Подготовка канонизации новомучеников практически остановлена

Apr 07, 2012 02:27



Ужесточение запретов на изучение архивных материалов сделало практически невозможной подготовку дальнейшей канонизации новомучеников и исповедников российских, заявил член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.
* * *

Выступая 3 апреля в Москве, на семинаре, посвященном осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, с докладом о новомучениках, известный историк Русской Православной Церкви сказал: «Из-за ужесточения архивных правил, которое началось в «нулевые» годы, сейчас уже нельзя получить материалы для подготовки канонизации новомучеников и исповедников российских. Работа практически остановлена».

В Синодальной комиссии по канонизации святых заведен такой порядок: к житию мученика или исповедника непременно должен прилагаться комплекс всех материалов, которые составляют следственное дело: анкета арестованного, протоколы всех допросов и очных ставок, обвинительное заключение, приговор «тройки», акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельство смерти подследственного.

По словам о.Георгия, в первые годы большевистских гонений на Русскую Церковь (1918-1921) по большей части осуществлялись «стихийные расправы». В последующие годы следственные органы ГПУ и НКВД уже подробно документировали свои действия на протяжении всех этапов ведения дела - от оперативной разработки до вынесения приговора. Постепенно в период 1990-х годов доступ к этим материалам для членов Синодальной и епархиальных комиссий по канонизации святых становился все более свободным. Это сделало возможным канонизацию большей части новомучеников (1097) до 2000 г. Всего же, как сообщал ранее о.Георгий, Русской Православной Церковью было прославлено более чем полторы тысячи новомучеников и исповедников. И это число, беспрецедентное для истории мирового христианства, представляет собой «лишь малую толику сонма подвижников православного благочестия, утвердивших духовно-историческое торжество Церкви в эпоху беспрецедентных по своей кощунственности и жестокости коммунистических гонений», отмечал ранее церковный историк.

Не только церковные, но и светские историки в течение последних лет безуспешно добиваются соблюдения содержащейся в Законе об архивном деле РФ нормы, согласно которой документы, прошедшие тридцатилетний срок хранения, должны рассекречиваться (в реальности сейчас закрыто большинство документов за последние 70-80 лет).

Москва, 4 апреля, Благовест-инфо

И еще одна статья, вышедшая днём позже по мотивам выступления того же автора:

МЫ ДОЛЖНЫ ИЗВЛЕЧЬ ДУХОВНЫЕ УРОКИ ИЗ ОПЫТА НОВОМУЧЕНИКОВ

Выступая 3 апреля в Москве на заседании семинара, посвященном осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, известный церковный историк вновь обострил вопрос о значении почитания новомучеников для современной Русской Православной Церкви. Организаторы семинара выбрали для заседания тему, также сформулированную вопросительно: «Церковь гонимая - вызов современности?»

За многие годы, что о.Георгий говорит об этой проблеме, в Церкви по-прежнему преобладает «триумфалистское» восприятие новомучеников: «Нам нечего стыдиться, можно только гордиться, вспоминая новомучеников». Однако иногда канонизация святых оказывается «лучшим способом их духовного забвения», с сожалением отметил историк.

Он обратил внимание на то, что подвиг епископов, священнослужителей и мирян, пострадавших в годы безбожной власти в СССР, существенно отличается от известных историй мучеников первых веков. В советских застенках не требовали отречения от Христа, а, обвиняя якобы в политических преступлениях, уничтожали христиан как социально-чуждых, как «потенциальных врагов власти». Казалось бы, «лукавые палачи лишали христиан возможности осознать себя мучениками», а признание себя «японским шпионом», участником контрреволюционного заговора и т.д. формально не означало отказа от Христа. Однако, несмотря на пытки, новомученики не только не выдавали «сообщников» - своих братьев и сестер во Христе, но и отказывались «признать ложь правдой». Через этих «граждан Царства Небесного» Церковь являла себя как «качественно отличная общность людей…, строящих отношения иначе, чем в государстве».

Если мы признаем, что «их предстательство обязывает к тому, чтобы наша церковная жизнь продолжала традиции их церковной жизни», то необходимо извлечь ряд духовных уроков из жизни и смерти новомучеников. И первый из них: сохранить «неотмирность» Церкви, не повторять попыток Церкви (до Поместного Собора 1917-1918 гг.) слиться с государством, «встроиться в истеблишмент», что, по словам о.Георгия, закономерно привело к «отцерковлению» народа накануне 1917 года.

Признание новомучениками своей вины за это - следующий урок, который должен «отрезвить», по выражению докладчика, нынешний церковный народ. «В день памяти новомучеников не торжествовать надо, а каяться: это день лучших чад Церкви, которых уничтожили худшие чада Церкви», - сказал о.Георгий, имея в виду то, с какой легкостью люди, в большинстве своем выросшие в лоне Церкви, оказались ее гонителями.

Несмотря на все усилия большевистской власти, «врата ада не одолели» Церковь вовсе не потому, что возглавившие ее иерархи пошли на известные компромиссы с «органами», продолжил он. «Церковь сохранил Христос», и сила катакомбных христиан была в сохранении общины. На семинаре упоминалось об опыте общинной православной жизни в Русском Зарубежье. В частности, лондонская община, которую «вырастил» митрополит Антоний Сурожский, опиралась на опыт гонимой Русской Церкви, свидетельствовала Елена Садовникова - духовная дочь митрополита Антония. Как отметил о.Георгий, третий урок новомучеников тоже пока не усвоен: «В нашей Церкви почти нет общины - основополагающей точки опоры для Церкви».

Таким образом, задача почитателей новомучеников - «не попрать то кровью написанное завещание нам: жить в Церкви Христа, а не в предприятии по удовлетворению недоразвившихся религиозных запросов обывателей». Мы же, по словам священника, «упорно следуем тенденциям, которые привели нашу церковную жизнь к глубокому кризису, мы ухитряемся быть агрессивно-слабыми». При этом «триумфализм, накачиваемый в Церкви методами православного агитпропа, свидетельствует о том, что мы потеряли чувство реальности».

«Что делать?» - прозвучал из зала любимый русский вопрос. «Жить не по лжи» и созидать общинную жизнь, ответил о.Георгий. Не собираются опускать руки и священники, выступившие в рамках дискуссии. «Продолжать работать, не сбегая, созидать, не афишируя и не противопоставляя себя…, не бояться сомнений, поверить в себя как в личность», - своеобразный девиз предложил протоиерей Владимир Архипов, которому хорошо известен опыт духовных чад новомучеников российских. «В Церкви так много всего надо делать!» -- вторил ему протоиерей Владислав Каховский, напомнивший, что, помимо опыта новомучеников, у сегодняшних православных есть и еще одна важная опора - богословие и опыт общинной жизни Русского Зарубежья.

Москва, 5 апреля, Благовест-инфо


церковное, христианство, россия, идеология

Previous post Next post
Up