Каменная Успенская кладбищенская церковь была построена за городской
чертой Липецка, неподалеку от Преображенского храма. Она не
сохранилась до наших дней и сегодня на месте храма находится небольшой
пустырь между современными жилыми домами к югу от продовольственного
магазина «Корзинка» на пл. Победы.
Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был начат строительством на
средства прихожанина Покровской церкви купца III гильдии Игнатия
Семёновича Богданова по благословенной грамоте Преосвященного
Арсения, епископа Тамбовского и Шацкого, выданной 18 октября 1835 г.
Этот чудом сохранившийся в поздней копии документ настолько уникален
для истории липецкого храмоздательства, что стоит привести его
полностью и с сохранением орфографии: «Божиею милостию Смиренный
Арсений Епископ Тамбовский и Шацкий по благодати, дару и власти
Всесвятаго и Животворящаго Духа, данной нам от самого Великаго Архиерея,
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чрез святые и священные его
апостолы, и их наместники и преемники благословили мы города Липецка
Покровской церкви прихожанину купцу Игнату Семёнову сыну Богданову
устроить вне города каменным зданием кладбищенскую церковь во имя
Успения Пресвятыя Богородицы с двумя приделами, - первый из них во имя
Святого священномученика Игнатия Богоносца, а второй Святыя
великомученицы Варвары. На удобном, по свидетельству благочиннаго месте,
по приложенному плану и фасаду Нами подписанному, по чину Гре-
короссийскому. По построении оную церковь украсить Иконостасом и
святыми иконами, в числе коих, сборных, разномерных и не искусно
писанных отнють не помещать, а убрать благочинно и благопристойно,
также церковной утварию, олтарными священно-церковнослужительскими
облачениями и книгами всего церковнаго круга с надписанием по листам на
имя тоя церкви и прочим... Престол и жертвенник построить в вышину
одного аршина и семи вершков <...> а в длину и ширину соображаясь
пространству алтаря. Строение оной церкви производить в точность
вышеозначенных плана и фасада, что ж следует до прочности строения, то
наблюдать, чтобы укрепления потребныя были, пекщись о прочности и
благолепии. При заложении и основании сей церкви для надлежащаго по
церковному чиноположению исполнения быть ведомственному благочинному и
тоя церкви священно- церковнослужителям. По совершенном же тоя церкви
окончании и всего приличествующаго к освящению приуготовлении, учиня
опись церковному имуществу, представить к нам и просить об освящении
церкви. Во свидетельство сего и дана сия от нас благословенная
храмозданная грамота, рукою нашею подписанная и печатью утверждённая в
Богоспасаемом граде Тамбове, в Крестовой Нашей Архиерейской Палате.
Лето мироздания 7344-е от Рождества же по плоти Господа и Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа. 1835-е октября в 18 день».
В следующем году строительство было начато, а окончено в 1839 г. В
1840 г. состоялось освящение главного храмового престола во имя Успения
Пресвятой Богородицы. Кроме главного алтаря Успенского храма, в то же
время, как и предполагалось, были устроены два придельных. В северном
приделе престол был посвящён святой великомученице Варваре. В южном
тёплом приделе престол был освящен во имя небесного покровителя
строителя храма святого Игнатия Богоносца.
Придел св. Игнатия Богоносца был сделан тёплым, он отапливался двумя
утермартовскими печами. Придел отделялся от основного помещения храма
деревянной перегородкой, которая была оштукатурена с обеих сторон. В
центре перегородки находились двойные остеклённые рамы.
В плане храмовая часть Успенской церкви представляла собой
правильный равноконечный крест размером 30×30 арш. Высота храма
составляла 36 арш., до карниза - 10 арш., а площадь равнялась 64 кв.
