Проект «Храмы Липецка. Прошлое и настоящее». Успенская кладбищенская церковь

Oct 24, 2012 11:55


Каменная Успенская кладбищен­ская церковь была построена за городской
чертой Липецка, не­подалеку от Преображенского храма. Она не
сохранилась до наших дней и сегодня на месте храма находится небольшой
пустырь между современными жилыми домами к югу от продовольственного
магазина «Корзинка» на пл. Победы.





Храм во имя Успения Пресвятой Бо­городицы был начат строительством на
средства прихожанина Покровской церкви купца III гильдии Игнатия
Се­мёновича Богданова по благословен­ной грамоте Преосвященного
Арсе­ния, епископа Тамбовского и Шацкого, выданной 18 октября 1835 г.
Этот чу­дом сохранившийся в поздней копии документ настолько уникален
для исто­рии липецкого храмоздательства, что стоит привести его
полностью и с со­хранением орфографии: «Божиею милостию Смиренный
Арсений Епископ Тамбовский и Шацкий по благодати, дару и власти
Всесвятаго и Животворящаго Духа, данной нам от самого Великаго Архиерея,
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чрез святые и священные его
апостолы, и их намест­ники и преемники благословили мы го­рода Липецка
Покровской церкви при­хожанину купцу Игнату Семёнову сы­ну Богданову
устроить вне города ка­менным зданием кладбищенскую цер­ковь во имя
Успения Пресвятыя Бого­родицы с двумя приделами, - первый из них во имя
Святого священномученика Игнатия Богоносца, а второй Святыя
великомученицы Варвары. На удобном, по свидетельству благочиннаго месте,
по приложенному плану и фа­саду Нами подписанному, по чину Гре-
короссийскому. По построении оную церковь украсить Иконостасом и
свя­тыми иконами, в числе коих, сборных, разномерных и не искусно
писанных отнють не помещать, а убрать благо­чинно и благопристойно,
также цер­ковной утварию, олтарными священно-церковнослужительскими
облаче­ниями и книгами всего церковнаго круга с надписанием по листам на
имя тоя церкви и прочим... Престол и жерт­венник построить в вышину
одного ар­шина и семи вершков <...> а в длину и ширину соображаясь
пространству ал­таря. Строение оной церкви произво­дить в точность
вышеозначенных пла­на и фасада, что ж следует до прочнос­ти строения, то
наблюдать, чтобы ук­репления потребныя были, пекщись о прочности и
благолепии. При заложе­нии и основании сей церкви для надлежащаго по
церковному чиноположе­нию исполнения быть ведомственному благочинному и
тоя церкви священно- церковнослужителям. По совершен­ном же тоя церкви
окончании и всего приличествующаго к освящению приуготовлении, учиня
опись церковному имуществу, представить к нам и про­сить об освящении
церкви. Во свиде­тельство сего и дана сия от нас благо­словенная
храмозданная грамота, ру­кою нашею подписанная и печатью ут­верждённая в
Богоспасаемом граде Тамбове, в Крестовой Нашей Архи­ерейской Палате.
Лето мироздания 7344-е от Рождества же по плоти Госпо­да и Бога и Спаса
нашего Иисуса Хрис­та. 1835-е октября в 18 день».

В следующем году строительство бы­ло начато, а окончено в 1839 г. В
1840 г. состоялось освящение главного храмо­вого престола во имя Успения
Пресвя­той Богородицы. Кроме главного алта­ря Успенского храма, в то же
время, как и предполагалось, были устроены два придельных. В северном
приделе престол был посвящён святой велико­мученице Варваре. В южном
тёплом приделе престол был освящен во имя небесного покровителя
строителя хра­ма святого Игнатия Богоносца.

Придел св. Игнатия Богоносца был сделан тёплым, он отапливался двумя
утермартовскими печами. Придел от­делялся от основного помещения хра­ма
деревянной перегородкой, которая была оштукатурена с обеих сторон. В
центре перегородки находились двой­ные остеклённые рамы.

