Box Office Saga: 2015

May 29, 2017 21:13








Бокс офис меняется снова. Скопивший за 2014-й деньги на походы в кино зритель предпочитает отдавать не просто брендам проверенным: в ход идут франшизы, играющие по знакомым формулам, но лишь в большем масштабе. Внезапно начинают недобирать сиквелы, зато наступает эпоха риквелов: римейков и сиквелов в одном лице. Спилберг, предвидивший ещё за 2 года до того ситуацию, когда одно кино будет собирать все деньги мира, а другое окажется фактически нишевым для своего зрителя, кажется, был прав. Золотой середине уделяется внимания всё меньше, даже проверенные бренды оказываются под ногами настоящих титанов. Но прокат, кажется, только выигрывает, ведь зритель делает выводы, куда вкладывать основные сбережения, а следом за этим, вместе с возарщением на экраны легендарных франшиз, касса движется к новым высотам. Впервые в истории кинопрокат приносит Америке более 11 миллиардов долларов. Впервые в истории общемировой прокат приносит более миллиарда сразу пяти проектам. Впервые в истории сразу три из них принадлежат одной студии. Впервые в истории сразу три фильма собирают в прокате более 1,5 миллиардов.

Времена меняются. Бен Аффлек - новый Бэтмен, Том Холланд - новый Спайдер-Мен, оба - части куда больших киновселенных, в масштабных кроссоверах, грядущих в следующем, 2016-м году, да, кажется, теперь, когда зритель видел всё - остаётся лишь тасовать известных персонажей в бесконечных комбинациях, надеясь, ещё зрителя хоть как-то удивить. Впрочем, о каких комиксах идёт речь, когда Империя Дисней готова нанести удар по прокату невероятной мощности, напомнив о тех временах, когда эпоха блокбастеров только расцветала.

История стремится сделать полный круг.



Нравится это или нет (скорее нет), но тон началу года задавала студия Юниверсал "50 оттенками серого". Отличные 85 млн. в первые выходные - один из лучших стартов для рейтинга R. Сначала Снайпер, теперь Оттенки были явными доказательствами того, что в рейтинге R кино может быть совсем не тесно, главное - правильная подача. Да, экранизация фанфика окупала 40-миллионный бюджет только в первые выходные, только в Америке, вот такие вот у нас теперь были бестселлеры, при этом с жуткими падениями, не выдав прироста по общим сборам даже в два раза на американском континете (166,2 млн.), зато по общим цифрам собрав вполне себе 570 млн. Скандальность первоисточника - порой - это всё. Вот так начинали свой год Юниверсалы, против которых, в тот же уик-энд, 14 февраля, решились выступить Фоксы, тоже с фильмом с рейтингом для взрослых, только кинокомиксом. "Kingsman" - очередное кино Мэтью Вона по комиксу Марка Миллара оттенки не только не задавили, а в каком-то смысле вытащили, т.к. кино то осталось единственной альтернативой взрослому населению в окружении бдсм-страстей. 36,2 млн. на старте для 81-миллионной стоимости были лучше, чем ничего, но отличный сарафан, шпионская тема (которой будет посвящён весь год, но пока до конкуренции было далеко), а также отсутствие других крупных проектов, помогли Кингсмену собрать 128 млн. только дома, логично (для шпионского жанра) разгулявшись и по миру. 414 млн. - самый кассовый фильм режиссёра, подающего надежды и оправдывающего их. А ведь кому-то это так и не удавалось. За неделю до премьеры Кингсмена прокат достучался до провала "Восхождения Юпитер" - 178-миллионный титан от братьев Вачовски и братьев Уорнеров стал уже 3-м подряд провалом в карьере постановщиков (после Гонщика и Облачного атласа), заработав всего 183 млн. в мире.

