Разговоры о возможной санации “Автовазбанка” не находят подтверждения

Jul 05, 2015 10:40

Эксперты “Бизнес ФМ” не видят причин для того, чтобы владельцы “Автовазбанка” повели его под санацию. Слух о том, что Центробанк рассматривает возможность санации тольяттинского банка, сегодня распространило одно из респектабельных федеральных СМИ.
О том, что в Центробанке обсуждают возможность санации “Автовазбанка”, “Ведомостям” рассказали два неких финансиста, которые в свою очередь, якобы узнали об этом от регулятора. Как стало известно “Бизнес ФМ” информация о том, что тольяттинский банк, по сути, близок к банкротству, не вызвала в самарской банковской сфере ничего, кроме недоумения. Источник, близкий к руководству “Автовазбанка” назвал сегодняшнюю публикацию в федеральном издании “непонятным набором фактов”, добавив, что на сегодня ни о какой санации банка речи не ведется. Директор самарского отраслевого агентства “Саминвестор” Илья Липкинд считает, что публикация в “Ведомостях” противоречит сама себе:


На самом деле никаких явных признаков того, что “Автовазбанку” нужна санация, нет. Тут надо выделить два нюанса. Во-первых, понятное дело, что да, действительно в “Автовазбанке” не так давно прошла плановая проверка ЦБ, по результатам которой “Автовазбанку” было выдано предписание о досоздании резервов под некоторые кредиты. Но это увеличение резервов для “Автовазбанка” хоть и неприятно , но не критично. Тут можно ещё обратить внимание на поведение самих акционеров. Сами же “Ведомости” в своей статье пишут о том, что в мае акционеры “Автовазбанка”, в частности, Николай Таран, сделали взнос в капитал банка, чтобы частично покрыть расходы на дорезервирование. По моим оценкам, этот взнос должен был составить где-то 550-600 млн рублей. Но при этом надо понимать, что механизм санации предполагает полное отстранение прежних собственников от владения банком. То есть после запуска механизма санации его капитал уменьшается до одного рубля, а затем происходит его докапитализация за счет рыночного инвестора или напрямую АСВ. Поэтому соответственно всё, чем владели в банке прежние акционеры, превращается в один рубль. Совершенно нереально, чтобы крупные региональные бизнесмены, такие, как Таран, Казымова, Прокопенко, выкинули на ветер 550-600 млн рублей, зная, что их банк может быть санирован. Это во-первых. Во-вторых, как правило, во всех банках незадолго до санации наблюдаются признаки вывода активов. То есть резко увеличивается выдача кредитов фирмам с небольшой кредитной историей или вообще без кредитной истории, необеспеченных ссуд и так далее. В отчётности “Автовазбанка” на 1 июня - на 1 июля пока ещё нет отчётности - ничего подобного не наблюдается, то есть никаких признаков вывода активов. Исходя даже из этой, вполне официальной информации, я бы сказал, что о санации пока речи не идет.
Сейчас АСВ проверяет пассивы и активы “Автовазбанка”, пишут “Ведомости”. Такая проверка действительно идет, но к санации она не имеет никакого отношения, отмечает директор “Саминвестора” Илья Липкинд:
Я бы ещё добавил, исходя из собственной информации, полученной от своих источников, в том числе имеющих отношение к ЦБ и к АСВ. Во-первых, и там, и там никто не в курсе о том, чтобы “Автовазбанк” подлежал санации. Как мне сказали, такой вопрос на повестке дня не стоит, и даже не рассматривался. Что касается проверки в “Автовазбанке”, то да, действительно в “Автовазбанке” с прошлого вторника идёт проверка с участием специалистов Центробанка и АСВ из Москвы, но эта проверка проводится не в связи с возможной санацией, а в связи с тем, что в мае “Автовазбанк” подал заявку на участие в госпрограмме докапитализации банков за счет облигаций федерального займа (подробнее - тут http://saminvestor.ru/news/2015/06/26/36955/). То есть понятное дело, что там львиная доля средств по этой программе достаётся федеральным банкам, но небольшая толика денег в рамках этой программы предназначена в том числе и региональным банкам. Вот как раз заявку на участие в этой программе подал и “Автовазбанк”. Проверка связана с этим. Конечно, теоретически информация, которая будет получена в ходе этой проверки, может быть использована в дальнейшем при принятии решения о санации. Но конкретно сейчас единственной целью этой проверки является выяснить, соответствует ли “Автовазбанк” критериям, которые предъявляются к банкам-претендентам на докапитализацию за счёт ОФЗ.
Эксперта удивляет и то, что федеральная газета, вопреки обыкновению, не приводит ссылок на источники в госрегуляторах:
Я бы ещё отметил пару моментов, связанных, собственно, с самой статьёй в “Ведомостях”. “Ведомости” всегда плотно работали и с Центробанком, и с Агентством по страхованию вкладов. Но в тексте статьи нет ни одной ссылки на источник в ЦБ или в АСВ. Единственное, там есть указание, что ЦБ и АСВ отказались ответить на официальный запрос “Ведомостей”, что для этих организаций является обычной практикой: они никогда не комментируют ситуацию в действующих банках.
Возможным претендентом на санацию “Автовазбанка” “Ведомости”  называют “Промсвязьбанк”. Между тем, переговоры между банками ведутся еще с прошлой осени. Таким образом, разговор мог вестись исключительно о покупке действующего банковского бизнеса, по всей видимости, с сохранением бренда, говорит Илья Липкинд:
По моей информации, на самом деле переговоры между “Автовазбанком” и “Промсвязьбанком” велись с осени прошлого года, задолго до того, как была проведена плановая проверка ЦБ (завершилась весной 2015 года - ред.) и было выдано предписание о дорезервировании. И тем более задолго до того, как возникли слухи о том, что “Автовазбанку” нужна санация. Поэтому, на мой профессиональный взгляд, это выглядит как обычная попытка сбить цену в процессе переговоров. Тем более, что если заявка “Автовазбанка” на участие в программе докапитализации будет согласована, то у них исчезнет потребность в стороннем инвесторе, и тогда соответственно переговоры с “Промсвязьбанком” будут свёрнуты. Подобные статьи и старательное их обмусоливание действительно может спровоцировать отток клиентов из банка. Это на самом деле опасно, хотя “Автовазбанк” такие оттоки уже не один раз переживал, скажем так, вполне достойно: и в 2008 году, и в 2013, когда у нас был локальный банковский кризис паникующих клиентов.
Желание крупных банков стать санаторами банков помельче вполне объяснимо: государство выделяет на оздоровление признанного проблемным банка долгосрочный и практически беспроцентный кредит. Например, в случае с санацией КБ “Солидарность” АСВ предоставило заем на 6 млрд рублей под 0,5 годовых.
http://bfmsamara.ru/razgovory-o-vozmozhnoj-sanacii-avtovazbanka-ne-naxodyat-podtverzhdeniya.html