В плане храмовая часть Успенской церкви представляла собой
правиль­ный равноконечный крест размером 30×30 арш. Высота храма
составляла 36 арш., до карниза - 10 арш., а площадь равнялась 64 кв.
саженями. Фасады первого яруса храма были украшены четырёхколонными
портиками дори­ческого ордера. Круглый барабан вто­рого яруса с восемью
оконными про­ёмами был обработан пилястрами и увенчан сферическим
куполом с глу­хим барабаном, серебряными главкой и крестом. Всего в
храме было 12 боль­ших окон, и 8 в куполе. Кровля храма была выкрашена в
сиреневый цвет, а фасады выбелены.

В интерьерах стены были окрашены в сиреневый цвет, своды - в белый, а
купол - в голубой. Стены тёплого Игнатьевского придела были окрашены
масляной краской. Остальная часть храма окрашена клеевою краской и лишь
панели - масляной.

Иконостас первоначально устроен двухъярусным, украшен колоннами и
полуколоннами, карнизы и рамы были вызолочены. Иконостас главного
пре­стола выкрашен в красный цвет, при­дельных - в зелёный. Высота
главного иконостаса составляла 10 арш. 3 верш., двух придельных - по 8
арш. 2 верш. Общая длина - 9 саж. 2 арш. 12 верш.Но расписан храм был не
полностью - на стенах главного алтаря находились изображения четырёх
евангелистов.

Изначально колокольни у храма не было, и колокола весом 45, 11,3 пуда
4 фунта, 1,5 пуда и 20-фунтовый разме­щались на устроенной для этого
звон­нице - деревянном «отдельно устро­енном помещении» размером 5 арш.
15 верш, на 5 арш. 2 верш, и высотой 2 саж. В 1887 г. прихожанка церкви
ли­пецкая мещанка Ольга Петровна Подкопаева завещала Успенскому храму на
строительство колокольни 3 000 руб­лей. Любопытно, что своё завещание
О.П. Подкопаева сделала в устной фор­ме, но выполнено оно было её сыном
Иваном Николаевичем, который через некоторое время принёс указанную
матерью сумму священнику Израиль­скому с объяснением обстоятельств
пожертвования! Проект отдельно стоя­щей каменной четырехъярусной
коло­кольни, которую предполагалось построить в 4-х саженях от самой
церкви, был утверждён 11 декабря 1890 г.

Торжественная закладка камня в основание колокольни состоялась в мае
1891 г. Сначала в храме была отслу­жена литургия благочинным Липецко­го
округа о. Семёном Песковым в сослужении со священниками Михаилом
Платоновым, Александром Смолевым и Павлом Израильским. Причем
насто­ятель Успенской церкви о. Павел ска­зал после службы
прочувственное сло­во «об усердии русского народа к хра­мам Божиим и к
возведению церков­ных построек». После этого в котлова­не, вырытом под
фундамент колоколь­ни, указанным духовенством был от­служен молебен, в
заключении кото­рого диакон провозгласил многолетие государю, Синоду,
местному епископу, духовенству, всем православным хрис­тианам и отдельно
Марии Ивановне Русиновой, официально назначенной указом правящего
архиерея строительницей колокольни. После этого была провозглашена
вечная память рабе Божией Ольге, чей щедрый дар сделал возможным
сооружение звонницы.

Затем, по традиции, священник Па­вел Израильский, ктитор Василий
Се­мёнович Русинов и Мария Ивановна Русинова положили по кирпичу в углы
котлована, а строительница по русско­му обычаю положила ещё «в каждом
углу под кирпичи по серебряному руб­лю». За летние месяцы того же года
был выстроен первый ярус колокольни. Когда закончились пожертвованные
Подкопаевой деньги, все расходы на продолжение строительства второго и
третьего ярусов взяла на себя вдова 2-й гильдии купца Мария Ивановна
Руси­нова, и до этого активно помогавшая строительству. На завершение
работ ей было пожертвовано ещё 3 230 руб­лей в пользу Успенской церкви.
Имен­но благодаря её иждивению в 1894 г.

было завершено сооружение трёхъя­русной колокольни, имевшей в основа­нии 4×4 саж., а высоту до карниза - 11 саж. 2 арш.