саженями. Фасады первого яруса храма были украшены четырёхколонными
портиками дорического ордера. Круглый барабан второго яруса с восемью
оконными проёмами был обработан пилястрами и увенчан сферическим
куполом с глухим барабаном, серебряными главкой и крестом. Всего в
храме было 12 больших окон, и 8 в куполе. Кровля храма была выкрашена в
сиреневый цвет, а фасады выбелены.
В интерьерах стены были окрашены в сиреневый цвет, своды - в белый, а
купол - в голубой. Стены тёплого Игнатьевского придела были окрашены
масляной краской. Остальная часть храма окрашена клеевою краской и лишь
панели - масляной.
Иконостас первоначально устроен двухъярусным, украшен колоннами и
полуколоннами, карнизы и рамы были вызолочены. Иконостас главного
престола выкрашен в красный цвет, придельных - в зелёный. Высота
главного иконостаса составляла 10 арш. 3 верш., двух придельных - по 8
арш. 2 верш. Общая длина - 9 саж. 2 арш. 12 верш.Но расписан храм был не
полностью - на стенах главного алтаря находились изображения четырёх
евангелистов.
Изначально колокольни у храма не было, и колокола весом 45, 11,3 пуда
4 фунта, 1,5 пуда и 20-фунтовый размещались на устроенной для этого
звоннице - деревянном «отдельно устроенном помещении» размером 5 арш.
15 верш, на 5 арш. 2 верш, и высотой 2 саж. В 1887 г. прихожанка церкви
липецкая мещанка Ольга Петровна Подкопаева завещала Успенскому храму на
строительство колокольни 3 000 рублей. Любопытно, что своё завещание
О.П. Подкопаева сделала в устной форме, но выполнено оно было её сыном
Иваном Николаевичем, который через некоторое время принёс указанную
матерью сумму священнику Израильскому с объяснением обстоятельств
пожертвования! Проект отдельно стоящей каменной четырехъярусной
колокольни, которую предполагалось построить в 4-х саженях от самой
церкви, был утверждён 11 декабря 1890 г.
Торжественная закладка камня в основание колокольни состоялась в мае
1891 г. Сначала в храме была отслужена литургия благочинным Липецкого
округа о. Семёном Песковым в сослужении со священниками Михаилом
Платоновым, Александром Смолевым и Павлом Израильским. Причем
настоятель Успенской церкви о. Павел сказал после службы
прочувственное слово «об усердии русского народа к храмам Божиим и к
возведению церковных построек». После этого в котловане, вырытом под
фундамент колокольни, указанным духовенством был отслужен молебен, в
заключении которого диакон провозгласил многолетие государю, Синоду,
местному епископу, духовенству, всем православным христианам и отдельно
Марии Ивановне Русиновой, официально назначенной указом правящего
архиерея строительницей колокольни. После этого была провозглашена
вечная память рабе Божией Ольге, чей щедрый дар сделал возможным
сооружение звонницы.
Затем, по традиции, священник Павел Израильский, ктитор Василий
Семёнович Русинов и Мария Ивановна Русинова положили по кирпичу в углы
котлована, а строительница по русскому обычаю положила ещё «в каждом
углу под кирпичи по серебряному рублю». За летние месяцы того же года
был выстроен первый ярус колокольни. Когда закончились пожертвованные
Подкопаевой деньги, все расходы на продолжение строительства второго и
третьего ярусов взяла на себя вдова 2-й гильдии купца Мария Ивановна
Русинова, и до этого активно помогавшая строительству. На завершение
работ ей было пожертвовано ещё 3 230 рублей в пользу Успенской церкви.
Именно благодаря её иждивению в 1894 г.
было завершено сооружение трёхъярусной колокольни, имевшей в основании 4×4 саж., а высоту до карниза - 11 саж. 2 арш.
В 1897 г. на звоннице Успенской церкви звали к заутрене прихожан два
больших колокола - в 170 и 60 пудов и несколько мелких. Большие колокола
были подарены храму Михаилом Павловичем Коликовым - московским купцом,
имевшим липецкие корни (скончался в 1916 г. и погребён на
Преображенском кладбище г. Липецка, где находится фамильный некрополь
Коликовых. - Прим. авт.).