Подвёл своеобразную черту под только начавшейся карьерой и Нил Бломкамп: 102 мировых "Чаппи" были конечно не самым удручающим результатом для фильма с бюджетом в 49 млн., но сложно было обманывать себя и других: феномен, стартовавший с Районом №9, себя исчерпал. Начал таять интерес к антиутопиям. 2-е Сумерки и Голодные игры росли по сравнению с первыми фильмами. Дивергент дело другое. Сиквелу под названием "Дивергент: Часть II: Инсургент" (meh), даже с 3Д удалось стартовать слабее предшественника и набрать по итогу 130 американских млн. Да, Лайонсгейт вновь разделили экранизацию третьей книги на два фильма, но откровенно говоря, было это преждевременно, учитывая стоимость сиквелы в 110 млн. и не самый лучший сарафан у данной франшизы. Хотя, тот факт, что по миру Инсургент всё таки прошёл лучше, обнадёживал (297 млн.). Но ведь тут было 3Д! Просто свою аудиторию надо знать. Так, в середине марта Диснеевская "Золушка", воспользовалась отсутствием конкуренции для семейной аудитории. В начале января лишь на удивление хорошо прошёл "Паддингтон", казалось бы, произведение англйиское, но сумевшее заработать в Америке больше, чем в родной Британии, где вышел ещё в 2014-м: 76 против 64, всего 268 млн. при бюджете в 55. "Золушка" же Кеннета Браны была продолжательницей тренда, начатого "Малефисентой", но пошедшей ещё дальше. Никаких переосмыслений историй: лента чётко следовала сюжету оригинальной сказки и мультфильму 1950-го года. И надо же, этого оказалось достаточно, чтобы вывести "Золушку" в первые 200-миллионники года, кажется, застывшего в ожидании того стихийного бедствия, который был намечен на начало мая. При старте в 67,9 млн. и финальном результате в 201,3 млн (543 всего), фильм Браны конечно уступал "Малефисенте", но при бюджете в 95 млн. был очередной победой конвейера, уже запустившего в производство "Красавицу и чудовище", К тому же Золушка стала главным семейным событием весны, сдержав в ежовых рукавицах "Дом" ДримУорксов, собравшему стандартные для студии 386 млн. при бюджете в 135 млн. Хотя для студии и это был успех, особенно, если учесть, что стихия пришла раньше, чем было положено.




Лето началось в апреле. Да, уже который год зрителя, не способного дождаться первомая, поджидало большое кино в первый апрельский уик-энд, в этот раз особенно необходимое - если не считать последнего Хоббита - зритель, и в первую очередь мировой, большого кино не видел. И именно в большое событие превратился "Форсаж 7", подававшийся, как one last ride и прощание с героями. 147,2 млн. на старте только в Америке - это был не только 9-й результат в истории, но и лучший старт за последние 1,5 года, аж со времён вторых "Голодных игр". Впрочем, если в Америке гептиквел перекрыл предыдущий рекорд серии в 1,5 раза, то в мире и вовсе устроил фейерверк, наиграв на кинопрокатных гонках 397,7 млн., за первые выходные окупив 190-миллионный бюджет. Да, 4-й фильм собрал в мире в 2,3 раза больше 3-го, 6-й уже в 2 с лишним раза больше 4-го. 7-й Форсаж готовился в такой же прогрессии перекрыть сборы 6-го. Да, Форсаж, когда-то скромно начинавший в июне 2001-го, к апрелю 2015-го стал франшизой-миллиардником: рубеж, который был взят в рекордные сроки, а именно за 17 дней. Спасибо не в последнюю очередь, как ни странно, Мстителям. Вокруг ленты Джосса Уидона была чистая пустыня, за месяц до, через месяц после - больших тентполов киностудии не предоставляли, и "Форсаж 7" выжал педаль до отказа, и это при том, что никакого 3Д не было. Ну. Почти. В части зарубежных территорий, в том числе, Китае, "Яростная Семёрка" была выпущена в 3Д-конвертации, обеспечив себе дополнительный хайп. В первую очередь конечно постарался сам Китай, который и для "Форсажа 6" то был самой успешной территорией, а теперь и вовсе прыгнул выше головы, обойдя предшественника уже в первый (!) день, собрав 68 млн., фантастические 250 млн. за 8 дней, опережая график Штатов, где к третьей неделе апреля фильм только приближался к трём сотням. 380 млн. - такую сумму "Форсаж 7" положил на свой карман по итогам китайского проката, обновив рекорд местных сборов, установленный до того 4-ми Трансформерами, к началу летнего сезона заработав  в общем 1,3 миллиарда долларов, войдя в пятёрку самых кассовых фильмов в истории кино. Впрочем, главным достижением 7-го фильма серии стало преодоление миллиардного рубежа не общего, который сейчас брал любой, кому не лень, а именно зарубежного. До этого этот рубеж покорялся только Титанику и Аватару, два единственных фильма, которым фильм в международке уступил.