К этому можно добавить только два момента:
Во-первых, если верить одному из сотрудников Автовазбанка, «Ведомости» почему то не использовали комментарий, который для этой статьи им предоставили акционеры банка;
Во-вторых и в главных - очень легко проследить первоисточник слухов о санации Автовазбанка. 11 июня этого года финансовый директор Промсвязьбанка Владимир Мамакин заявил, что кредитная организация планирует две сделки по приобретению региональных банков: одна сделка будет совершена как поглощение, вторая - как санация.  Спустя несколько дней газета «Коммерсантъ» сообщила, что поглощение относится к Первобанку (что было хорошо известно задолго до «Коммерса»), а санация - якобы к Автовазбанку. А спустя три недели (и через неделю после публикации статьи о том, что Автовазбанк претендует на участие в программе докапитализации за счет АСВ и в случае одобрения заявки может отказаться от сделки с Промсвязьбанком) «Ведомости» зачем-то на редкость бездарно пересказывают собственными словами ту же тему….
PS Поржал над фееричной очепяткой в «Ведомостях» - «…у банка низкий уровень просрочки - из 22 млрд. рублей кредитного портфеля просрочено всего 43 млрд. рублей» (на самом деле на 1 июня - 152,46 млн. рублей). Только в «самом крутом деловом издании страны» просрочка может быть в два раза больше кредитного портфеля.
PPS В общем, коллеги-ведомостюшники - не надо так откровенно «джинсовать» и до такой степени портить себе репутацию. Подложили свинью и себе, и клиенту ;)

авб, покупка, санация, банки тольятти, автовазбанк, промсвязьбанк

Previous post Next post
Up