Вместо разбившегося большого колокола на звонницу Успенского храма
25 марта 1916 г. был поднят новый - весом 168 пудов 23 фунта. Подъём
колокола начали в полдень, а в 2 часа по полудни он уже был укреплён на
колокольне.
Прихожане Успенской церкви не могли похвастать особым достатком и,
следовательно, не имели возможности часто и много жертвовать на
содержание и украшение своего храма. Однако, благодаря «тщанию и
усердию» её священно- и церковнослужителей, ктиторов храма, а также
попечению со стороны различных благотворителей, Успенская церковь
постепенно обустраивалась и принимала боголепный вид. Большую роль при
этом играло церковно-приходское попечительство, открытое при Успенском
храме в 1897 г. под председательством священника П.П. Израильского. Но
ещё в 1887 г. на средства жертвователей местные иконы храма были
украшены ризами, промыт и возобновлён весь иконостас. В 1888 г. при
входе в храм устроен стеклянный тамбур с тремя дверями. В 1898 г.
священник Павел Петрович Израильский устроил в тёплом приделе св.
Игнатия Богоносца новый иконостас.
В 1901 г. храмовая ограда, пришедшая к тому времени в ветхость, была
возобновлена, а часовня у кладбищенской ограды, прилегающей к большой
дороге, отреставрирована. В 1903 г. на средства церковного старосты
Ивана Фёдоровича Назарова устроена новая стеклянная перегородка между
тёплой и холодной церквями и закуплена церковная утварь и облачения. В
1904 г. в Успенский храм неизвестными благотворителями пожертвованы три
больших киота с иконами святых Сергия Радонежского, Николая Чудотворца
и Серафима Саровского. В 1908 г. на средства ктитора церкви Павла
Дмитриевича Степанова была обновлена резьба и позолота на иконостасе в
приделе св. Варвары. За это, а также за приобретение для Успенского
храма запрестольного семисвечника и большого подсвечника, стоивших
более 887 руб., П.Д. Степанову была объявлена благодарность от
епархиального начальства. В 1917 г. в церкви было смонтировано
электрическое освещение.
В 1892 г. в приходе Успенского храма насчитывалось 127 дворов, в них
проживало 380 мужчин и 434 женщины. К 1917 г. прихожан было 402
мужчины и 411 женщин и, по свидетельству современника, они были
«...очень усердны к церковному богослужению, говению, исповеди и
причастию Св. Тайн, к слушанию бесед и поучений душеспасительных, также
поминают усопших и иногда служат молебны <...> очень преданы
церкви».
Храму принадлежало 2 десятины 2 208 кв. саженей земли, из них 1 дес.
504 кв. саж. занимал сад. Церковная земля приносила более 100 руб.
дохода в год. Храмовая библиотека состояла из 70 томов. При церкви была
деревянная сторожка и каменная кухня.
Вокруг храма была построена каменная стена, внутри которой
располагалось Успенское кладбище. Погост занимал 3 десятины 384
сажени.
В 1889 г. территория Успенского кладбища была благоустроена, всё
кладбище было разбито на кварталы, устроены дорожки и заведён порядок в
погребении умерших, а до этого времени, по словам современника,
«хоронили покойников, кто где хотел». Позднее кроме старого кладбища с
восточной стороны храма, было устроено новое - с западной стороны.
В первые годы Успенская церковь не имела своего прихода, выполняя
функцию кладбищенского храма, в котором только лишь отпевали умерших
перед погребением на местном кладбище. Службу совершали
священнослужители Троицкой церкви, к которой был приписан Успенский
храм. Лишь в 1858 г. храму был назначен самостоятельный штат священно- и
церковнослужителей в составе одного священника и двух причетников (с
1870 г. - священника и псаломщика) и выделен собственный приход, в
который отведены окраинные, далеко не самые богатые дома Липецка.