Гигант, каким стал "Форсаж", уже был для зрителя тем большим кино, звание которого брали на себя вторые "Мстители". Учитывая то, что в ближайшей перспективе никому не было под силу побить рекорд старта, установленный первыми "Мстителями", на "Эру Альтрона" делались значительные ставки. Так же, как "Бэтмен возвращается" в своё время перебил "Бэтмена", схема должна была сработать вновь. Не сработала. Отличные 84,4 млн. в первый день вылились в 141 млн. за 2 дня, лишив шансов на повторное покорение 200 млн. за 3-дневку. Хотя вряд ли 191,3 млн. могли быть хоть каким-то разочарованием. Второй лучший уик-энд в истории, после первой ленты - последний раз золото и серебро в чарте уик-эндов удерживала одна и та же франшиза аж во времена всё того же "Вернувшегося Бэтмена", в далёком в 1992-м. А вот в зарубежке сиквел Мстителей, выйдя на неделю раньше дома, выступил лучше предшественника, и лишь усилия Штатов утянули глобальный старт на те же 392,5 млн, что были в 2012-м. И даже при этом, основные новости всё равно нёс Форсаж, обошедший финального Поттера и с 1,43 млрд. за 5 уик-эндов поднявшийся до 4-й позиции в мировом списке самых-самых, с 1,1 млрд. только международных. Да, 1,1 млрд. - даже с лучшими показателями на такую международную кассу Эра Альтрона рассчитывать не могла, мог бы общую сумму вытащить дом, но не тут-то было: сиквел показал стойкость подобную второму Тору, очень быстро полетев вниз, однако опережая предшественника почти повсюду за пределами Штатов, опять таки сумев зажечь в Китае, где по итогам проката подберётся к невиданным для кинокомикса 240 млн., при том по иронии, очень скоро начав в Америке уступать не только первым Мстителям, но и Тёмному рыцарю, которого по общим сборам очень быстро оставил позади, став первый франшизой в истории, в которой два из двух вышедших фильмов взяли по миллиарду. А затем, с третьего уик-энда мая началась она. Та самая эпоха продолжений-перезагрузок.



Началась относительно скромно, с 4-го "Безумного Макса", спустя 30 лет вернувшегося на киноэкраны всё за тем же авторством Джорджа Миллера. 150-миллионный рисковый проект с рейтингом R, оказался в долгу у крайне удачной рекламной кампании, но даже при этом с 45 млн. на старте уступил сиквелу "Идеального голоса" (69,2 млн.), Тем не менее, франшиза всё ещё оставалась уникальной, в том плане, что в американском прокате, каждый новый её фильм преодолевал по сборам предыдущий. На этот раз "Дорога ярости" с Томом Харди вместо Мела Гибсона в главной роли шла вперёд крайне уверенно, заручившись феерической критикой, для потенциального художественного блокбастера лучшей со времён "Гравитации", а значит, гарантировавшей и выдержку. Выстоял Макс там, где пала "Земля будущего" - очень личный для Брэда Бёрда 190-миллионный проект, собравший всего 209 млн. по миру, так и не заинтересовав зрителя. Макс не упал и с приходом "Разлома Сан-Андреас", собравшего 54 млн. в первые выходные фактически на одном только имени Скалы, после Форсажа 7 внезапно превратившегося в актёра из того-фильма-который-собрал 1,5 миллиарда. Кстати, да. К концу мая 7-й Форсаж уже мог похвастаться званием 4-го в истории полуторамиллиардника, после Титаника, Аватар и Мстителей, вне далеке от которых он и остановился (1516 млн.), гарантировав студии, что one_last_ride совсем не last. Тем более, что "Эра Альтрона" за месяц окучила 1,2 миллиарда, приближаясь к сборам "Железного Человека 3", но отказав себе в возможности те же самые 1,5 миллиарда взять. Кто бы в начале года мог подумать, что сиквел Мстителей будет только вторым! Ну. Или...

К первым выходным июня "Эра Альтрона" таки вошла в топ-5 самых кассовых фильмов в истории кино, обойдя 8-го "Поттера", став сугубо в международном прокате (и оставаясь до сих пор) самым успешным кинокомиксом в истории, в обход первых "Мстителей" (и дойдя до блестящих 900 млн.), в Америке так и уступая, что им, что "Рыцарю". "Макс" ушёл за 300 млн (остановится на 370)., из которых 150 были за прокатом США и Канады - цифры, которых оригинальная трилогия в глаза не видывала. "Сан Андреас" продолжил путь к званию самого успешного фильма УБ в 2015-м, продвигаясь к тем же 300 млн., но куда быстрее, тут уж спасибо ещё и миру, который соскучился по фильмам-катастрофам. А затем случилось нечто, на что никто не рассчитывал. По-моему, даже создатели. Потому что, как оказалось, мир соскучился ещё по кое-чему. Потому что, когда Парк Юрского периода всё же открылся спустя 14 лет после триквела и спустся 22 года после легендарного оригинала, да ещё и с Крисом Праттом, ставшим после Лего и Стражей личностью для большого кино критически важной, в первых рядах, зритель решил, что такое пропускать нельзя. И помог собрать 150-миллионному "Миру Юрского периода" 81 млн. в первый же день. Сумма роскошная, перекрывшая рекорд сборов серии за уик-энд (державшийся за Затерянным Миром). А уже на следующий день Мир сломал все представления о том, что такое успех. За 2 дня на счету Мира оказалась сумма в 151,6 млн. Да, "Юрский период" побил рекорд 2-дневных сборов, поставленный первыми "Мстителями". После такого - сборы за уик-энд стали настоящей игрой в устрашение. Здесь выиграть мог только один, и то, что Мир заявит свои права на столь важный рекорд было само по себе настоящим нонсенсом. Но франшиза уже проделовала чудеса дважды. И вот теперь пришла пора их повторить. Тем более с 3Д и увеличенным масштабом, возвращавшим серию после триквела к корням. И корни эти дали фантастические плоды: в первые три дня американского проката - Мир Юрского периода собрал 208,8 млн. Рекорд Мстителей пал. Динозавры снова правили землёй. Реально. Землёй. Потому что международный прокат в стороне не остался. Глобальный старт Мира по итогам первым выходных превзошёл все границы разумного.




