Как я уже писала в предыдущем своем рассказе о Сусии-поселении
http://liorasun55.livejournal.com/76622.html , я побывала там в рамках марша в память о Дроре Вайнберге. О забеге-марше и Дроре я напишу отдельно, а сейчас хочу рассказать о древнем городе Сусия (ударение на первом слоге) , рядом с которым и расположено поселение и именем которого оно, собственно, и названо.
Древняя Сусия - впечатляющее свидетельство тому, как жило и процветало еврейское общество спустя 200 лет после восстания Бар Кохбы.
Сусия была древним еврейским городом, большим и хорошо организованным, который существовал несколько сотен лет, начиная со времени разрушения второго Храма. О том, что город был еврейским, говорят множество свидетельств: миквы, в большом количестве найденные при раскопках (более 30, что превышает нашу сегодняшнюю израильскую норму по отношению к количеству проживавших в городе жителей) , древняя синагога с мозаикой на еврейскую тематику. Но что очень странно - ни в одном из известных документов или религиозных источников этот город не был упомянут!
Сусия расположена на юго-восточном склоне горы Хеврон и являлась южной границей владений колена Иегуды в ветхозаветные времена. Южный склон горы Хеврон ограничивается с восточной стороны Иудейской пустыней и с западной - Иудейской низменностью (Шфелат Иегуда). Здесь расположены два хребта: Маон с востока и Таария ( ט'הריה ) с запада. По этим хребтам шли древние дороги с вершины горы в Негев.
Количество выпадающих здесь осадков составляет 200-300 мм в год, что определяет этот район как "полупустыня" и здесь достаточно растительности для выпаса скота, чем и занимались в этих местах наши предки, и чем с успехом продолжают заниматься сегодня местные жители.
Наша экскурсовод Таль (девочка проходит альтернативную службу в армии). Она тоже жительница поселения, но в Самарии.
На этой карте мы видим, как был организован город. В нем есть улицы и переулки, здания общественные и жилые, есть синагога, которая построена на самом высоком месте, есть пещеры, служившие для для захоронений, есть миквы и резервуары для сбора воды.
Идем по дороге и входим в древний город
До того, как присмотришься и начнешь различать строения, город выглядит почти как груда камней.
Здесь когда-то жили наши предки
Пещера - древнее захоронение византийского периода. Почти все найденные в Сусие захоронения относятся в этому периоду, и лишь несколько - к эпохе Второго Храма.
В археологическом парке Сусия можно вполне обойтись без экскурсовода. Достаточно у входа взять буклет, в нем есть карта со всеми обозначениями, а на месте есть соответствующие указатели. Еще одно новшество (по крайней мере, лично я до этого не встречала такого рода услуг нигде): называется оно "инструктаж по мобильному телефону" (адраха селоларит) :)) Цивилизация!!! :)) В буклете есть таблица, в которой перечислены все достопримечательности, есть номер телефона, по которому нужно звонить, и в каждой строке - короткий номер "шлухи" (внутренней линии), набрав который, вы услышите рассказ именно об этой достопримечательности :)
На горизонте выделяется большое здание. Это и есть синагога.
О том, как здесь было построено жилье, нужно рассказать отдельно. Есть дома, выстроенные так, что, примыкая друг к другу , они своей наружной стеной образуют защитную городскую стену. Называют их "Батей Хома" (домами стены). Раскопки вскрыли такие дома вдоль наружной границы города. Такое устройство города помогало жителям обеспечить себе бОльшую безопасность, охраняя город от вторжения врагов и грабителей.
Другой тип жилищ, распространенный в Сусие - так называемые "кварталы" (роваим). Это группа жилых домов с общим двором, дверные проемы всех соседских "квартир" выходили во двор, там же находился общий резервуар для воды и даже миква для общего пользования. Пещеры, служившие жилыми помещениями, были разделены перегородками.(Этакие коммуналки :) ) При раскопках найдено несколько таких "кварталов".
Это - вход в древнее жилище-пещеру (сейчас там "кинотеатр", где нам показали короткий фильм)
Так пещера выглядит изнутри:
Теперь - небольшой экскурс на тему сбора и хранения воды в данных природных условиях.
Почва представляет собой мягкие известковые породы, покрытые сверху твердой коркой ( не нашла перевода словосочетания קרום נארי קשה , так что не знаю, какая именно порода представляет собой корку над мягкими породами).
Такой состав почвы не позволяет воде впитываться глубоко, она остается в верхнем слое почвы.( что способствует произрастанию растений) .
В условиях малого количества источников воды в древние времена очень важно было собрать и сохранить дождевую воду. Поэтому территория Сусии и вообще всего прилегающего района буквально испещрена ямами-резевуарами для сбора воды.
Кстати, я всегда считала, что яма (бор маим) и колодец (бээр маим) - синонимы, поскольку особо не вдумывалась, а внешне они похожи. На этой экскурсии я поняла, что разница, собственно, огромна! Колодец - это скважина, пробуренная или выкопанная до уровня водоносного слоя, а яма - это просто резервуар для воды, и наполнить ее можно исключительно дождевой водой, позаботившись а ее сборе.
Яма для сбора дождевой воды.
