An Unexpected Trilogy

Dec 15, 2017 01:38




Когда ровно 5 лет назад трилогия о "Хоббите" только стартовала в кинотеатрах, это было кинособытие. На последовавший через год второй фильм зрители уже просто надеялись. Досматривали же трилогию по инерции. Теперь, спустя 5 лет, три фильма и 8,5 часов расширенных версий пришло время оценить каждый фильм не по отдельности, а взглянуть на ситуацию в совокупности, смахнув пелену неоправданных ожиданий, и понять, чего достигли, а чего так и не смогли Питер Джексон и его команда.
Если не вникать в ситуацию, то на первый взгляд проблема с "Хоббитом" очевидна и в общем то не стоит дальнейших попыток найти двойное дно - попытка растянуть нерастяжимое, о которой не сказал только ленивый, превратить сказку о росте хоббита над собой, простую историю о путешествии за порог в неведомые дали, в размашистый эпос сродни "Властелину колец". Студия выбрала путь "Звёздных войн", решив превратить в трилогию намечавшуюся дилогию и тут дали маху, не найдя материала (кстати, анекдот, но об этом позже) на то, чтобы заполнить хронометраж. По иронии, там где ВК с каждым фильмом рос в масштабе и продолжительности, Хоббит словно бы усыхал. Тот бардак, в который превратилось производство, которое принял на себя режиссёр Трилогии, гибель животных, арендованных под чужую ответсвенность, на съёмках, нехватка времени под монтаж, досъёмка сцен ради расширения хронометража - производство, вышедшее из под контроля - всё это Хоббит.

Однако, отбросим всё это, попытавшись абстрагироваться как от производства, давшего зрителю то, что получилось, и конечно от шедевра Толкина (конечно, тут любая попытка переноса на экран не выдержит скрупулёзного сравнения с первоисточником, и речь не только о Туда и обратно), и рассмотрим "Хоббита" в контексте получившейся франшизы из шести фильмов. Франшизы, без всяких сомнений грандиозной, 16 часов хронометража в театральных вариантах, 21,5 в расширенном - единого повествования, начатого в Бэг-Энде и там же и законченнего. И чтобы понять, что же произошло, кто и чего пытался добиться, рассмотрим мы его с точки зрения приквела к уже существуещему произведению, так и в контексте всего лишь начала истории, куда большей.

I. Приквел.

Вообще, будучи в руках сначала Дель Торо, а затем Питера Джексона Хоббит должен был изначально стать дилогией. Пожалуй, дилогией из двух 2,5-часовых фильмов и должен бы в итоге стать рассказ о путешествии Бильбо туда-обратно, оптимальный вариант, если учесть, что теперь в презентации зрителю сказки после эпика ВК режиссёру предстояла крайне сложная задача. ВК был ростом над Хоббитом для Толкина и его читателей. Хоббит должен был омолодить и киносагу и зрителя. То, что мы должны были увидеть изначально - загадка. Однако подсказка кроется в самих фильмах - сравните НП и первую половину Пустоши с её разноцветной гаммой, музыкой из ВК, которые так и навевают ностальгию по Оригинальной Трилогии, намеренно завоёвывая зрителя, жаждавшего вернуться к Средиземью, и получившего тот самый тёплый уютный мир. А затем и вторую половину второго фильма и всю Битву с Озёрным городом, ледяной атмосфера Севера Средиземья, Смаугом и собственно баталией - совсем другое Средиземье, куда больший отход в неизведанные, как для режиссёра, так и для зрителя края, попытка сотворить нечто новое визуально и атмосферно. А теперь возьмите получившиеся 4 часа на каждый из фильмов и сократите до 2,5. Получится самый достойный вариант, учитывая побочные сюжетные линии с Дол-Гулдуром. Примерно можно даже представить, где должен был заканчиваться "Джорни" и начинаться "Туда и обратно" - посмотрите на момент с Бардом Лучником.