525,5 млн. - именно столько Мир взял со зрителей, пожелавших увидеть оживших динозавров за первые дни проката, став первым фильмом в истории, собравшим в прокате более полумиллиарда за дебютный глобальный уик-энд, оставив поазади финал Поттерианы, верой и правдой державшей звание рекордсмена аж 4 года. Да, Мир внезапно показал, что зрителю интереснее всего. Как следующий шаг от 3Д ре-релизов - продолжение, являющееся частично ремейком, когда получаешь то, что уже когда-то получал, но в новом антураже. Остальные - излишне. "Юрский период" Колина Треворроу стал главной победой студии Юниверсал в 2015-м. Остальное было лишь делом времени - потому что квадриквелу понадобилось всего лишь 13 суток, чтобы преодолеть миллиардный рубеж, побив рекорд 7-го Форсажа, всего через 2 месяца после его релиза. Двойной удар Универсалей, побивших и рекорд второго уик-энда американского проката (106,6 млн.), преодолевших 400-миллионный рубеж дома опять же в рекордные 10 дней. Да, несмотря на то, что Мир был всем тем, что франшиза уже демонстрировала, зритель большего и не требовал, не помешал и выход нового пиксара, не радовавшего зрителя 2 года своим творениями. "Головоломке" удалось выстрелить, с 90,4 млн. показав не только 2-й дебют в истории студии, но и лучший результат для фильма, стартовавшего со второго места. Кстати, к этом времени, "Эра Альтрона" уже заняла 7-ю строчку в американской топ-10, но очень ненадолго. Нет, не везде Юниверсалам везло - "Третий лишний 2" в последние выхи июня оказался в общем то мало кому нужен, 33 млн. на старте и финальные общемировые сборы в 218 млн. (82 в Америке) - всё таки стандартным сиквелам становилось всё сложнее в новом мире. Зато это вновь компенсировал сорвавшийся с цепей "Юрский", за всего лишь 17 дней ставший 5-м домашним фильмом-полумиллиардником, добравшись по итогам этих же дней до общих 1,2 миллиардов, выкинув из топ-10 общемирового проката "Возвращение короля", за 12 лет до того, казалось бы, не движимое, словно монолит. Да, вот так менялась картина бокс-офиса.

Не сдавалась и "Головоломка", Дисней отбивались, как могли, помогали вновь отличные отзывы прессы и сарафан, чтобы уже к концу июня на счету 175-миллионного мультфильма лежали 185 млн. в Америке и 266 млн. общих. Междунардка вновь раскачивалась медленнее. В общем то - Миру и Пиксару уготовано было править и Днём Независимости, т.к. нынешний главный праздичный релиз вышел так, что скорее праздник расстроил. 155-миллионный "Терминатор: Генезис" заработал за неделю праздников только 42 млн., с 27 млн. за конкретно уик-энд показав 4-й старт в серии из 5. Франшизе не помогло и возвращение Шварценеггера. С разгромной критикой, 5-й фильм долгоиграющей научной фантастики спасался только за счёт остальных стран, где впервые вышедший в 3Д Терминатор и возвращение культовой звезды играли на руку попытке Алана Тейлора перезапустить историю подобному "Стар Треку" и "Людям-Икс" способу перемещения во времени (из 440 млн. общемировых - рекордные для серии 350 принесёт как раз зарубеж). Куда важнее, правда, было то, что Головоломка спустя 2 недели юрского гнёта смогла взобраться на первое место по итогам выходных. Но ненадолго. Юниверсал, чей Мир за 4 недели успел обойти 250-миллионную "Эру Альтрона" (самый дорогой фильм года, между прочим), заняв 5-ю строчку в общем забеге и 4-ю в американском в обход Тёмного рыцаря, готовился к ещё одному потрясению. На этот раз анимационному. Во второй уик-энд июля, как будто студии было недостаточно предыдущих успехов, состоялся по прокату залп из оружия под названием "Миньоны". 74-миллионный мульт стал фактически апогеем того вирусоносительства, которое зрителю обеспечела студия Иллюминейшин. 115,7 млн. - стали вторым стартовым уик-эндом для анимации (после непобедимого Шрека 3-го) и лучшим для оригинального мультфильма, если можно считать спин-офф оригинальным.