Первым настоятелем Успенской церкви стал учитель Липецкого духовного
училища Дмитрий Александрович Болховитинов. Родился он в 1825 г. в
семье дьячка Вознесенской церкви Липецка, обучался в Тамбовской
духовной семинарии, в 1858 г. рукоположен в священника к Успенской
церкви. В августе 1881 г. протоиерей Д.А. Болховитинов был переведён к
Древне-Успенскому храму, а на его место назначен Павел Петрович
Израильский.
П.П. Израильский родился 19 ноября 1853 г. в семье священника
бывшего города Доброго Лебедянского уезда. По окончании курса наук в
Тамбовской духовной семинарии в 1874 г. поступил учителем
русско-славянского языка в Липецкое духовное училище. В 1881 г.
рукоположен в священника к Успенскому храму, в котором настоятельствовал
до 1909 г. В качестве настоятеля Успенской церкви Пётр Петрович
Израильский за «усердное исполнение пастырских обязанностей» и
законоучительскую деятельность в Успенской церковно-приходской школе,
Липецком приходском училище и Диконской земской школе о. Павел был
удостоен большинства возможных для священника наград: благодарности от
епархиального начальства, набедренника (1886 г.), скуфьи (1894 г.),
камилавки (1903 г.) и наперсного креста от Святейшего Синода (1906 г.).
Уже в качестве священника Троицкой церкви (в 1909- 1912 гг.) и
настоятеля Покровского храма г. Липецка (с 1912 г.) П.П. Израильский
был Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны III степени (1910 г.),
награждён саном протоиерея (1914 г.) и палицей (1918 г.).
В сохранившейся летописи Успенской церкви описывается несколько
интересных случаев, связанных с историей самого храма или его причта.
Так, в октябре 1894 г. в Успенском храме по подлинным и несомненным
крестьянским документам венчался некто Фёдор Шейнов, оказавшийся
афонским иеродиаконом, постриженным незадолго до этого в Исаакиевском
соборе Петербурга. Дело вскрылось, было учинено следствие, которое и
выяснило, что Шейнов, приняв монашеский постриг, не оформил должным
образом документы и не уволился из крестьянского сословия. Когда же
ему стала «неудобна ряса, он переоделся, обрился <...> явился в
свою волость и, взяв свои крестьянские документы», венчался в Успенской
церкви Липецка. В конце концов священник Павел Израильский и псаломщик
были признаны виновным в том, что не сделали оглашения на родине
жениха и оштрафованы на 25 руб. с внесением записи об этом в
формулярный список. Автор записи об этом «несчастье» в летописи храма
так эмоционально подвел итог истории: «А слёз горьких всей семьёй
священника было пролито столько, что если бы все собрать вместе, то в
них можно было бы утопить злодея Шейнова».
Другое происшествие случилось в Успенском храме 10 августа 1904 г.
Ночью неизвестные злоумышленники, взломав решетки на окнах, проникли в
здание церкви и, взяв три рубля из церковного ящика, ушли, прихватив
также с собой три серебряных креста, два копия, лжицу и крестильный
ящик. Впрочем, все эти вещи были найдены утром брошенными недалеко от
храма. Сразу же на место нахождения священных предметов из храма был
совершён крестный ход, после которого отслужен молебен с водосвятием и
чтением акафиста Успения Божией Матери. После чего о. Павел сказал
прочувственную речь, в которой доказывал, что все несчастья, которые
терпит Земля Русская, есть Божия казнь за наши преступления. Затем о.