Мало того, что именно после этой сцены кардинально меняется атмосфера "Пустоши", первый фильм переходит во второй, так ещё и, что важно, перед нами первое появление человека (если не считать пролога Путешествия) в Саге, где до того были только эльфы и гномы (это будет важно во втором варианте). Конечно, кто-то скажет, что и в прологе Пустоши были люди. Однако, напомню, что в "Битве", единственном фильме из шести, пролога нет вообще. Видимо, два запланированных вступления так таковыми и остались. В общем и целом перед нами идеальный клифхэнгер, как раз после кульминационной победы в битве с орками, представлением Трандуила (чья роль была бы в таком случае немного больше того выгула оленя, что получили в итоговом фильме), и неясными намерениями для нечитавших нового персонажа с луком. Кажется, даже постеры первого и второго фильма были заготовлены заранее. Бильбо вчерашний, Бильбо будущий.



Однако, что было бы, того мы уже не увидим, ведь Питер Джексон, и так получивший на свои плечи проект, начатый другим человеком (Дель Торо), превратил дилогию в трилогию, когда оказалось, что кому-то более значимому нужно больше денег. О том, что перед нами очевидно уникальная возможность наблюдать, как один человек по произведениям одного автора делает кино и вдохновенное, экранизацию своей мечты, и продюсерское, по указке меняя кино под нужды тех, кто оплачивает мероприятие, можно говорить отдельно. Но в данном случае остаётся только наблюдать то, что Джексон и впрямь пошёл по пути Лукаса, намного дальше, чем можно себе представить, превратив в итоге трилогию приквелов в почти что зеркальное отражение оригинала. Только если Лукас сражался в монтажной на двух фронтах и попутно ведя приквелы от света к тьме, как ОТ бежала от тьмы к свету, и так же отражая основные события в соответствующих эпизодах (знакомство и локальный конфликт в I/IV, любовь главных героев и мятеж повстанцев/сепаратистов в II/V, гибель Республики/Империи в III/VI и т.д.) Джексон лишь просто создал своё творение по образу старшего брата и там, где первооснова позволяла и не позволяла. Достаточно взглянуть на структурные сходства.

Путешествие / Братство
  • И Путешествие и Братство начинаются с пролога, которое обозначит суть конфликта.



  • Сюжет, спасибо Толкину в обоих случаях отправит хоббита по фамилии Бэггинс с толпой к горе, в компании с Гэндальфом и тем, кто планирует вернуть себе трон.
  • Оба фильма проведут спутников и через Мглистые горы (где один герой падёт во мрак, чтобы суметь преобразиться или получить Кольцо) и через Ривенделл (что обусловлено и книгой конечно же)
  • В обоих фильмах главными противниками станут главы орочьего семейства (главный Урук-хай и король гоблинов)
  • В обоих фильмах засветится Азанулбизар, долина у западного вход в Морию, правда, в совершенно разных контекстах



  • Галадриэль выступит основным советчиком, а Элронд предостережёт от того, что делать не надо. Режиссёрская версия засветит ещё и осколки Нарсиля.
  • Орлы и там и там нанесут визит Гэндальфу в час нужды.
  • А в итоге оба фильма закончатся потасовкой с орками, к счастью в случае с Путешествием никого из гномов не похитят, лишив возможности сюжет вилять ещё на пару часов.
  • Наконец, оба фильма лишь подразнят появлением главного визуального аттракциона, чьё появление полноценное состоится лишь в сиквеле.




Пустошь / Крепости
  • Оба пролога будут посвящены Гэндальфу, после чего флэшбек сменится лицом героя по фамилии Бэггинс.



  • В обоих фильмах герои будут вынуждены безумно долго блуждать по лесу (будь то Фангорн или Лихолесье), чтобы быть спасёнными из лап орка/пауков энтом/эльфами
  • В обоих фильмах заметную роль начинают играть эдайн, т.е. люди. И хотя Гондор и Одинокая гора ждут своего часа, основное время зритель проведёт в Рохане и Озёрном городе.
  • И в Пустоши и в Крепостях Гэндальф отправится в свой собственный квест, правда, к концу Крепостей он успеет вернуться
  • И там и там нас ждёт появление сильного женского персонажа с оружием в руках.