Примечательно, что Миньоны начали свой путь за пределами Америки ещё во второй половине июня, так что к их старту в Америке глобальная сумма сборов уже составляла 400 млн. - те деньги, которые Головоломка заработала по планете за месяц проката. И тут Америка и международка разделились. В первом случае, со следующих выходных Миньоны вошли в непривычное для анимации пике, в то время как только набирали вес в международке. А вот Головоломка продолжила показывать замечательную выносливость, войдя в тройку самых кассовых пиксаровских мультфильмов после 3-ей Той Стори и Немо, аналогично идя и в мире, но всё таки заметно уступая жёлтым что-бы-это-ни-было. В общем-то после Миньонов 2015-й и начал сдавать. Зритель, кажется отдал все деньги на кино, которые мог, подарив прокату за 3,5 месяца сразу 3 фильма с кассой в 1,4 миллиарда с лишним, два из которых взяли 1,5-миллиарда. Да, "Мир Юрского периода" 23 июля в обход первых "Мстителей" сумел войти в тройку самых кассовых фильмов в истории мирового проката, а через 3 дня и в тройку проката американского. Кто бы мог подумать, что по итогам года, сиквел "Мстителей" будет только третьим! В общем то, Марвел пришлось вновь принять тот факт, что они не всесильны, когда вслед за Миньонами на арену вышел "Человек-Муравей" и с 57 млн. показал второй с конца старт для КВМ. Тут спасал 130-миллионный бюджет, наименьший среди всех фильмов о Мстителях. А так же... Отличный сарафан. Кажется, зритель вновь получил то, что хотел не от сиквела, а от оригинального проекта, т.к. по стойкости Муравей был позади только первого ЖЧ и Стражей. С таким дебютом он тем не менее прошёл на одном уровне с фильмами первой фазы, оказавшись совсем в другой команде, нежели остальные фильмы студии последних трёх лет, но с таким бюджетом и это можно было назвать достижением. Подсобила и международка: 519 млн. (180 млн. - американские) для ноунеймового для массовой аудитории персонажа - хотя ещё менее знакомые Стражи собрали в 1,5 раза больше, ну да ладно.

Следом пришёл черёд Итана Ханта "Миссия невыполнима" продолжала держаться сугубо на Крузе, которого так и не сменили на героя Реннера или на кого-то другого. А потому 55,5 млн. на старте - целиком и полностью были только его заслугой. Нельзя не отметить, что даже 15 лет инфляции не помогли "Племени изгоев" побить рекорд серии, поставленный сиквелом, но и не отметить, что франшиза даже спустя 19 лет после старта оригинала находила зрителя, тоже нельзя. 150-миллионный пентиквел оказался последним крупным релизом лета: в первые выходные августа ребут "Фантастической Четвёрки" закончился, толком не начавшись, когда лента Джоша Транка бесславно провалилась, собрав на старте 25,7 млн., по итогам проката осилив всего 56,1 млн. - меньше, чем первый фильм взял в дебютный уик-энд за 10 лет до того. 167 общемировых миллионов при бюджете в 120 млн. явно подсказывали фоксам, что пока Ф4 вписывать во вселенную Людей Икс можно не торопиться. Во вторые выходные августа очередной шпионский фильм в лице "Агентов АНКЛ" так же не досчитался нескольких десятков миллионов для того, что считаться успешным: 109 общих млн. при 75-миллионной уже Уорнерам подсказывали, что Гай Ричи не всегда может приносить прибыль большому кино. Да, до конца лета и за его пределы больших дорогих хитов уже было не сыскать днём с огнём: "Миссия" оставалась за главную, что помогло пентиквелу освоить отличные 195 млн. дома, хотя и несколько просев по сравнению с "Протоколом". Что делать - проседать сиквелам нынче было нормой, благо, всегда был зарубеж, где доверие к Ханту только росло: с 682 финальными общими миллионами фильму не хватило всего 12-ти, чтобы добраться до 4-й ленты серии. Но разница не принципиальна: успеха хватит, чтобы Кристофер МакКуори стал первым режиссёром франшизы, оставшимся на ещё один раунд.



