Фотографии этого дома я обнаружила на сайте английского агентства
JJ . Этот дом необыкновенно колоритный и с долгой историей. Многое в нем сохранилось со времен постройки - не только конкретные предметы или материалы, но и дух, приемы, многое, естественно, изменилось, обновилось, добавилось.
Я не только наслаждалась красотой дома, но мне показалось очень увлекательным самой отмечать характерные приметы того, что подразумевают под викторианским стилем в конкретном доме, так сказать в одном из первоисточников такого обобщенного понятия как стиль.
Кстати, "викторианский дом" - это значит только, что он построен во времена королевы Виктории - во второй половине XIX века.
Запрос Гуглу выдал мне кучу текстов в основном от наших строительных и дизайнерских фирм о викторианской архитектуре и викторианском стиле в таком духе: "этот стиль подразумевает достаток и роскошь", "он был призван подчеркнуть статус владельцев", "он вобрал в себя все самое лучшее и дорогое, что было в то время", "в основном, он подходит для оформления больших пространств, так как подразумевает использование монументальных форм". Понятно, что этот стойкий и притягательный и для заказчиков, и для подрядчиков образ отсылает скорее к английским аристократическим имениями. Однако "наш" дом не столь аристократичен. Промышленный подъем, настоящая промышленная революция викторианских времен сопровождались и строительным бумом, тогда в городах появились миллионы не особенно больших (обычно на 2-3 спальни) комфортабельных домов для среднего класса, с верандами и маленькими садиками, а иногда и без садиков, стена к стене, особенно в районах "для бедных". Эти дома сформировали облик большинства британских городов. Сейчас эти красивые дома пользуются большим спросом.
И приметы эпохи, и обще-английские традиции, конечно, присутствуют в таких достаточно обычных, массовых домах. Обставляли их не архитекторы, а сами хозяева, в них как раз чаще и заметнее, чем во дворцах той эпохи, проявляется некоторые именно "викторианские" черты, отличающиеся от "больших" стилей меньшей строгостью и выдержанностью, эклектикой, более "мещанской" страстью к мелкому украшательству, к слишком уютному комфорту.
Итак, начну подробно разглядывать дом, и начну не с прихожей или гостиной, а с маленькой синей спальни, она первая остановила мое внимание, заставила вглядеться в дом, а потом и влюбиться.
Красивая спальня! Шотландский плед - в английских домах его ввела в моду королева Виктория, я об этом уже говорила в
заметке о шотландке. Мадрасская клетка покрывала, китайский фонарик - вполне понятна любовь англичан к колониальным товарам, наверное, в каждой семье можно было найти людей, служивших в колониях, а уж красивые вещи оттуда - наверняка в каждом доме. Цветы - цветы на тканях, на обоях, тут вот даже и на шкафу - ну, это обязательно для уюта по-английски. Английские "викторианские" ситцы в цветочек давно и прочно покорили мир. Сочетание тканей в цветочек и в клетку - особенно мило и характерно. Живые растения в интерьере - также характерная черта, распространившаяся из Англии по всему свету. И главное - густой синий цвет стен - давняя, еще до-викторианская традиция, очень красив! Для уюта его обязательно сочетали с теплым коричневым или рыжевато-коричневым цветом дерева - вот как тут на спинке кровати, любили и добавить немного желтого или тускло-золотого.
Появление в домах отдельных ванных комнат - большое достижение викторианской эпохи, до того людям обычно приходилось довольствоваться "ночной вазой", тазиком и кувшином прямо в спальне, чаном на кухне. Канализация, а затем и водопровод, бойлер для горячей воды стали обычными в английских домах за период с 1850-х до конца 19-го века. Остальная Европа и Россия перенимали у англичан эти санитарные нормы. Недаром до сих пор любимый образ для ванной представляется многим в английском-викторианском стиле - чисто, бело, светло, комфортно, уютно.
Идем дальше. Большие окна - они стали украшать дома также с 1850х годов (отмена налогов на стекло и кирпич, а также железные дороги сделали и эту роскошь широко доступной).
Главная спальня. Она заметно отличается от первой, так что к слову будет вспомнить, что всякая эклектика очень характерна для викторианских домов. В частности, вполне нормальным считалось оформлять разные помещения дома по-разному, например гостиную в классическом стиле, кабинет и библиотеку в готическом, спальню в духе рококо, а детскую ближе к кантри. Кстати, приведенный мною пример сочетания стилей по комнатам - это, пожалуй, самое частое и, значит, самое традиционное сочетание образов, которое живо и популярно с тех викторианских времен до сих пор: готический кабинет в темном дереве до потолка, классическая (т.е. от ренессанса) симметричная композиция с камином и консолями по обе стороны от него, с точно выверенным расположением диванов и кресел в гостиной, милая (недорогое дерево, "мед, цветы и молоко") детская, игривое рококо или роскошное барокко в спальне.
Кстати, идея строгого разделения комнат по функциям также появилась в викторианские времена. Раньше было обычным делом увидеть кровать в любой комнате, тогда никому бы не пришло в голову, что принимать гостей в спальне - неуместно, или что читать пристало только в библиотеке.
Викторианский подход - всякая эклектика по сути своей не зазорна, даже в архитектуре, ну а уж в быту, в интерьере - тем более. Благодаря этой свободе, я думаю, англичане смогли достичь таких высот в мастерстве красиво, живописно, эмоционально смешивать столь разные элементы. И в этом доме мебель, картины, украшения из разных эпох, разных стилей, с разных материков. Смесь - великолепна!
Яркие стены в детской и гостиной, конечно, выкрашены недавно, новые краски более яркие и чистые, чем те, что использовались прежде. Но способность видеть свой дом цветным, бесстрашно и умело смешивать насыщенные краски и разнообразные принты вошла в английскую традицию и доступна многим.
Восточные светильники в гостиной и столовой - тоже из колониальных диковинок, смотрятся вполне естественно.
Несколько чрезмерное увлечение количеством украшений на стенах, на полочках, рамочек , количеством подушечек на диванах и прочего прошло, как и увлечение шотландкой, путь от особенностей личного вкуса Виктории, к моде, а затем и стилю.
Обратите внимание на "конструкцию" диванов тут - мягкие матрасы лежат на прямо на грубых деревянных паллетах - непринужденный современный "лофтовый" вариант. И есть повод поговорить о том, что вот, скажем, шкафчик рядом старый, а диван - совсем нет. В английской статье с интерьерными советами (в отличие от нас англичанам часто удается вплотную соприкасаться с домами, предметами, привычками той эпохи, для них все это гораздо более близко и доступно) я прочитала, что если вы хотите придать своему современному жилищу викторианские черты, то найти и добавить какие-нибудь предметы деревянной мебели из той эпохи или хотя бы стилизованные под нее - шкафчик, столик и пр. - это совершенно замечательно, а вот гоняться за антикварными диванами особенно и не стоит - они были неудобными.
А уж традиции эклектики вполне допускают существование столь разномастной мебели рядом.
Старое кружево на окне - словно хозяева достали его (или и на самом деле достали) из старого сундука.
фото
jjlocations смотри также
Викторианский дом - новые наряды