Шавей Цион, византийская мозаика 5 века

May 11, 2014 18:24

Друзья, я хочу поделиться с вами нечаянным открытием. Это пост Александра, он недавно туристом побывал в Израиле. Причем побывал в таких местах, о которых я не слышала, и очень подробно рассказал и сфотографировал наши достопримечательности, которые многие, я думаю, не видели. И, к сожалению, которые находятся в жутком состоянии и могут исчезнуть, просто элементарно испортиться из-за заброшенности . Такая мозаика интересная! Жаль, что так наплевательски у нас относятся к историческим ценностям :(( Александру - большое спасибо!

Оригинал взят у spitzruten в Шавей Цион, византийская мозаика 5 века
12.04.2014

В русскоязычной среде Израиля почему-то принято называть достопримечательности аттракциями. Первой аттракцией, которую мы здесь увидели, оказалась внезапно свастика.
Разумеется не та.


Шавей Цион - мошав (сельскохозяйственное поселение) на берегу Средиземного моря между городами Акко и Нагария. Отсюда до кибуца Бейт Ха-Эмек, где мы остановились, по прямой 6 километров полями и огородами. Сюда мы и отправились пешком на второй день по прилёту посмотреть что и как, а при желании искупаться в море.



Здесь в 1955 году откопали руины старинной византийской церкви. Точнее даже не руины, а мозаичный пол.



(фото ynetnews.com)

Входим через невзрачную калитку



Древность как могли привели в вид, поставили декоративные колонны и обнесли штакетником.



Обычно в таких местах стоят таблички с сопроводительным текстом. Здесь - ничего.
Единственное описание на русском языке сделал bukvoed здесь. Цитирую:
"На месте будущего мошава располагалось полторы тысячи лет назад византийское селение, в котором, ясное дело, без церкви никак. Селение было, видимо, зажиточное, чему способствовала проходившая неподалёку римская дорога; поэтому церковь они позволили себе не простую, а украшенную мозаиками. Источники упоминают надпись, датирующую мозаики 485/6 годом. Должен признать, что надпись не нашёл. Учитывая жалобы, что несмотря на усилия по консервации мозаика буквально разваливается, может уже и нет никакой надписи. Церковь была перестроена в шестом веке и разрушена в конце шестого или начале седьмого, возможно персами.
Из найденного где-то в районе Наарии мильного камня исследователи сделали вывод, что называлось селение Nea Come  До византийского здесь было селение греческое, персидское и так далее до железного века. Имелась сносная гавань глубиной 3-7 м. Где-то рядом в море нашли в 1973 остатки корабля пятого века до н.э., а на борту - сотни (!) статуэток финикийской богини Танит. Видимо, товар пользовался большим спросом"
*Nea Come - Новая Деревня.



Свастики типичного греческого вида, такие можно найти во всех справочниках по орнаментам. В целом же в раннем христианстве свастика называлась гаммированный крест или гаммадион (от названия греческой буквы гамма), и до конца Средневековья считалась одним из символов Христа. В Россию пришла как раз из Византии и до сих пор встречается во многих православных храмах.

План местности с нанесенными современными дорогами:



(фото iaa-conservation.org.il)

Вход располагался с запада со стороны моря, а алтарь, как и положено, был в восточной части. На плане видно, что алтарь пересекает дорога серого цвета. Так и есть, его закатали в асфальт при строительстве дороги, которая проходит здесь сразу за забором:



Впрочем, возможно, к моменту раскопок там уже ничего не сохранилось.
Мозаичная часть пола присутствует отдельными кусками





Византийский орнамент образовался из слияния эллинистических традиций с персидскими. Затейливая узорчатость, круги и многоугольники, растительные мотивы. Некоторые детали имеют христианскую символику. Например такая плетёнка олицетворяет сеть, которой "ловят" человеческие души



В этих узорах христианской церкви налицо пока ещё живое влияние античности









Большинство фрагментов здесь в удручающем состоянии



С одной стороны хорошо, что сюда можно запросто войти без лишних формальностей, всё открыто и доступно круглосуточно. Но с другой близость моря, ветер и дождь действуют отнюдь не благотворно. Куски мозаики просто валяются под ногами. Меня так и подмывало протянуть руку и сунуть пригоршню в карман на сувениры. Приобщиться к древности, так сказать. Но я подавил в себе этот гнусный порыв.