В дальнейшем новости способны приносить разве что проекты Юниверсалов. Миньоны постепенно становятся 3-м в истории мультфильмом-миллиардником, а в итоге ненадолго успевают войти в 10-ку самых кассовых фильмов в истории кино, став только второй анимацией в десятке с 1159 милилонами. В Америке желтые помощники злодеев всё таки уступают Головоломке (357 млн. против 336 в пользу эмоций), но в мире победа за Иллюминейшинами. Попутно Мир Юрского периода преодолевает планку в 1600 млн., и становится четвёртым в истории кино международным миллиардником. Не в силах сдержаться Юниверсалы и не только в плане очевидных тентполов. "Голос улиц" в середине августа собирает 60,2 млн. на старте. Проникнувшийся биографической драмой зритель вытягивает Комптон на 161 млн. только американских долларов. А вот в сентябре-октябре проектов сотворившей сенсацию студии нет - единственные, кто может не жаловаться на жизнь - господа Сэндлер и сэр Скотт. Первый, после нескольких неудачных проектов находит себе собственную франшизу: "Монстры на каникулах 2" - первый полноценный з 1,5 года хит студии Сони, с 473 млн. ставший самым кассовым фильмом комедианта, пусть и анимационным. Учитывая 358 млн. первого мультфильма в 2012-м году - Сэндлер таки нашёл золотую жилу. В тренд попадает и ветеран режиссуры. "Марсианин" - единственная октябрьская премьера, подавшая признаки жизни. И то не сначала. 54,3 млн., кажется, после Миньонов - 50-60 млн. - максимум, что могут выдавить из себя уик-энды. И это при бестселлере в основе. Однако Марсианин становится продолжателем космической осени, чей вектор был задан Гравитацией и развит Интерстелларом. Марсианину благодаря пустоте и внезапно благосклонной к твоернию Скотта критике в прокате удаётся добиться всего самого наилучшего, вырастив, как на дрожжах, 228 млн. по итогам проката, но всё таки уступив Гравитации, а также 630 общемировых миллионов, слив и фильму Куарона и Интерстеллару, но став в итоге самым кассовым творением в карьере мэтра, которому, по всей вероятности надоели провалы и недоборы, после чего он и решил взяться за проект куда более массовый.

Если учесть 108-миллионный бюджет, то и вовсе Марсианин становится спасителем студии Фоксов, год для которых помимо Кингсмена ассоциировался с недоборами: в январе "Заложница 3" собрала 89 млн. в домашнем прокате, просев в 1,5 раза по сравнению с сиквелом, а в сентябре второй "Бегущий в лабринте" с 81 млн. продолжил тенденцию снижения интереса к подростковым антиутопиям (хотя оба проекта вытащились на 300 с плюсом в мире, всё равно неприятно чёт), и это без Ф4. Подсобил в добром деле и "Снупи и мелочь пузатая". Анимационное творение Блю Скай по знаменитым комиксам достойно проявило себя с приходом ноября, правда, только в Америке: 246 общемировых миллионов были по большей часть заработаны дома (130 млн.), что в общем-то доказывало, что Блю Скай помимо Рио и Айс Эйджа притягивало зрителя куда тяжелее, уступая всем остальным студиям, в том числе теперь и Иллюминейшинам, чьи Миньоны отодвинули теперь и Период с их Белкой на второй план. В тот же первый уик-энд ноября, что в бой пошёл Снупи, в ограниченный прокат рванул и малозаметный независимый фильм "В центре внимания". Кино на сложную, особенно для американцев, тему, доберётся до широкого проката только в конце ноября, но пройдёт практически незаметно. 45 млн. в Америке, 43 млн. с зарубежа. Зато потом возьмёт Оскара и станет лучшим фильмом года по мнению Киноакадемии, но в итоге так и не прибавит веса на счете. Да, не только успешное кино становится всё менее интересно киноакадемии, но и наоборот, сама награда всё меньше значит для кассовых перспектив проекта.