настоятель призвал всех присутствующих к покаянию и молитвам за
святотатцев, окропил святой водою лежащие на земле священные предметы,
«стал пред ними на колени и облобызал каждый из них отдельно, омочив
горькими слезами». Его примеру последовала громадная толпа народа,
собравшаяся со всего города на это печальное зрелище и занявшая всю
площадь перед храмом. По словам очевидца, «трудно описать плач, стоны и
вопли большой толпы народа, на коленях ползающей от одной святыни к
другой». После того, как все приложились к священным предметам, они были
крестным ходом при колокольном звоне перенесены назад в церковь, а на
месте их нахождения тут же была сооружена куча больших камней.
При Успенской церкви действовала первая в Липецке церковно-приходская
школа, открытая 30 ноября 1884 г. священником Павлом Петровичем
Израильским в собственном доме. Содержалась она на средства попечителя
- липецкого купца Василия Семёновича Русинова, являвшегося с 11 марта
1878 г. старостой храма. Усердные труды B.C. Русинова по благоукрашению
Успенского храма и его постоянная и щедрая помощь школе были отмечены в
1895 г. Высочайшей наградой - серебряной медалью на Станиславской
ленте.
Для Успенской школы в 1893 г. начали строить новое просторное
каменное здание. На его строительство от епархиального училищного
совета было получено пособие в 200 рублей, священник П.П. Израильский
пожертвовал 153 руб. 80 коп., а попечитель школы Василий Семёнович
Русинов - 150 рублей. Всего набрали 703 руб. 80 коп. Собранной суммы не
хватило для окончания строительства, и тогда училищный совет в 1897 г.
выделил ещё 150 рублей. В этом же году новое здание Успенской церковной
школы приняло учеников. Одноэтажная кирпичная школа имела 6 комнат.
Посетивший 14 октября 1896 г. школу при Успенском храме епископ
Тамбовский и Шацкий Александр, отметил и «сердечное сочувствие
священника к делу народного образования», и хорошую подготовку её
учеников, которые «очень стройно пропели всё положенное при
архиерейской встрече». В 1899 г. храм и церковно-приходскую школу при
нём, где обучалось до 70 человек, посетил Преосвященный Георгий,
епископ Тамбовский и Шацкий.
В 1916 г. в школе при Успенской церкви обучались 18 мальчиков и 25
девочек, заведующим и законоучителем школы был священник Алексей
Иванович Архангельский, учительницей - Лидия Константиновна
Богословская.
Священник Алексей Архангельский, исполнявший обязанности настоятеля
храма с 1909 г., стал свидетелем и участником взаимоотношений церкви с
новой властью, первым актом которых стала опись, а затем - 22 марта
1922 г. - изъятие из Успенского храма серебряной утвари, потянувшей
весом на 12 фунтов 14 золотников 48 долей, а стоимостью на 2 886 000
рублей. Согласно составленной при этом описи имущества, в храме было два
серебряных с позолотой потира, два таких же дискоса, две лжицы, сосуд
для мира, две серебряные звездницы, иконы Успения Божией Матери в
серебряном с позолотой окладе, Скорбящей Божией Матери с серебряным
венцом, свв. Кирилла и Мефодия на полотне в золотой ризе, Богородицы с
Предстоящими св. Зинаидой и св. Марией в серебряной ризе, св. Варвары,
три иконы Спасителя, Евангелие в серебряном окладе, два серебряных с
позолотой креста, крест малый серебряный, четыре серебряных с позолотой
тарелочки, два серебряных ковша, ковш серебряный с позолотой,
дарохранительница серебряная с позолотой, серебряное кадило и также
серебряное облачение на престол.
Кроме того, в Успенской церкви хранилось имущество одной из церквей
Виленской губернии, переданные туда на хранение ещё в начале Первой
мировой войны. Среди этих вещей была Казанская икона Божией Матери в
серебряной ризе, крест серебряный с позолотой, крест серебряный, икона
Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» в серебряной ризе,
дарохранительница, пожертвованная великим князем Николаем
Александровичем, чаша, две звездницы и два дискоса.