  • И там и там наши герои разбредутся, чтобы вести бой сразу на нескольких фронтах (Торин и Ко, Гэндальф, фракция Кили с поддержкой Тауриэль и Леголаса в одном случае, Фродо и Сэм, Арагорн с Гимли и Леголасом и Пиппин с Мерри в другом)
  • И там и там в роли советника появится если не Грима, но некое гримообразное, нашептывающее главе государства людей свои корыстные мысли.



  • Основное действие (Битва при Хельмовой Пади, Суета в Горе) будет происходить ночью.
  • В обоих случаях антагонист (Саруман и Смауг) будет прямо или косвенно играть на руку Саурону. Кстати во втором случае он же предстанет главным визуальным аттракционом. Киноманы спустя год ожидания вздохнут: наконец-то.




Битва / Возвращение

Здесь очевидно
  • Возвращение Короля на трон Гондора/Эребора
  • И Рохан/Даин явится!



  • Кульминация вокруг Горы
  • Весь фильм один большой эпик, происходяющий, что характерно теперь уже при свете дня, только в Хоббите он немного поменьше, и представляет собой локальный конфликт, который тот же Толкин уместил в десять страниц, вовремя усыпив главного героя ударом камня.
  • Орлы летят! (здесь опять же спасибо Толкину, впрочем, верхом волшебника усадил режиссёр)



  • Коронация (в случае с Хоббитом только в расширенном варианте)
  • После Туда сразу Обратно
  • В обоих расширенных версиях и Грима и его подобие погибают, как и их хозяин.
  • В общем-то, если брать в рассчёт расширенную версию, уже в первые несколько минут фильма мы видим гибель и главного антагониста второго фильма трилогии, но это придумка даже не Джексона.







Внезапно всё становится на свои места. Властелин колец, начатый, как тот же Хоббит, но постепенно за 15 лет написания разросшийся до полноценного эпика, где лишь Братство повторяет сюжетный ходы предшественника, но уже начиная с Мории начиная брать совершенно другой курс, превратился для Джексона наоборот в своеобразный эталон, который он в Хоббита и перенёс. Попытался, точнее говоря, перенести, не имея на то первоосновы, и вот тут появляется некая неловкость. Имея на руках хотя бы тот же Властелин с массой приложений - всё, что умудрится сделать Джексон и сценарного дела мастера - добавить сюжетную линию с Дол Гулдуром, чью значимость будут повышать с каждой минутой двух фильмов, чтобы быстро разобраться, как с побочным продуктом, так вникуда её и не приведя, в третьем. Всё остальное, на что хватит создателей кино - упоминания Унголианты, Моргота и прочтения знаменитого стиха из начала Властелина о Трёх Кольцах. Ну и конечно добавления Леголаса. Компенсировав хронометраж новыми персонажими, раскрывать которых будут лучше, чем компанию гномов. Те, если и дождутся чего-то, то только в не в кинотеатральных вариантах.

И Хоббит при всей своей растянутости выглядит не трилогией приквелов  в итоге, как то было с ЗВ, а лишь спин-оффом. "Первый Хоббит: Другая войны", если хотите. И в качестве спин-оффа он радует лишь подмигиванием фанатам ("фото" Гимли и "Странник, чьё имя, которое ты должен узнать сам" - такого наглого фан-сервиса не позволял себе даже Лукас), знакомыми пейзажами и атмосферой, и то пропадающей с поля боя со второй половины Смауга. Выходит, что это кино, на которое зритель должен идти даже не из-за истории, движущейся со скоростью улитки, а ради того самого любимого Средиземья, в котором ему позволили Уорнеры и Джексон вновь побывать. Но с каждым разом путешествие при этом уменьшая, чтобы в итоге и вовсе обрезать, лишить Битву кульминации, оставив большую часть собственно Битвы, судьбу Аркенстона, прощание с Торином и коронацию Даина лишь тем, кто доберётся до расширенного издания, призванного, как говорил сам Джексон, просто добавить любимому фильму больше сцен. С таким "любимым" фильмом режиссёрка, которая действительно лучше, цельнее, как кино и история, окажется оценена очень немногими.

Потому достаточно интересно взглянуть на то, что получается, если смотреть кино не по мере выхода, а по хронологии написания Автором и создателем целого мира, благодаря которому Средиземье нашло дорогу в наши сердца. И тут мы, добираемся до второго варианта развития событий.