С началом ноября ситуация августа-октября, когда три месяца выдавали сугубо по одному достойному в кассовом отношении проекту, вообще должна была выровняться. В конце концов, что Снупи, что Спотлайт в первые выходные ноября выходили в тени нового Бонда, а впереди зрителя ждали финал Голодных игр и новый Пиксар. Но не тут-то было. С приходом столь громких брендов само положение кинопроката становится только более очевидным. Оно очевидно уже при дебюте "СПЕКТРа". 245-миллионный эпик Сэма Мэндеса (а с таким бюджетом по другому кино не назвать) начал свой прокат с 70,4 млн. - второй стартовый уик-энд для 007-го, но явный шаг назад после Скайфолла. Даже невероятный старт в Великобритании, где СПЕКТР вышел за неделю до Штатов, в лице грандиозных 63 млн. оказался лишь временным явлением, очень скоро Бонд растерял все преимущества. Впрочем, в Штатах сиё - особенно задевало, т.к. начиная с Золотого Глаза каждый следующий фильм франшизы превосодил сборы предыдущего. 20 лет подряд на протяжении 7 фильмов. СПЕКТР тенденцию нарушил, что можно было бы объяснить меньшим ажиотажем и отсутствием юбилея и прочих сопутствующих факторов. Но справедливо это было, если бы фильм Мэндеса не просел по сравнению со Скайфоллом в 1,5 раза. Речь сугубо про Америку конечно, потому что в международке поткачал то более слабый сарафан, так что картина начала сдавать быстрее положенного, тем не менее войдя в тройку самых успешных фильмов того же британского проката с 124 млн. после Скайфолла и Аватара, да и вообще заработав 680 млн., вновь перекрыв сборы Казино и Кванта только за счёт зарубежа. А вот в Америке Сони пришлось тянуть аж 20 недель, чтобы Бонд переполз через 200 млн. На меньшее студия явно была не согласна.

Куда более серьёзной ситуация стала для проката с приходом финальной "Сойки-пересмешницы". От 160-миллионного финала нф-квадралогии ожидали как минимум поддержания формы, если не возвращения к тем изысканиям, что творили первые два фильма. Но 4-е "Голодные игры" вновь удивили не в ту сторону. Нет, 102,7 млн. был крайне удачным стартом. Более того, "ГИ" - первая франшиза, 4 фильма которой собирали в первые выходные более 100 млн. Но когда финал проседает в 1,5 раза по сравнению с началом - это, как минимум странно. Сложно списать такой внезапный недобор и на то, что предшественник был принят слабо, ведь многие рассчитывали, что основная часть кассы придётся именно на вторую половину экранизации. Впрочем, благодаря не самой плохой критике и сарафану, финальные ГИ всё же таки выжили. 289 млн. в Америке - крайне достойный результат относительно такого старта, пусть по сравнению с былыми достижениями франшизы и куцый. Да, в общем то и 653 млн. общих - пойдёт, хотя картина и не собрала даже сборов первой части. Ну а что, зато был хороший урок: деление книги на двое - не лучший выход для Голливуда. Кто знает, какими были бы сборами, будь фильм единым целым... Хотя Бонду бы это вряд ли помешало. Общие 880 млн. даже при спаде после Скайфолла всё ещё показывали, who is da boss. Да, в 2012-м Скайфолл собрал больше, чем финал Сумерек. Теперь СПЕКТР собрал больше, чем финал Игр. Франшизы начинаются и заканчиваются. Бонд остаётся. Остаётся и Пиксар, хотя то, что случилось с "Хорошим динозавром" чуть не стало катастрофой. Последняя жертва ноября - 175-миллионный мультфильм стал первым провалом непобедимой студии: 332 млн., из которых 123 млн. были за Америкой - таких низов Пиксар не пробивал никогда. Да. Зритель держался от кинотеатров подальше. Юниверсал буквально захватила вселенную.

Но 18 декабря причина недоборов последних месяцев стала очевидна, как никогда. Зритель слишком долго ждал.

18 декабря Империя Диснея. Нанесла. Ответный. Удар.


На самом деле и спустя 1,5 года сложно понять, что тогда произошло. И свыкнуться с этим. Но декабрьский прокат славный на долгую стойкость и выживаемость от рекордов давным-давно отошёл. Как и "Звёздные войны", в последний раз бившие рекорд стартового уик-энда в 1983-м году, традиционно в мае, когда все эпизоды Саги и выходили. Но "Пробуждение Силы" словно используя собственно Силу подавило практически все попытки фильмов в последние полгода хоть как-то заявить о себе. 880 млн. СПЕКТРа были в общем то уже победой, потому что, кажется, только Бондиана, франшиза ещё больше видавшая на своём веку, чем "Звёздные войны", и могла выдержать то, что тогда произошло. Звёздные войны не просто вернулись. Они разорвали прокат на части, словно Звезда Смерти уничтожив всё на своём пути. 10 лет назад, когда Месть Ситхов завершили Сагу, Третий эпизод стал первым фильмом в истории, собравшим в первые сутки более 50 млн. Спустя 10 лет, Седьмой эпизод, продолжив Сагу, стал первым фильмом в истории, собравшим в первые сутки более 100 млн. 119,1 млн. - абсолютный рекорд сборов одного дня, первого и любого другого. За одно только 18 декабря 7-й эпизод сумел заработать больше, чем предыдущий рекордсмен декабрьского уик-энда, "Нежданное путешествие" за три. Даже при грандиозном падении ЗВ не оставляли шансов никому. И по итогам второго дня, собрав 187,4 млн., нависли тенью над рекордом, побитым всего лишь 6 месяцев назад. 247,97 млн. - именно такой суммой ограничилась Империя Диснея в дебютный, рекордный, уик-энд. 247,97 млн. - умопомрачительная сумма, лишь только закреплённая глобальным прокатом: 529 млн. лучший результат первых глобальных выходных, окупивший исполинский 245-миллионный бюджет за три дня проката. Впервые с 1989-го года за год рекорд стартового уик-энда был бит больше одного раза. Впервые с 1979-го событие произошло в декабре. В прошлый раз рекордсменом выступил первый Стар Трек. (Хе. Хе хе).