В документах 1927 г. представители местной власти отмечали, что в
приходе Успенской церкви начитывалось всего 500 человек. Так готовилась
почва для закрытия храма. В приходе Успенской церкви в это время были
улицы Крайняя, Гульбищенская (Пушкина), Горького, Советская,
Первомайская, Октябрьская, Красноармейская. Но ещё несколько лет клир
храма и его прихожане справлялись с натиском местных органов власти,
искавших поводы и причины для прекращения в храме богослужений.
Лишь 16 ноября 1934 г. священник Добролюбов под давлением властей был
вынужден передать Липецкой МТС южную сторону церкви под общежитие
сроком на 5 лет. В следующем году часть храма передали на 5 лет
бесплатно МТС, а в 1937-1938 гг. её использовал промкомбинат.
Но частичное использование Успенской церкви не устраивало местную
власть. В её задачу входила полная ликвидация православных храмов
города, в том числе и Успенского. Поэтому 29 августа 1939 г. президиум
Липецкого горсовета, заслушав ходатайство РК ВКП(б) и автоколонны о
передаче полностью здания Успенской церкви в распоряжение автоколонны,
постановил: «Учитывая, что Успенская кладбищенская церковь является
бесприходной, религиозная община распалась и обряды не совершаются с
1935 г., здание церкви с 1937 г. на три четверти занято мастерской
автоколонны, нуждающейся в расширении и устройстве гаража путём
использования четвёртой части, занятой в настоящее время церковным,
никем не охраняемым имуществом, могущим подвергнуться расхищению,
бывшую Успенскую церковь закрыть и освободившуюся часть передать
автоколонне. Просить облисполком утвердить решение».
Желая создать хотя бы видимость законности и обоснованности такого
решения, Липецкий горсовет, проведя предварительно подготовительную
работу, 10 июня 1940 г. объявил о возможной сдаче храма в аренду
верующим. Желающих, естественно, не нашлось, и 19 октября 1940 г.
последовало официальное решение Липецкого горисполкома, подписанное его
секретарём Мамаевым, о закрытии Успенского храма, согласно акту от 20
февраля 1940 г., «как опасного для эксплуатации». После этого в бывшем
Успенском храме уже официально и с полным правом были устроены гараж и
автомастерские.
Посетившая в 1944 г. Липецк группа специалистов и студентов
Московского архитектурного института нашла Успенскую церковь в
следующем состоянии: «Кровля только на куполе, вынуты все
металлические связи, плачевное состояние интерьера - побиты стены,
разворочен пол, в храм сгоняют скот из бойни, от кладбища сохранились
только кое-где могильные плиты, ограды нет <.„> в такое состояние
церковь пришла в последние 10- 12 лет». Кроме того, во время Великой
Отечественной войны «за ненадобностью» была снесена колокольня
Успенской церкви. Такая же судьба ждала со временем и сам храм.
В 1962 г. его предполагалось снести для строительства автовокзала на
бывшей Колхозной площади (ныне пл. Победы). Затем, в 1973 г., была
предпринята попытка устроить в здании Успенского храма пивной бар
«Золотой петушок». Слухи об этом настолько сильно возмутили многих
верующих липчан, что власти не решились так откровенно и кощунственно
оскорблять их чувства. Было принято другое, не менее действенное
средство в борьбе с главным врагом советского образа жизни -
Православной Церковью. Все, что осталось от Успенского храма к этому
времени, было взорвано, а кладбище у его стен попросту уничтожено.
Сегодня большинство жителей и гостей города, посещающих оживленный
район возле продовольственного магазина и Центрального рынка на пл.
Победы, даже не догадывается, что в нескольких шагах от этого бойкого
торгового места ещё несколько десятков лет назад стоял Успенский храм,
окруженный крестами на могилах наших предков.
К сожалению, сегодня это памятное для православных липчан место не отмечено даже общим крестом. В наших силах это исправить...
Использована информация книги Клокова А.Ю., Найдёнова А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г.
Оригинал статьи на
сайте Липландия.