II: Пролог


Забавно смотреть кино сагу, начинающуюся с простого путешествия по долам и сёлам, встречать новых героев, расширять свой кругозор о мире, который только появляется на экране. Нежданное путешествие оказывается подобно той же Скрытой угрозе - самым семейным, если не детским фильмом с песнями, глуповатым юмором, пафосными героями (сцены, где Торин не предпочитает слоу моу, ограничены) и почти карикатурными злобными злыднями. Это словно бы обещание чего-то большего, взгляд не только на Одинокую Гору, но и во всё Средиземье, мир, который зритель только начинает познавать, где есть эльфы и гномы и волшебники и странный Голлум, чьего происхождения мы здесь ещё не знаем, так же как и связи Некроманта и маленького кольца, который сыграет роль в будущем. Мы слышим легенды о гномах и эльфах, видим демонстрацию их междоусобной неприязни. Перед нами и не полноценное кино, а предисловие того, что будет, чтобы мы могли понять этот мир и обжить его, почти по заветам Профессора, если не считать отстутсвия лёгкости первоисточника и обрывистого повествования.



А там и приходит время Пустоши Смауга, где ставки повышаются, песни уже поются совсем другим тоном, появляются намёки на то, что поход к Одинокой Горе лишь локальный конфликт, за которым прячется нечто большее. Тени сгущаются и впервые появляется Всевидящее Око, отражающееся и в видениях Кольца. Здесь появляется и Леголас, который останется с нами надолго и впервые упомянут короля Ангмара. Мир расширяется, а вместе с ним и появляются новые обитатели. На сцену  мира впервые выходят люди, чья роль пока что лишь ограничена, но повествование с гномов уже начинает переходить в сторону других народов, в том числе эльфов, а уже в следующем фильме нас ждёт Битва, где три рода выступят фактически наравне.



Да, вот и Битва в качестве третьего фильма выглядит всё тем же спешным постскриптумом, но в данном случае, как будто необходимым, чтобы завершить лишние сюжетные линии, дать ход событиям, которые обязаны принять куда более серьёзный оборот в будущем - здесь и линия с Дол Гулдуром выглядит скомканной по понятной причине - основная угроза со стороны Саурона ещё впереди. Словно бы предвосхищяя события нам впервые упоминают Гондор и Мордор, имена, которые пока для нас ничего не значат, но путь к ним как будто начинается с этого фильма. Внезапно даже отсутствие коронации и как такого финала у театральной версии Битвы получает своё оправдание - это всё таки не финал, финал будет потом, и коронацию мы ещё увидим, но уже как кульминацию эмоциональную ВСЕЙ Саги. Тот самый one_last_time совсем не последний - финальные минуты фильма, а Путешествие словно бы только начинается. На экране не будет слов The End, потому что всё только начинается, и Братство, так же, как все фильмы без исключения в этой кинофраншизе, начнётся почти там же, где завершился предыдущий, в этом случае Битва.



И уже задним числом, каким то образом, хотя кажется куда бы ещё, лучше становится Братство Кольца, словно бы всегда бывшее четвёртым фильмом в этой кинофраншизе. Да, Джексон умудрялся делать сиквел к неснятому фильму с приятной внимательностью. Первые полчаса фильма окунут в ностальгию по временам трёх троллей и песен гномов, музыкой Шира и уютному Бэг Энду, который мы толком не видели с Путешествия. "Гэндальф, дружище, это будет вечер воспоминаний" - как никогда приветливо звучат слова Бильбо Бэггинса, если конечно суровый кинозритель до того притворится, что Йен Холм в прологе всё тот же Мартин Фримен. И Властелин начинает играть ту самую роль, какую и должен играть стоящий сиквел, пусть и не сравнимую с книжным прародителем, делая то, что Хоббит, как кино приквел сделать не мог - он расширяет Вселенную. Здесь время эльфов уходит, а люди выходят всё более на передний план, Гондор и Мордор не просто слова, а Кольцо теперь то самое ружье, которое обязано выстрелить. Ривенделл, который мы видели цветущим в Хоббите, осенён падающими листьями - символизм ухода эльфов куда более отчётливый, чем был до того. А переход Сарумана в стан могущественного майи и "гибель" Гэндальфа умудряются бить по эмоциям намного сильнее. Играет на руку даже неторопливость Хоббитов - после них 3 часа Братства пролетают, как один миг. А сбор племянника Бильбо, сына Глоина, Леголаса и сына Араторна, что ваши Мстители, лишь мурашки бегут по спине много сильнее. Не обходится и без улыбок. Леголас слышит от отца о "страннике, чьё имя он должен узнать сам" в финале Битвы, за чем следуют первые слова героя Блума в Братстве "Это не просто странник, он Арагорн - сын Араторна". Бедняга не сдержался, словно бы промолчав 60 лет.