В 1897 г. на звоннице Успенской церкви звали к заутрене прихожан два
больших колокола - в 170 и 60 пудов и несколько мелких. Большие колокола
были подарены храму Михаилом Пав­ловичем Коликовым - московским купцом,
имевшим липецкие корни (скончался в 1916 г. и погребён на
Пре­ображенском кладбище г. Липецка, где находится фамильный некрополь
Коликовых. - Прим. авт.).

Вместо разбившегося большого ко­локола на звонницу Успенского храма
25 марта 1916 г. был поднят новый - весом 168 пудов 23 фунта. Подъём
ко­локола начали в полдень, а в 2 часа по полудни он уже был укреплён на
коло­кольне.

Прихожане Успенской церкви не могли похвастать особым достатком и,
следовательно, не имели возможности часто и много жертвовать на
содержа­ние и украшение своего храма. Одна­ко, благодаря «тщанию и
усердию» её священно- и церковнослужителей, ктиторов храма, а также
попечению со стороны различных благотворителей, Успенская церковь
постепенно обуст­раивалась и принимала боголепный вид. Большую роль при
этом играло церковно-приходское попечительство, открытое при Успенском
храме в 1897 г. под председательством священ­ника П.П. Израильского. Но
ещё в 1887 г. на средства жертвователей мес­тные иконы храма были
украшены ри­зами, промыт и возобновлён весь ико­ностас. В 1888 г. при
входе в храм уст­роен стеклянный тамбур с тремя две­рями. В 1898 г.
священник Павел Пет­рович Израильский устроил в тёплом приделе св.
Игнатия Богоносца новый иконостас.

В 1901 г. храмовая ограда, пришед­шая к тому времени в ветхость, была
возобновлена, а часовня у кладбищен­ской ограды, прилегающей к большой
дороге, отреставрирована. В 1903 г. на средства церковного старосты
Ивана Фёдоровича Назарова устроена новая стеклянная перегородка между
тёплой и холодной церквями и закуплена цер­ковная утварь и облачения. В
1904 г. в Успенский храм неизвестными благо­творителями пожертвованы три
боль­ших киота с иконами святых Сергия Радонежского, Николая Чудотворца
и Серафима Саровского. В 1908 г. на средства ктитора церкви Павла
Дмит­риевича Степанова была обновлена резьба и позолота на иконостасе в
при­деле св. Варвары. За это, а также за приобретение для Успенского
храма запрестольного семисвечника и боль­шого подсвечника, стоивших
более 887 руб., П.Д. Степанову была объявлена благодарность от
епархиального на­чальства. В 1917 г. в церкви было смон­тировано
электрическое освещение.

В 1892 г. в приходе Успенского хра­ма насчитывалось 127 дворов, в них
проживало 380 мужчин и 434 женщи­ны. К 1917 г. прихожан было 402
муж­чины и 411 женщин и, по свидетельст­ву современника, они были
«...очень усердны к церковному богослужению, говению, исповеди и
причастию Св. Тайн, к слушанию бесед и поучений ду­шеспасительных, также
поминают усопших и иногда служат молебны <...> очень преданы
церкви».

Храму принадлежало 2 десятины 2 208 кв. саженей земли, из них 1 дес.
504 кв. саж. занимал сад. Церковная земля приносила более 100 руб.
дохода в год. Храмовая библиотека состояла из 70 томов. При церкви была
дере­вянная сторожка и каменная кухня.

Вокруг храма была построена ка­менная стена, внутри которой
распола­галось Успенское кладбище. Погост за­нимал 3 десятины 384
сажени.

В 1889 г. территория Успенского кладбища была благоустроена, всё
кладбище было разбито на кварталы, устроены дорожки и заведён порядок в
погребении умерших, а до этого време­ни, по словам современника,
«хорони­ли покойников, кто где хотел». Позднее кроме старого кладбища с
восточной стороны храма, было устроено но­вое - с западной стороны.