Это древния яма для сбора и хранения воды - в ней и сейчас есть студеная водичка (в пустыне, заметим в скобках, и воздух в тот день был плюс более чем 30 градусов). Это характерное устройство "колодца", который на самом деле просто резервуар для воды: сверху ставили камень с небольшим отверстием. Так драгоценная вода меньше испарялась и в нее не попадали мусор и грязь.
Вода попадает в яму по системе желобков, выбитых в камне.
Достаем воду .....
И - какой ужас!!!!! Потратив столько денег на раскопки и организацию заповедника, они не нашли подходящее ведро!!! Я была в шоке! И чуть было не забыла нажать на спуск фотоаппарата, упуская исторический момент :))
Но вода была приятной и прохладной, и мы с удовольствием умылись ею в жаркий (декабрьский) день (был хамсин) :))
Перед тем, как подойти к синагоге, бросим на нее еще раз взгляд издалека.
А теперь подойдеи к ней поближе.
Как и в других селениях того периода, синагога, очевидно, служила не только зданием для религиозных целей, но также была и важным общественным зданием: в синагогах обычно обучали учеников, проводили собрания, встречали важных гостей.
Древние арки синагоги
Мозаика, которая украшает пол синагоги. На ней изображено величественное здание с четырьмя колоннами на фасаде, перед ним - слева и справа - два семисвечника (меноры). Вход в него оформлен нарядным фронтоном под двускатной крышей. А справа перед менорой изображены предметы еврейской атрибутики: этрог, пальмовая ветвь и, наверное, шофар. Видно, что община вложила немало средств, чтобы достойно украсить эта самое красивое в городе здание.
В северной часли синагоги есть ниша, котоая была ограждена решеткой и обрамлена колоннами из мрамора. Нишу я не фоткала, что называется, издержки неподготовленности к поездке, когда важность того или иного элемента понимаешь постфактум, перерыв после поездки кучу всякого материала и только после этого розобравшись, что там и для чего.... Оказалось, что эта ниша и возвышение (бима)полностью восстановлены и находятся в музее Израиля в Иерусалиме. Колонны из мрамора украшают различные надписи.
К синагоге также был проложен подземный ход, ведущий в северную часть поселения.
К сожалению, последний период в жизни города остается пока неизвестным. Неясно, сколько времени просуществовал город во время мусульманского правления и почему жители оставили его. Археологические находки периода крестоносцев и мамлюков крайне скудны, что говорит о том, что в эти периоды город почти не был заселен.
Теперь, когда мы подробно осмотрели все находки археологов, надо отдать должное людям, которые помогли им предстать перед нами во всей своей красе.
Первым обнаружил город Генри Бейкер Тристрам еще в 1864 году. Он описал большое здание и колонны на входе в него.
Не могу удержаться и не сделать лирическое отступление, чтобы намного рассказать об этом интересном человеке. :) Раз уж раскопала нечаянно :))
Генри Бейкер Тристрам (1822-1906) - английский священник, ученый, путешественник и орнитолог. Страдал от туберкулеза и был вынужден жить вне родной Англии, где закончил престижную школу и колледж в Оксфорде.
Исследовал пустыню Сахару, был в Ливане, Мессопотамии, Армении, несколько раз посетил Палестину, деля свое время между исследованиями природы и поиском мест, описанных в Писании.
Его статьи печатались в многочисленных журналах и изданиях. Был одним их основателей Британского общества орнитологов. Создал обширную коллекцию птичьих чучел, которые были переданы Ливерпульскому музею.
В его честь были названы несколько птиц, в том числе Буревестник Тристрам Oceanodroma tristrami, кто-то из скворцовых (Onychognathus tristramii), и еще пара, в правильном переводе их названий я не уверена. Уф! Я даже нашла увесистую книгу Тристрама на "Амазоне" о путешествии в Палестину (700 страниц ) :))
И - одна очень насмешившая меня подробность (мир тесен!) :)) Запустив Гугл на поиск, я обнаружила, что упоминание об этом ученом есть в статье моей френедессы
dona_anna http://dona-anna.livejournal.com/553782.html Вернемся в нашу Сусию...:)
В те же годы Сусию посетили и другие британские исследователи, а также француз Виктор Гран. Они описали расположение улиц и переулков, уже известное высокое здание, но о его назначении они не догадались.
После Шестидневной войны территория стала доступна для посещений и исследований. Тогда и начали производиться серьезные раскопки. В начале 70-х годов археологи Гутман, Явин и Нэцэр выявили мозаику, которая пролила свет на назначение этого здания.
В 1978 году Гришфельдом был раскопан жилой дом южнее синагоги, а в 1985 году раскопали еще целую серию сооружений на территории Сусии. Зээв Явин в 1985-87 годах выявил жилые здания по обе стороны главной улицы. В 1994 году Гуврин обнаружил здания, построенные "стеной", а в 1999-2000 нашли еще серию таких же зданий, а также многочисленные пещеры и резервуары для сбора воды.
Эти данные взяты из буклета, который можно получить у входа в археологический парк. Писали статью д-р Дорон Сар Ави и Надав Авраамов.
Вот сайт, где можно прочитать о месте и экскурсиях
http://www.susya.org.il/или позвонить по телефону 1-599-507-517