Время эльфов уходит и Две крепости становятся окончательным переходом в царство людей. Конфликт разворачивается вокруг них, история Средиземья окончательно переходит в состояние военного действия, локальный конфликт становится важным для всего эпоса, а рост Сарумана до уровня главного  противника и параллельное "просветление" Гэндальфа выглядят высшей точка конфликта двух магов, начатого ещё в Ривенделле в Путешествии. Возвращается Голлум, завеса тайны над чьим происхождением приоткрывается, фигуры становятся по местам, и сага о Средиземье движется к своему самому крупному кинематографическому конфликту.



И внезапно "Возвращение короля" становится итогом не трёх, а шести фильмов, чьи масштаб и серьёзность росли с каждой минутой. Пролог расскажет историю таинственного Голлума спустя пять лент, перед тем, как тому сыграть свою главную страшную роль в истории Средиземья, среди всех детей Унголианты в ход выступит опаснейшая, Гондор, наконец-то, воссияет белыми стягами, а Саурон окончательно превратится в основную угрозу, когда позади останутся козьни всех его пешек. И песни, певшиеся гномами на кухне у Бильбо и песня Пиппина в чертогах Денетора выглядят будто противоположностями одной сути. Возвращение и спустя три Хоббита остаётся именно тем, чем в кино пытались продать Битву, но так и не смогли. Масштаб и эмоциональный удар под дых, которым становится финал Властелина колец и Саги о Средиземье, Хоббит, как пролог лишь усиливает. Перед нами финал пути, начатого с Бильбо у Бэг Энда и завершающийся семьёй Сэма. Полный круг, после которого становится ясно, что пытался сделать Джексон, теперь очевидно оказавшийся в тисках студийной системы больших Уорнеров в противоположность творческому запалу НЛС.

Оправдывает ли подобный подход множественные минусы "Хоббитов", как фильмов? Нет. Затянутость, отсутствие лёгкости, побочные сюжетные линии и рваный монтаж  - подход к Хоббитам, как к прологу, не отменит. Но "Хоббит" - сказка, которой и не нужен был масштаб Властелина, вполне вероятно и не должен был превратиться в то, что превратился. В конце концов, пролог можно было бы уложить и в два фильма, которые бы превратили Сагу о Средиземье в выдающийся пяти-актный эпик, но который лишён в своей первой половине в итоге так необходимого началу задора.

Но куда больше вопросов вызывает - что было бы - появись на кинематографический свет "Хоббит" впредь Трилогии. Каким бы оказался сам "Властелин", а каким бы был Хоббит, не нуждающийся в знакомых темах и локациях для привлечения зрителя. Но на эти вопросы мы ответить не сможем. Всё, что у нас есть - это эти шесть фильмов, несовершенная Сага по творчеству великого Профессора. И другой у нас при всём её несовершенстве в любом случае нет.



А уж воспринимать её в виде трилогии или гексалогии - тут каждому свой выбор. Факт только в том, что "Властелин колец" Питера Джексона и без "Хоббитов" не теряет ничего, будучи самодостаточной трилогией от начала и до финала. Зато после них становится только лучше. Такая ирония.

"The mountain throne once more is freed!
O! wandering folk, the summons heed!
Come haste! Come haste! across the waste!The king of friend and kin has need."

middle-earth, юбилей, мнение, кино, джексон

Previous post Next post
Up