В первые годы Успенская церковь не имела своего прихода, выполняя
функцию кладбищенского храма, в ко­тором только лишь отпевали умерших
перед погребением на местном кладби­ще. Службу совершали
священнослу­жители Троицкой церкви, к которой был приписан Успенский
храм. Лишь в 1858 г. храму был назначен самостоя­тельный штат священно- и
церковно­служителей в составе одного священ­ника и двух причетников (с
1870 г. - священника и псаломщика) и выделен собственный приход, в
который отве­дены окраинные, далеко не самые бо­гатые дома Липецка.
Первым настояте­лем Успенской церкви стал учитель Липецкого духовного
училища Дмит­рий Александрович Болховитинов. Родился он в 1825 г. в
семье дьячка Воз­несенской церкви Липецка, обучался в Тамбовской
духовной семинарии, в 1858 г. рукоположен в священника к Успенской
церкви. В августе 1881 г. протоиерей Д.А. Болховитинов был пе­реведён к
Древне-Успенскому храму, а на его место назначен Павел Петрович
Израильский.

П.П. Израильский родился 19 нояб­ря 1853 г. в семье священника
бывшего города Доброго Лебедянского уезда. По окончании курса наук в
Тамбов­ской духовной семинарии в 1874 г. по­ступил учителем
русско-славянского языка в Липецкое духовное училище. В 1881 г.
рукоположен в священника к Успенскому храму, в котором настоятельствовал
до 1909 г. В качестве насто­ятеля Успенской церкви Пётр Петро­вич
Израильский за «усердное испол­нение пастырских обязанностей» и
законоучительскую деятельность в Ус­пенской церковно-приходской школе,
Липецком приходском училище и Диконской земской школе о. Павел был
удостоен большинства возможных для священника наград: благодарности от
епархиального начальства, набедрен­ника (1886 г.), скуфьи (1894 г.),
ками­лавки (1903 г.) и наперсного креста от Святейшего Синода (1906 г.).
Уже в ка­честве священника Троицкой церкви (в 1909- 1912 гг.) и
настоятеля Покров­ского храма г. Липецка (с 1912 г.) П.П. Израильский
был Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны III степени (1910 г.),
награждён саном про­тоиерея (1914 г.) и палицей (1918 г.).

В сохранившейся летописи Успен­ской церкви описывается несколько
интересных случаев, связанных с исто­рией самого храма или его причта.
Так, в октябре 1894 г. в Успенском храме по подлинным и несомненным
крестьян­ским документам венчался некто Фё­дор Шейнов, оказавшийся
афонским иеродиаконом, постриженным неза­долго до этого в Исаакиевском
соборе Петербурга. Дело вскрылось, было учинено следствие, которое и
выясни­ло, что Шейнов, приняв монашеский постриг, не оформил должным
обра­зом документы и не уволился из крес­тьянского сословия. Когда же
ему ста­ла «неудобна ряса, он переоделся, об­рился <...> явился в
свою волость и, взяв свои крестьянские документы», венчался в Успенской
церкви Липецка. В конце концов священник Павел Из­раильский и псаломщик
были призна­ны виновным в том, что не сделали ог­лашения на родине
жениха и оштрафо­ваны на 25 руб. с внесением записи об этом в
формулярный список. Автор за­писи об этом «несчастье» в летописи храма
так эмоционально подвел итог истории: «А слёз горьких всей семьёй
священника было пролито столько, что если бы все собрать вместе, то в
них можно было бы утопить злодея Шейнова».

Другое происшествие случилось в Успенском храме 10 августа 1904 г.
Но­чью неизвестные злоумышленники, взломав решетки на окнах, проникли в
здание церкви и, взяв три рубля из цер­ковного ящика, ушли, прихватив
также с собой три серебряных креста, два ко­пия, лжицу и крестильный
ящик. Впрочем, все эти вещи были найдены утром брошенными недалеко от
храма. Сразу же на место нахождения священных предметов из храма был
совершён крестный ход, после которого отслу­жен молебен с водосвятием и
чтением акафиста Успения Божией Матери. После чего о. Павел сказал
прочувст­венную речь, в которой доказывал, что все несчастья, которые
терпит Земля Русская, есть Божия казнь за наши преступления. Затем о.
настоятель призвал всех присутствующих к покая­нию и молитвам за
святотатцев, окро­пил святой водою лежащие на земле священные предметы,
«стал пред ними на колени и облобызал каждый из них отдельно, омочив
горькими слезами». Его примеру последовала громадная толпа народа,
собравшаяся со всего го­рода на это печальное зрелище и занявшая всю
площадь перед храмом. По словам очевидца, «трудно описать плач, стоны и
вопли большой толпы на­рода, на коленях ползающей от одной святыни к
другой». После того, как все приложились к священным предметам, они были
крестным ходом при коло­кольном звоне перенесены назад в церковь, а на
месте их нахождения тут же была сооружена куча больших кам­ней.

