«Хорошо, ну а живете-то вы где?», - такой вопрос нередко задают художнице Татьяне Козьминой гости, впервые попадающие в ее дом в Старой Ладоге. «Приходится объяснять, что вот на этих девяти метрах полезной площади мы и живем», - говорит Татьяна. Жилплощадь, на которой располагаются она и искусствовед Борис Васильев, действительно невелика - небольшой дом середины XIX века недалеко от староладожской крепости и Варяжской улицы, которую называют первой улицей на Руси. Однако гости, журналисты и телекорреспонденты едут к Татьяне и Борису не за древностями. Их интересует дом, который снаружи и внутри украшен рисунками.
Ворота расписаны по мотивам орнаментов ладожских церквей
Церковь святого Петра и ладожские дома
Фасад дома, выходящий на улицу
Предбанник
В сенях
На входной двери дома изображена сцена с Сирином. Вместо лика у Сирина помещено зеркало, так, что каждый может в него посмотреться и стать Сирином. Еще одно подтверждение моей теории, перенятой у Ю. М. Лотмана, о том, что на «высокое искусство» (картины, скульптуру) мы смотрим, а с народным искусством мы играем.
Созерцание, например, портрета какой-нибудь знатной дамы в музее не предполагает того, что вы будете подставлять вместо ее головы свою. Напротив, вашей задачей будет попытаться глубже проникнуть в сам образ, понять его особенности и т. д. А народное искусство общается с вами противоположным образом - призывает играть, пересказывать своими словами, шутить, дурачиться, лезть в сюжет и пр. И здесь это очень здорово продемонстрировано.
Сама Татьяна сказала, что прикрепила зеркало, так как «постоянно что-то выдумывает». Плюс, дверь всегда сильно пачкается, а краска помогает это скрыть. Учтем этот факт, видимо, в XIX веке при заказе росписи дома это обстоятельство тоже учитывалось.
Внизу изображена сама Татьяна, возвращающаяся из леса. Как мы увидим, героями росписей зачастую являются сами хозяева, а также их друзья и гости.
Небольшая кухня полна рисунков. На верхней створке холодильника Татьяна выразила впечатления от посещения Парижа, включив сюда кулинарную тему - здесь сыр, вино, виноград. А ниже - дары природы и заготовки из них. Что находится внутри, то изображено снаружи. Если бы прагматика росписей прошлого века считывалась бы так же хорошо, мне не о чем было бы писать магистерскую.
Над плитой располагается роспись по мотивам популярного лубка с фривольным текстом - кавалер пристает к даме в то время, когда она печет блины. Доска, на которой возникла эта живопись, имеет еще и укрепительную функцию - без нее, по словам хозяйки, полкухни вывалилось бы на улицу: дом-то старый.
Умывальник украшен росписью на сюжеты рыбной ловли.
БОрис и ТАтьяна. А кому докажешь через сто лет? ) Будете создавать свои художественный шедевры - на минутку подумайте о ваших будущих исследователях. Черкните в уголке свое имя и название работы.
Изображения льва и единорога на кухне не маркируют содержимое и взялись, как выяснилось, из культурного опыта хозяйки. Кроме того, сказалось изучение книг по народной живописи, например, В. А. Барадулина о Прикамье, Урале, Приуралье.
Татьяна окончила Академию Художеств, работает в технике литографии, иллюстрирует книги. В Ладогу переехала в 80-е и живет здесь постоянно.
Борис Васильев - искусствовед, занимается росписями древнерусских храмов. Накануне ночью при свете телефона читала его статью о мраморовидных росписях в церквях XI-XII веков, а днем познакомилась с самим автором.
А вот они же за чаем на крышке самодельного сундука
Этот же сундук сбоку - Татьяна его расписывает)
В сенях находится холодильник. Несложно догадаться, что в нем хранится мясо. Судя по словам хозяйки, совсем не такого разнообразия и количества, и это привет еще одной функции росписи - она должна показывать зажиточность хозяев. Как в наши дни, так и в позапрошлом веке.
Дверь в хозяйственный дом. Сцены из жизни.
Дверь в мастерскую Татьяны. В клеймах нарисованы те, кто в этой мастерской приезжает работать.
Татьяна рисует стенгазеты, посвященные событиям того или иного выдающегося дня: визиту Путина в Старую Ладогу (пафос не в самом визите, а в подготовке к нему и устройстве показухи), пожару, или просто походу с лес с друзьями. Подобные листы массово печатались в старину и тоже были посвящены каким-то особым событиям. Я поинтересовалась, не рисует ли Татьяна стенгазеты на деревянных плоскостях. Она ответила, что нет, так как считает формат «листка» более подходящим для такой цели.
Фасад дома, обращенный во двор.
Татьяна и Борис за чаепитием.
Фасад хозблока/студии. По словам художницы, не смогли украсить дом так, как задумывали, поэтому нарисовали то, что хотели построить. Изображен ноев ковчег. Выбраны те животные, которые нравятся Татьяне.
Жаль, что хорошо снять росписи, особенно интерьерные, невозможно с моей техникой и отсутствием нормальной вспышки. Поэтому если вы фотограф и вам понравились росписи - давайте съездим и переснимем лучше. Готовы привезти вас в Ладогу и увезти. Да и просто посмотреть - заходите. Дом опубликован в "Lonely Planet", и хозяева, в целом, привыкли, что в ворота то и дело тарабанят иностранцы, указывая на путеводитель и требуя впустить.