На самом деле, к Звёздным войнам Дж.Дж.Абрамса можно относиться по разному, можно их даже не смотреть (ага), но не видеть того, что они сотворили с миром бокс офиса невозможно. Да, спустя 38 лет "Звёздные войны" снова бушевали. Зритель снова нёс деньги, чтобы узнать, что же произошло в Далёкой Галактике. Каких-то смешных 5 дней понадобилось "Пробуждению", чтобы преодолеать дома 300-миллионный рубеж. Каких-то 8, чтобы взять 400-миллионный. Уже по итогам 2-го, рекордного уик-энда (невозможные для понимания 149,1) на счету были 540,1 млн. И это только Америка, каждый житель которой похоже счёл долгом вернуться в Далёкую Галактике. В рекордные 12 дней за плечами остался миллиард. Да, Звёздные войны не Аватар - франшиза рвала прокат в первую очередь домашний, не оставляя остальным лентам надежд, компенсируя все потери студии Дисней, разве что кроме тех 4 млрд., что были уплочены за Лукасфилм (ага). Да, Абрамс поставил на верную лошадь: на тот же 12-й день Эпизод VII стал 5-м 600-миллионником в истории Америки, уже на 16-й - 2-м 700-миллионником. А на 20-й, 6-го января, 2016-го года, "Звёздные войны. Эпизод VII: Пробуждение Силы" стало самым кассовым фильмом в истории американского проката, оставив позади Аватар, положив финал 18-летнему царству Кэмерона, став первым сиквелом рекордсменом в истории, превратив Звёздные войны в единственную франшизу, дважды покорявшую вершину. Трижды, если считать недолгое возвращение на пьедестал вместе с перевыпуском 1997-го. 1,5 миллиарда общих, взятые за те же 20 дней кажутся чем то само собой разумеющимся.

Удивительно, как поменялся мир. В далёком 1977-м Стивен Спилберг мог составить конкуренцию самим ЗВ с "Близкими контактами", но его "Шпионский мост" в 2015-м мог рассчитывать только на 165 млн. при стоимости в 40 (из них 72 в Америке), даже с Томом Хэнксом на борту. За год до выхода Новой надежды Рокки стал самым кассовым фильмом года. Теперь, мировые 173 млн. "Крида", наследия Рокки, были удачей только относительно 35-миллионного бюджета. Выжить сумел только Леонардо ДиКаприо. Иронично, "Выживший" вышел на экраны 25 декабря, но до широкого проката добрался только с наступлением 2016-го, показав лучший дебют в широком прокате для вестерна (39,8 млн.) фильм Иньяриту до рекорда жанра практически добрался, собрав 183,6 млн. в Америке, лишь 600 тысяч не добрав до "Танцев с волками", которых, а так же Джанго освобождённого, оставил позади в общем забеге, чтобы стать первым мировым вестерном-миллиардником (532 млн.). В мире, где Звёздные войны собирали вне зависимости от режиссёра, где имена больше не значили ничего, а лишь звучные бренды, Леонардо ДиКаприо остался единственным человеком, способным привлечь внимание к 135-миллионному почти 3-часовому авторскому вестерну. Конечно, на фоне тех успехов, что творили Звёздные войны, вскоре ставшие 3-м в истории фильмом с 2 миллиардами на счету, первым американским 800 и 900-миллионником, это было незначительно, но Звёздные войны они на то и Звёздные войны.

2068 млн. общемировых (3-е место в истории), из которых феерические 1131 с международки (4-е место и 5-й миллиардник зарубежа) и 936 млн. с Америки. Спустя 38 лет Далёкая Галактика снова была на Земле. В прокат вернулся его главный титан. И теперь под эгидой Диснея, нанёсшего свой решающий удар. Империя правила Вселенной.

В следующие выходные: Бэтмен против Супермена, Капитан против ЖЧ, Маугли против Шер-Хана, Изгой-Один против Фантастических Тварей, Дисней против Диснея.

Stay tuned.

Традиционный бонус

bond, box office saga, jurassic park, the avengers, абрамс, мнение, 2015, box office, the hunger games, кино

Previous post Next post
Up