При Успенской церкви действовала первая в Липецке церковно-приходская
школа, открытая 30 ноября 1884 г. священником Павлом Петровичем
Из­раильским в собственном доме. Содер­жалась она на средства попечителя
- липецкого купца Василия Семёновича Русинова, являвшегося с 11 марта
1878 г. старостой храма. Усердные тру­ды B.C. Русинова по благоукрашению
Успенского храма и его постоянная и щедрая помощь школе были отмечены в
1895 г. Высочайшей наградой - сере­бряной медалью на Станиславской
лен­те.

Для Успенской школы в 1893 г. нача­ли строить новое просторное
каменное здание. На его строительство от епар­хиального училищного
совета было по­лучено пособие в 200 рублей, священ­ник П.П. Израильский
пожертвовал 153 руб. 80 коп., а попечитель школы Василий Семёнович
Русинов - 150 рублей. Всего набрали 703 руб. 80 коп. Собранной суммы не
хватило для окон­чания строительства, и тогда училищ­ный совет в 1897 г.
выделил ещё 150 рублей. В этом же году новое здание Успенской церковной
школы приняло учеников. Одноэтажная кирпичная школа имела 6 комнат.

Посетивший 14 октября 1896 г. шко­лу при Успенском храме епископ
Там­бовский и Шацкий Александр, отметил и «сердечное сочувствие
священника к делу народного образования», и хоро­шую подготовку её
учеников, которые «очень стройно пропели всё положен­ное при
архиерейской встрече». В 1899 г. храм и церковно-приходскую школу при
нём, где обучалось до 70 че­ловек, посетил Преосвященный Геор­гий,
епископ Тамбовский и Шацкий.

В 1916 г. в школе при Успенской церкви обучались 18 мальчиков и 25
де­вочек, заведующим и законоучителем школы был священник Алексей
Ивано­вич Архангельский, учительницей - Лидия Константиновна
Богословская.

Священник Алексей Архангель­ский, исполнявший обязанности на­стоятеля
храма с 1909 г., стал свидетелем и участником взаимоотношений церкви с
новой властью, первым актом которых стала опись, а затем - 22 мар­та
1922 г. - изъятие из Успенского хра­ма серебряной утвари, потянувшей
ве­сом на 12 фунтов 14 золотников 48 до­лей, а стоимостью на 2 886 000
рублей. Согласно составленной при этом описи имущества, в храме было два
серебря­ных с позолотой потира, два таких же дискоса, две лжицы, сосуд
для мира, две серебряные звездницы, иконы Ус­пения Божией Матери в
серебряном с позолотой окладе, Скорбящей Божией Матери с серебряным
венцом, свв. Ки­рилла и Мефодия на полотне в золотой ризе, Богородицы с
Предстоящими св. Зинаидой и св. Марией в серебряной ризе, св. Варвары,
три иконы Спасителя, Евангелие в серебряном окладе, два серебряных с
позолотой креста, крест малый серебряный, четыре серебря­ных с позолотой
тарелочки, два сереб­ряных ковша, ковш серебряный с по­золотой,
дарохранительница серебря­ная с позолотой, серебряное кадило и также
серебряное облачение на пре­стол.

Кроме того, в Успенской церкви хранилось имущество одной из церк­вей
Виленской губернии, переданные туда на хранение ещё в начале Первой
мировой войны. Среди этих вещей бы­ла Казанская икона Божией Матери в
серебряной ризе, крест серебряный с позолотой, крест серебряный, икона
Пресвятой Богородицы «Всех скорбя­щих радость» в серебряной ризе,
даро­хранительница, пожертвованная вели­ким князем Николаем
Александрови­чем, чаша, две звездницы и два диско­са.