Греческий крест - две равные перекладины пересечены посередине под прямым углом. Ещё один символ Христа в раннем христианстве



Известно, что в 427 году император Феодосий II запретил изображать кресты на полу храмов. Выходит одно из двух: либо эта мозаика имеет более раннее происхождение, либо указ не был выполнен. К слову, Пято-шестой Вселенский Собор в 681 г. закрепил это правило канонически: "изображение креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих." (73 правило)
В последнее время стало модно хихикать над "мракобесием", но я не стал бы злословить. Так же нельзя, например, наступить на хлеб. Казалось бы, что такое хлеб - кусок переработанного растения, как листья под ногами. Но попробуйте скажите об этом блокаднику-ленинградцу, особенно в День Победы. С другой стороны доведение до абсурда выглядит смешно, когда человек вместо мыслей о возвышенном постоянно глядит себе под ноги, выискивая любые перекрещенные черточки.

Чуть поодаль каменная кладка, обозначенная на плане как баптистерий - бассейн для крещения



Трудно сказать как выглядела эта церковь, но можно быть уверенным, что внешне она была невзрачной и изысканной внутри. В византийской традиции такой подход символизировал богатство внутреннего мира человека в противовес внешнему.



Если бы не Средиземное море, окружающий ландшафт вполне сошел бы за среднерусский



Прямо напротив на каменном берегу стоит кенотаф какому-то утонувшему серфингисту



Так выглядит въезд в мошав. Справа от дороги видна бетонная башня - одно из первых появившихся строений здесь, возведена в 1940-м



Башня использовалась как наблюдательный пункт в первые годы существования поселения



Так она выглядела в 1940-х годах


(фото ynetnews.com)

Посёлок основала группа евреев из немецкой деревни Рексинген, расположенной на юге Германии. Жители деревни приняли коллективное решение не дожидаться репрессий со стороны нацистских властей и организованно переехали в Израиль в 1938 году.
На их решение повлияла информация от жителей Нагарии о возможности создания собственного поселка и уже 13 апреля 1938 года Шавей Цион был создан по методу «хома-умигдаль» («стена и башня»).

Метод был прост: с наступлением темноты на заранее выбранное место прибывала группа поселенцев и ограждала определенную территорию забором. Внутри огороженного участка строилась дозорная башня. Наутро британские мандатные власти оказывались поставленными перед фактом возникновения нового киббуца или мошава: согласно оставленному в силе турецкому земельному праву, огроженное забором строение не подлежало сносу и должно было быть зарегистрировано за его владельцем.

Деревянный барак, специально сохраненный на память. В таких здесь жили первые поселенцы, а конкретно в этом также располагались поочередно детский сад и школа, о чём написано на синей табличке рядом



Сегодня посёлок выглядит далеко не бедно, здесь есть даже собственный дельфинарий.

Развесистые кактусы высотой метров 5 для тенистой прохлады



Местные мужики в выходной пришли на рыбалку



Я в воду лезть не стал, а Иванка наплескалась до посинения



Интересное решение - маленькие клумбы вдоль дороги, устроенные в пальмовых пнях



Видны водопроводные трубочки для полива цветов



Мост перед въездом в мошав украшает симпатичное граффити. 1938 - год основания посёлка



На заднем плане виднеется арабская деревня Мазраа. Про неё вкратце в следующем посте.

Это место на карте.

Источники информации:
http://bukvoed.livejournal.com/112685.html
http://www.biblewalks.com/Sites/shavey_zion.html
http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.aspx?id=171&mag_id=110&print=all
http://museum.rutkin.info/ru/node/247

Кроме оговоренных отдельно, все фото мои. Можно брать и использовать с любой целью не спрашивая.
Previous post Next post
Up