , сотрудники CEF Replex создали копию грузовика VABIS 1902 года,





а так же копию самосвала SCANIA-VABIS 1928 года.




По сути это единственные копии гражданских автомобилей от CEF Replex, в дальнейшем французские производители переключились на выпуск копий различной военной техники Франции в масштабе 1\43 и 1\50. Компания CEF Replex закрыла свое производство примерно в конце 90-х годов прошлого века, но большое количество ее оснастки в 2004 году приобрела компания NOREV, которая с 2008 года понемногу выбрасывает на рынок масштабные модели,  ранее выпускавшиеся под брендом CEF Replex.
Жаль что копию действующего VABIS на усовершенствованном шасси до сих пор так никто и не сделал. Хотя ведь вроде нет ничего сложного и прототип доступен для всеобщего обозрения.
В окончании замечу, что пионера шведского автомобилестроения Густова Эриксона вынудили уйти с VABIS, но разработку двигателей он не бросил, правда, создавал их уже не для использования в автомобильном транспорте.  Созданным им двигатель применялся на автомобилях  VABIS до смерти директора  Питера Петерсона, т.е. до 1906 года. А в 1911 году из-за VABIS и SCANIA, начинавшая свой трудовой пусть в производства велосипедов слились в одну компанию, которая прекрасно существует до сих пор!

Масштаб 1\43, vabis, scania, cef replex

Previous post Next post
Up