В документах 1927 г. представители местной власти отмечали, что в
прихо­де Успенской церкви начитывалось всего 500 человек. Так готовилась
поч­ва для закрытия храма. В приходе Ус­пенской церкви в это время были
ули­цы Крайняя, Гульбищенская (Пушки­на), Горького, Советская,
Первомай­ская, Октябрьская, Красноармей­ская. Но ещё несколько лет клир
хра­ма и его прихожане справлялись с на­тиском местных органов власти,
искав­ших поводы и причины для прекраще­ния в храме богослужений.

Лишь 16 ноября 1934 г. священник Добролюбов под давлением властей был
вынужден передать Липецкой МТС южную сторону церкви под об­щежитие
сроком на 5 лет. В следую­щем году часть храма передали на 5 лет
бесплатно МТС, а в 1937-1938 гг. её использовал промкомбинат.

Но частичное использование Успен­ской церкви не устраивало местную
власть. В её задачу входила полная лик­видация православных храмов
города, в том числе и Успенского. Поэтому 29 августа 1939 г. президиум
Липецкого горсовета, заслушав ходатайство РК ВКП(б) и автоколонны о
передаче пол­ностью здания Успенской церкви в распоряжение автоколонны,
постано­вил: «Учитывая, что Успенская кладбищенская церковь является
бесприход­ной, религиозная община распалась и обряды не совершаются с
1935 г., зда­ние церкви с 1937 г. на три четверти за­нято мастерской
автоколонны, нужда­ющейся в расширении и устройстве га­ража путём
использования четвёртой части, занятой в настоящее время цер­ковным,
никем не охраняемым имуще­ством, могущим подвергнуться расхи­щению,
бывшую Успенскую церковь закрыть и освободившуюся часть пере­дать
автоколонне. Просить облиспол­ком утвердить решение».

Желая создать хотя бы видимость законности и обоснованности такого
решения, Липецкий горсовет, проведя предварительно подготовительную
ра­боту, 10 июня 1940 г. объявил о воз­можной сдаче храма в аренду
верую­щим. Желающих, естественно, не на­шлось, и 19 октября 1940 г.
последовало официальное решение Липецкого го­рисполкома, подписанное его
секрета­рём Мамаевым, о закрытии Успенско­го храма, согласно акту от 20
февраля 1940 г., «как опасного для эксплуата­ции». После этого в бывшем
Успенском храме уже официально и с полным правом были устроены гараж и
автома­стерские.

Посетившая в 1944 г. Липецк группа специалистов и студентов
Московско­го архитектурного института нашла Успенскую церковь в
следующем со­стоянии: «Кровля только на куполе, вы­нуты все
металлические связи, плачев­ное состояние интерьера - побиты стены,
разворочен пол, в храм сгоняют скот из бойни, от кладбища сохрани­лись
только кое-где могильные плиты, ограды нет <.„> в такое состояние
цер­ковь пришла в последние 10- 12 лет». Кроме того, во время Великой
Отечест­венной войны «за ненадобностью» бы­ла снесена колокольня
Успенской цер­кви. Такая же судьба ждала со време­нем и сам храм.




В 1962 г. его предполагалось снести для строительства автовокзала на
быв­шей Колхозной площади (ныне пл. По­беды). Затем, в 1973 г., была
предпри­нята попытка устроить в здании Успен­ского храма пивной бар
«Золотой пету­шок». Слухи об этом настолько сильно возмутили многих
верующих липчан, что власти не решились так откровен­но и кощунственно
оскорблять их чув­ства. Было принято другое, не менее действенное
средство в борьбе с глав­ным врагом советского образа жиз­ни -
Православной Церковью. Все, что осталось от Успенского храма к этому
времени, было взорвано, а клад­бище у его стен попросту уничтожено.



Сегодня большинство жителей и гостей города, посещающих оживлен­ный

район возле продовольственного магазина и Центрального рынка на пл.
Победы, даже не догадывается, что в нескольких шагах от этого бойкого
торгового места ещё несколько десят­ков лет назад стоял Успенский храм,
окруженный крестами на могилах на­ших предков.



К сожалению, сегодня это памятное для православных липчан место не отмечено даже общим крес­том. В наших силах это исправить...

Использована информация книги Клокова А.Ю., Найдёнова А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г.
Оригинал статьи на сайте Липландия.
Previous post Next post
Up